Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 мая 2012 г. N 33-5718/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
при секретаре
Председательствующего
Савина В.В.
Судей
Володкиной А.И., Цыганковой В.А.
Хеймонен Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2012 года по заявлению П.И. об оспаривании решения Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от <дата>.
Заслушав доклад судьи Савина В.В., выслушав объяснения представителей подателя жалобы Г.Л. и С.Л., поддержавших требования апелляционной жалобы в полном объеме, П.И. и ее представителя С.А., просивших решение оставить без изменения, а также представителя Правительства Ленинградской области, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
П.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области (далее - Комиссия) от <дата>, просив также включить в стаж государственной (гражданской) службы в государственных органах Ленинградской области для назначения пенсии за выслугу лет периоды ее работы с <дата> по <дата> в <...>, с <дата> по <дата> в <...> и об обязании Комиссии признать за заявительницей право на пенсию за выслугу лет с <дата>.
В обоснование заявленных требований П.И. ссылалась на незаконность обжалуемого решения Комиссии от <дата>, поскольку оно противоречит положениям пункта 1 статьи 4 Ленинградского областного закона от 10.02.1997 года N 5-ОЗ "О государственной службе Ленинградской области", поскольку до вступления в силу Закона Ленинградской области от 05.07.2010 года N 34-ОЗ "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области", названный нормативный акт распространял гарантии для лиц, замещающих государственные должности в Ленинградской области без предъявления требований к стажу государственной службы (работы).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2012 года суд признал незаконным решение Комиссии от <дата> и обязал Комиссию назначить П.И. пенсию за выслугу лет, назначаемую лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Комиссия просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив апелляционную жалобу, дополнения и отзывы к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов гражданского дела, <дата> в связи с выходом П.И. на трудовую пенсию по старости, по основаниям положений пункта 1 части 3 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", она освобождена от должности <...>
В этот же день П.И. обратилась в Комиссию о назначении пенсии за выслугу лет на основании положений Областного закона Ленинградской области от 05.07.2010 N 34-ОЗ "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области" (далее - Закон N 34-ОЗ).
Решением Комиссии от <дата>, оформленным выпиской из протокола от той же даты за N..., П.И. решено включить в стаж государственной гражданской службы Ленинградской области, дающей право на пенсию за выслугу лет, <...> в том числе стаж в государственных органах Ленинградской области, установленных Уставом Ленинградской области, и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в размере <...>
В связи с чем заявительнице отказано в назначении пенсии за выслугу лет по основаниям положений статьи 2 Закона N 34-ОЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Областного закона Ленинградской области от 16.11.2011 N 91-ОЗ "О внесении изменений в областные законы "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области") и "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области", поскольку стаж государственной (гражданской службы) в государственных органах Ленинградской области, установленных Уставом Ленинградской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, у П.И. составляет <...>
Признавая решение Комиссии незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что по смыслу положений пункта 3 части 1 статьи 2 Закона N 34-ОЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Областного закона Ленинградской области от 16.11.2011 N 91-ОЗ), названные положения не ставят в зависимость возникновение у кандидата на получение доплаты за счет бюджета субъекта Российской Федерации возникновение права на такую доплату от периода его трудовой деятельности - до вступления в силу Устава Ленинградской области или после такового, а предназначены для разграничения требований, предъявляемых к размеру стажа служащих, занятых на должностях в органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области и служащих государственной (гражданской) службы в государственных органах Ленинградской области.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод основанным на неправильном толковании норм материального права в связи со следующим.
Положениями части 1 статьи 2 Закона N 34-ОЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Областного закона Ленинградской области от 16.11.2011 N 91-ОЗ) устанавливались условия назначения пенсии за выслугу лет. Только одновременное соблюдение всех четырех требований позволяло П.И. претендовать на спорные доплаты из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Комиссия, не оспаривая соответствие П.И. 1, 2 и 4 условиям, считала, что заявительница не отвечает требованиям, изложенным в пункте 4 части 1 названной нормы областного закона.
