Определение Ленинградского областного суда
от 18 июля 2012 г. N 33-3055/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре Коротковой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2012 г., которым К. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение и взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения К. и его представителя КМ., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Правительства Ленинградской области КО. и Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К. обратился в суд с иском об обязании Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить ему на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда в размере N руб.
В обоснование требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, награжден знаком "Житель блокадного Ленинграда", с 2009 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пользуясь правом ветерана Великой Отечественной войны, неоднократно обращался в муниципальные органы с требованием о преставлении жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" N от 09.01.2010 г., до настоящего времени жильем не обеспечен, что причиняет истцу глубокие моральные и нравственные страдания.
Истец в суде первой инстанции требования поддержал, подтвердил, что настаивает на предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.
Представители Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" и Правительства Ленинградской области в судебном заседании требования не признали, указав в обоснование возражений, что истцу была выделена единовременная денежная компенсация на приобретение жилья, которая им использована не была, в связи с чем право на повторное обеспечение он будет иметь спустя 12 месяцев.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.05.2012 года К. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе К. просит решение суда отменить, принять новое судебное решение в соответствии с действующим федеральным законодательством, указывая, что постановленное решение является неправосудным и несправедливым.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что К. вместе с женой КГИ. зарегистрирован и проживает в <адрес>, является собственником 1/4 доли указанного жилого дома.
На основании Постановления администрации МО "Муринское сельское поселение" N от 08.06.2010 К. в составе семьи, состоящей из трех человек: он, жена КГИ. и дочь КОВ. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной категории - участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним.
К. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным в установленном порядке.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 г. N 714, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", должно быть завершено до 1 мая 2010 г.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (с изменениями), участникам Великой Отечественной Войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации Российская Федерация полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе указанных в ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.
Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 названного Федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеназванные положения закона, довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при разрешении спора неправомерно руководствовался нормативными актами Ленинградской области, является необоснованным и не может быть принят судебной коллегией.
Статьей 1 закона Ленинградской области "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N 5-оз от 17.02.2010 года определены категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, к числу которых относится истец.
Кроме того, статьей 2 указанного закона установлены два способа обеспечения жильем: путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма либо в собственность в порядке очередности исходя из времени принятия гражданина на учет, а также путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Областного закона Правительством Ленинградской области принято постановление от 01.06.2010 года N 131 "О мерах по реализации областного закона "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", которым утверждены Порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма либо в собственность.
Пунктом 3 утвержденного этим постановлением Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (приложение 2) предусмотрено, что гражданин, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием выплаты, предоставляемой за счет средств федерального бюджета и областного бюджета, представляет в администрацию муниципального образования заявление, подписанное гражданином (и его супругой/супругом), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно п. 4 Порядка выплаты предоставляются по списку единой областной очереди, сформированной на 15 февраля и 15 июля текущего года комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, в хронологической последовательности - по дате приема граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах всех уровней на соответствующий финансовый год.
Как следует из материалов учетного дела К. 15.09.2010 г. он обратился с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения., в связи с чем 18.11.2010 г. ему было выдано соответствующее свидетельство N со сроком действия до 17.11.2011 г. (включительно).
Из материалов дела также следует, что К. не воспользовался предоставленным ему свидетельством и 15 ноября 2011 года подал заявление о предоставлении ему жилого помещения на семью, состоящую из двух человек, по договору социального найма.
Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 17.11.2011 года в предоставлении бюджетных средств К. было отказано на основании с п. 6 Порядка предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в соответствии с которым право на повторное включение гражданина в список граждан-получателей субсидии возникает через 12 месяцев после окончания установленного срока действия свидетельства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение рабочей группы от 17.11.2011 года об отказе в предоставлении средств на приобретение жилья принято в рамках и в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 01.06.2010 года N 131 Порядком предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке и с соблюдением установленных сроков ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, судом не было принято во внимание, что 15 ноября 2011 года истцом было подано заявление не о повторном получении субсидии, а о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что свидетельствовало об избрании К. иного предусмотренного Областным законом "Об обеспечении жильем некоторых категорий граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" N 5-оз от 17.02.2010 года способа обеспечения жилым помещением. А как следует из положений регулирующего порядок предоставления жилых помещений областного законодательства возможность подачи заявления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма какими либо сроками не ограничена.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования об обязании администрации обеспечить его жилым помещением, в связи с чем постановленное решение в данной части подлежит отмене в соответствии с п. 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в указанной части.
В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ возмещению подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Учитывая, что действиями ответчика было нарушено имущественное право истца на обеспечение жилым помещением, оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда не имеется, а потому решение суда в данной части должно быть оставлено без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1,328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2012 года отменить в части отказа в обязании предоставить жилое помещение.
Обязать Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области обеспечить К. жилым помещением по договору социального найма на семью, состоящую из двух человек, в порядке, установленном действующим законодательством.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 18 июля 2012 г. N 33-3055/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)