Определение Ленинградского областного суда
от 17 мая 2012 г. N 33а-1835/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т. В.,
судей Переверзиной Е.Б., Рогачевой В. В.,
при секретаре Глазуновой Ю. А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - представителя муниципального учреждения здравоохранения "<данные изъяты>" Борисенка Д.Е. на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Балашовой Л.П. к муниципальному учреждению здравоохранения "<данные изъяты>" о возмещении расходов по приобретению лекарственных средств и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения ответчика - представителя муниципального учреждения здравоохранения "<данные изъяты>" Бондаревой И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Балашовой Л.П. - Лебедевой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Балашова Л.П. обратилась в Киришский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "<данные изъяты>" (далее - МУЗ "<данные изъяты>") о взыскании с ответчика <данные изъяты> в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных средств резорба и кселода, <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, 160 рублей 04 копеек в счет судебных расходов.
В обоснование иска Балашова Л.П. ссылалась на те обстоятельства, что истец является инвалидом I группы, страдает онкологическим заболеванием и в силу требований ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами и право на приобретение льготных лекарств. По предъявлении в аптеку льготного отпуска поликлиники МУЗ "<данные изъяты>" рецептов врача-онколога МУЗ "<данные изъяты>" от 5 декабря 2011 года N на лекарство резорба и от 16 декабря 2011 года N на лекарство кселода лекарства по ним выданы не были ввиду их отсутствия в аптеке, а рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание. Однако, как указывает истец, в нарушение п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, не было организовано ни отсроченное обслуживание, ни осуществлен отпуск аналогичного лекарственного средства. Кроме того, истец сослалась на то обстоятельство, что ввиду угрозы здоровью и жизни она была вынуждена приобрести за свой счет 22 декабря 2011 года лекарство резобра и 29 декабря 2011 года лекарство кселода, при этом она испытала физические и нравственные переживания в связи с опасностью прогрессирования онкологического заболевания и непоправимым ущербом здоровья. В этой связи Балашова Л.П. требовала судебной защиты нарушенного права и компенсации морального вреда (л.д.1-4).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца Балашовой Л.П. - Лебедева Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме (л.д.70),
Между тем, истец Балашова Л.П. в суд первой инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.41); представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по здравоохранению Ленинградской области также не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д.35-38); представитель ответчика МУЗ "<данные изъяты>" в суд первой инстанции не явился, о причинах неявки не сообщил.
Киришский городской суд 24 февраля 2012 года постановил решение, которым удовлетворил иск Балашовой Л.П., при этом взыскал с МУЗ "<данные изъяты>" в пользу Балашовой Л.П. в возмещение ущерба <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Этим же решением с МУЗ "<данные изъяты>" взыскана государственная пошлина в доход государства в сумме 1074 рубля 03 копейки (л.д.76-80).
Представитель МУЗ "<данные изъяты>" Борисенок Д.Е., имеющий полномочия на обжалование судебных актов на основании письменной доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85), не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 24 февраля 2012 года решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель ответчика ссылался на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, имея ввиду неправильного истолкования закона, а именно, положений п. 8 ст. 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - ФЗ "О лекарственных средствах") и п.п.1.3, 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785. Кроме того, податель жалобы указал, что ФЗ "О лекарственных средствах", а также Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 апреля 2005 года N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств" утратили силу. По мнению представителя ответчика МУЗ "<данные изъяты>" является учреждением здравоохранения и в вопросах социальной помощи действует исключительно в рамках заключенных договоров, при этом обязанности МУЗ "<данные изъяты>" при обеспечении населения Ленинградской области лекарственными средствами на средства областного и федерального бюджетов и отпускаемым по рецептам врачей бесплатно, определяются исключительно положениями договора N от 19 января 2011 года, заключенного между МУЗ "<данные изъяты>" и Ленинградским областным государственным предприятием "<данные изъяты>". По мнению подателя жалобы, законодательством не предусматривается возможность самостоятельной покупки гражданами лекарственных средств с последующим возмещением их стоимости, в связи с чем МУЗ "<данные изъяты>" не обязано обеспечивать Балашову Л.П. лекарственными средствами за свой счет и является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, представитель ответчика считает, что МУЗ "<данные изъяты>" не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (л.д.86-88).
При рассмотрении и разрешении жалобы в суде апелляционной инстанции истец Балашова Л.П., представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по здравоохранению Ленинградской области в судебное заседание не явились.
Между тем, присутствовавший в судебном заседании представитель ответчика МУЗ "<данные изъяты>" - Бондарева И.А., поддержала доводы апелляционной жалобы, тогда как представитель Лебедева Н.В., действовавшая в защиту прав и законных интересов истца Балашовой Л.П., выразила несогласие с предъявленной апелляционной жалобой.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в деле, суд первой апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Балашова Л.П. является инвалидом первой группы, страдает онкологическим заболеванием.
В соответствии с ФЗ N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" истец имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, которая предусматривает обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.
Также судом первой инстанции установлено, что 5 декабря 2011 года истцу лечащим врачом выписан рецепт на получение бесплатно лекарства резорба и 16 декабря 2011 года выписан рецепт на лекарство кселода. лекарства выданы не были и поставлены на отсроченное обслуживание. Как в день обращения, так и через 10 дней аптечный пункт лекарство ей не выдал.
В связи с чем, истец приобрела указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства, потратив <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона, право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
При этом ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации.
В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Судом первой инстанции установлено, что аптека МУЗ <данные изъяты> не отпустила в 10-ти дневный срок заявленное истцом лекарство, но своевременно поставила необходимые препараты на отсроченное обслуживание.
Действующим законодательством не предусмотрено самостоятельное приобретение льготных лекарств муниципальным учреждением здравоохранения, так как денежные средства на приобретение лекарственных средств для льготной категории граждан им не выделяются.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом.
С учетом того, что надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов, то оснований требовать возмещении расходов по приобретению лекарственных средств с муниципального учреждения здравоохранения "<данные изъяты>" у истца не имеется.
Такие требования могут быть предъявлены к фармацевтической организации, с которой Комитет по здравоохранению Ленинградской области заключил государственный контракт на поставку лекарственных средств согласно утвержденной Комитетом по здравоохранению Ленинградской области заявке.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции, с учетом всех обстоятельств дела, отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что поскольку обстоятельства имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, и доказательства подтверждающие позицию сторон представлены, отсутствуют основания для передачи дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, исковые требования Балашовой Л.П., заявленные к муниципальному учреждению здравоохранения "<данные изъяты>" о возмещении расходов по приобретению лекарственных средств и компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, что не препятствует истцу и не ограничивает в возможности защиты своих прав посредством использования иных правовых механизмов, в том числе и в порядке судебной защиты.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1ст.328, ч. 1 ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 24 февраля 2012 года отменить.
В иске Балашовой Л.П. к муниципальному учреждению здравоохранения "<данные изъяты>" о возмещении расходов по приобретению лекарственных средств и компенсации морального вреда - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 17 мая 2012 г. N 33а-1835/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)