Проверяя обоснованность и законность названного основания для отказа Комиссии в удовлетворения заявления П.И. от <дата>, суд апелляционной инстанции находит его не нарушающим права и свободы заявительницы.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 2 Закона N 34-ОЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Областного закона Ленинградской области от 16.11.2011 N 91-ОЗ) пенсия за выслугу лет назначается при соблюдении в том числе следующего условия: наличие стажа государственной (гражданской) службы в государственных органах Ленинградской области, установленных Уставом Ленинградской области, и органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области не менее 10 лет, из которых стаж государственной (гражданской) службы в государственных органах Ленинградской области должен составлять не менее 5 лет.
Устав Ленинградской области вступил в силу 12.01.1995 года, то есть для разрешения спорного вопроса юридическое значение имеет только стаж работы заявительницы на государственной (гражданской) службе в государственных органах Ленинградской области в период с 12.01.1995 года, но не ранее.
Учитывая тот факт, что заявительница работала на должностях государственной (гражданской) службы в государственных органах Ленинградской области, установленных Уставом Ленинградской области, после 12.01.1995 года в период с <дата> по <дата> в должности <...>, то есть в течение <...> (л.д. 12-14), основания для назначения требуемой доплаты, отсутствуют.
Таким образом, решение в части признания решения Комиссии незаконным подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки заявительницы и суда первой инстанции на тот факт, что незаконным является установление права на доплату служащим, замещающим соответствующие должности только после 12.01.1995 года противоречит положениям пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет и др.) с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
Из правового анализа действующего как федерального, так и регионального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, вводить и изменять с учетом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, учитывая при этом общие принципы социальной справедливости, стабильности, равенства граждан, обеспечивающие доверие граждан к социальной политике государства.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции названного не учел, как не учел и того факта, что Закон N 34-ОЗ принят в пределах компетенции и полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, и последнему не противоречит, а также устанавливает основания возникновения права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Оспариваемые условия назначения доплаты к пенсии государственных служащих Ленинградской области были установлены на основе федерального законодательства и не подвергались в данной части изменениям.
Утверждения заявительницы об обратном выводе со ссылками на положения статьи 15 Закон N 34-ОЗ в той части, согласно которой установлено, что действие настоящего областного закона распространяется на лиц, замещавших государственные должности государственной службы Ленинградской области до дня вступления в силу областного закона от 25 февраля 2005 года N 11-оз "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области", - со дня обращения за назначением пенсии за выслугу лет после вступления в силу настоящего областного закона, суд апелляционной инстанции расценивает как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку указанные положения являются переходными (то есть регулирующими права лиц, уже получающих доплаты на основании областных законов N 53 и 41), тогда как заявительница впервые обратилась за получением спорной доплаты.
Решение суда в части обязания Комиссии назначить П.И. пенсию за выслугу лет, назначаемую лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области, также подлежит отмене и постольку поскольку названое решение является законным, а также по тому основанию, что судом не учтено следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу положений части 1 статьи 6 Областного закона Ленинградской области от 08.06.2010 N 26-ОЗ "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Ленинградской области и муниципальной службы в Ленинградской области" стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданских служащих устанавливается правовым актом Губернатора Ленинградской области.
Положениями статьи 5 Закон N 34-ОЗ закреплено, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной (гражданской) службы, устанавливается постановлением Губернатора Ленинградской области.
Во исполнение указанных норм издано Постановление Губернатора Ленинградской области от 21.10.2010 N 91-пг, утвердившее Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области, должности государственной гражданской службы Ленинградской области, и доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области.
Заявление установленной формы на имя Губернатора Ленинградской области с необходимыми документами подается в комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области (пункт 12 положения).
Подпунктом 8 пункта 12.4 названного положения закреплено, что Комиссия принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Ленинградской области об установлении доплаты к пенсии или назначении пенсии за выслугу лет.
Таким образом, указанный орган не наделен полномочиями по назначению спорной доплаты, такие полномочия имеются только у Губернатора Ленинградской области.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в полном объеме, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2012 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления П.И. об оспаривании решения Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от <дата> отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 мая 2012 г. N 33-5718/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)