Определение Ленинградского областного суда
от 7 июня 2012 г. N 33а-2610/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.
судей Кабировой Е.В., Кошелевой И.Л.
при секретаре Коротковой Н.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Медведева В.Н. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 марта 2012 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области в части отказа в предоставлении жилого помещения, обязании устранить допущенное нарушение прав путем включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кошелевой И.Л., представителя Медведева В.Н. Цепова Г.В.
судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Медведева В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения рабочей группы при Правительстве Ленинградской области в части отказа в предоставлении ему жилого помещения и об обязании устранить допущенное нарушение прав путем включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обосновании заявленных требований заявитель указал, что на заседании рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", было принято решение об отказе ему в предоставлении жилого помещения из средств федерального бюджета (протокол заседания N от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с тем, что им не предоставлена справка о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы, кроме того, его семья (жена, сын, дочь) проживает в трёхкомнатной квартире <адрес>
О решении рабочей группы при Правительстве Ленинградской области ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ, когда он лично получил в администрации Выборгского района выписку из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ Считает, указанное решение незаконным и необоснованным, в связи с чем, просит обязать Правительство Ленинградской области устранить в полном объёме допущенное нарушение его прав и свобод путём включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в собственность бесплатно в 2011 году.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "<данные изъяты>" ЛО возражала против удовлетворения заявления.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 марта 2012 года в удовлетворении заявления Медведева В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В жалобе указано, что разрешая дело, суд не принял во внимание его доводы о том, что при принятии оспариваемого решения рабочая группа грубо превысила свои полномочия, поскольку она вправе давать рекомендации о выдаче государственного жилищного сертификата, а он не просил предоставить ему указанный сертификат. Решение вопроса о предоставлении жилого помещения лицам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, относится к компетенции администраций муниципальных образований.
Справка о сдаче занимаемой служебной жилой площади была им сдана в администрацию Выборгского района. Дубликат указанной справки он не имеет возможности получить.
На учете нуждающихся он состоит один, без членов своей семьи, в связи с чем, ссылка на наличие квартиры у его жены и детей, является необоснованной.
Судебная коллегия, исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется путем деления занимаемой семьей общей площади жилого помещения на количество лиц, проживающих в данном жилом помещении.
Все лица, проживающие в жилом помещении, должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, в случаях, указанных в ст. 51 ЖК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруг (супруга); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Из материалов гражданского дела следует, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 15 ноября 2010 года признано незаконным постановление главы администрации МО "<данные изъяты>" ЛО в части снятия Медведева В.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение решения суда, вступившего в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ, издано постановление главы администрации МО "<данные изъяты>" ЛО N о признании утратившим силу п. 1 постановления главы администрации МО "<данные изъяты>" ЛО N от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2006 N 235 "О мерах по реализации в Ленинградской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной Целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" ответственность по организации в Ленинградской области работы, связанной с рассматриваемой категорией граждан, военнослужащих, уволенных в запас возложена на комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Рабочая группа при Правительстве Ленинградской области была образована для организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и действовала в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2006 N 235 "О мерах по реализации в Ленинградской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Основными задачами рабочей группы в числе прочего, является проверка документов учетных дел. То есть, для выполнения возложенных задач Рабочая группа определяла правомерность включения граждан в списки получателей средств бюджета на основании действующих нормативных правовых документов.
Как следует из Положения о порядке организации в Ленинградской области работы по оформлению и выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2006 N 235, предоставление средств бюджета является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Положением о рабочей группе при Правительстве Ленинградской области для организации работы по реализации указанной подпрограммы установлено, что рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право: при определении правомерности включения граждан в списки получателей сертификатов (социальных выплат) на основании действующих нормативных правовых документов вносить решения с предложениями об отказе гражданам - участникам подпрограммы, ветеранам, инвалидам в выдаче сертификата (свидетельства для получения субсидии) либо в выдаче сертификата на другой состав семьи (п. 5).
Протоколом заседания рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании Федеральных законов от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 25 мая 2011 года, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, Медведеву В.Н. отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку отсутствует справка о сдаче жилья по последнему месту военной службы; семья ( жена, сын, дочь) проживают в трехкомнатной квартире <адрес> ( л.д.11).
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Медведева В.Н. о признании указанного решения незаконным, и обязании Правительства Ленинградской области включить его в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением бесплатно в 2011 году.
При этом, суд исходил из того, что предоставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту службы для военнослужащих федеральных органов исполнительной власти было как ранее, так и в настоящее время предусмотрено федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Требование о предоставлении указанного документа было предусмотрено также принятым в рамках указанного федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (пункт 44). При этом, в случае непредставления документов, указанных в пункте 44, государственный жилищный сертификат не выдавался. То есть, как правильно указал суд, непредставление гражданином - военнослужащими одного из предусмотренных пунктом 44 документов, являлось самостоятельным отказом в реализации права на получение государственного жилищного сертификата.
Как установлено судом, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 в редакции от 3 ноября 2011 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" где указанная норма также сохранена.
При таких обстоятельствах, требование рабочей группы о предоставлении справки о сдаче ранее занимаемого жилого помещения является обоснованным. В случае утраты указанного документа, заявителем должны быть представлены иные доказательства, подтверждающие выполнение требований действующего законодательства о сдаче ранее занимаемого служебного жилого помещения, предоставленного ему на время службы.
Обоснованным является и вывод суда о том, что у рабочей группы при Правительстве Ленинградской области на момент принятия решения N от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали основания полагать Медведева В.Н. не имеющим жилого помещения на территории Российской Федерации применительно к требованиям п. 7 и 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Положениями пунктов 7 и 8 указанных выше Правил предусмотрено, что социальные выплаты за счет средств федерального бюджета (жилищной субсидии, субсидии), право на получение которых удостоверяет государственный жилищный сертификат, предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Как следует, из материалов дела, супруга заявителя - Медведевой Е.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ являлась нанимателем отдельной трехкомнатной квартиры <адрес> в которой помимо нее зарегистрированы сын и дочь заявителя. Данных о прекращении указанных прав на момент принятия решения рабочей комиссии материалы дела не содержат. Согласно объяснений заявителя, указанная квартира в настоящее время приватизирована членами его семьи.
Доводы заявителя о том, что он никогда не был зарегистрирован в указанной квартире, не имеет к ней никакого отношения, опровергаются вышеприведенными положениями действующего жилищного законодательства, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся его супруг и дети.
Данных о прекращении брака с Медведевой Е.Ф. заявителем не представлено.
Решением собрания представителей муниципального образования Выборгский район Ленинградской области для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении установлена учетная норма общей площади жилого помещения 9 кв. м.
Общая площадь жилого помещения, в котором проживают жена и дети заявителя, составляет <данные изъяты> кв. м, таким образом, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв. м. площади, что составляет более учетной нормы для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, рабочая группа при Правительстве Ленинградской области обоснованно указала в оспариваемом решении, что право заявителя на получение жилого помещения в рамках реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" отсутствует.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно оценил юридически значимые обстоятельства, установил их в ходе судебного разбирательства достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявления.
Доводы заявителя о том, то он претендует на получение от администрации Выборгского района жилого помещения в собственность бесплатно, и не просил о выдаче жилищного сертификата, не влияют на правильность постановленного судом решения, поскольку заявитель продолжает стоять на очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений, оспариваемое решение носит рекомендательный характер и не является основанием для снятия его с указанного учета.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 7 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Медведева В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 7 июня 2012 г. N 33а-2610/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)