Выполнение работ из материалов заказчика. Возврат материалов
Когда стройматериалы от инвестора получает заказчик-застройщик, он может передать их подрядчику в качестве инвестиций, или выступить в роли поставщика. Передаваемые заказчиком-застройщиком материалы могут являться как давальческим сырьем, так и платой за выполненные работы.
Как правило, организации-подрядчики используют не принадлежащее им сырье, материалы, оборудование и т.п.
Давальческое сырье - это сырье и материалы, которые одна организация передает для переработки другой организации.
Если осуществляется операция по передаче и переработке давальческого материала в строительстве, то необходимо выделить некоторые особенности:
обязательно участие двух сторон - заказчика (владельца материалов) и подрядчика (осуществляющего их переработку);
заказчик остается на протяжении строительства собственником этих материалов;
подрядчик не оплачивает переданные ему материалы, заказчик же выплачивает подрядчику некоторую сумму средств за выполнение работ.
Договор переработки давальческого сырья является разновидностью договора подряда в соответствии с гл. 37 ГК РФ.
Что касается строительства, поставка необходимых материалов может осуществляться и за счет заказчика, и за счет поставщиков. Полученными на давальческих условиях считаются не все материалы.
При заключении договора с использованием давальческого сырья нужно учесть его специфические особенности. Распределяя риски между сторонами-участниками договора, нужно руководствоваться ст. 705 ГК РФ, из которой следует, что риск случайной гибели или случайного повреждения переданных в переработку материалов несет заказчик, а риск случайной гибели или случайного повреждения уже изготовленной строительной продукции - подрядчик.
Если заказчик каким-либо образом утратил переданные подрядчику материалы, причем это произошло в результате недобросовестных действий подрядчика, то он может потребовать возмещения причиненных убытков.
В договоре должны быть предусмотрены следующие условия:
- предмет договора, вид работ;
- порядок передачи сырья организации-подрядчику и сдачи-приемки готового объекта заказчику;
- порядок осуществления расчетов по договору;
- порядок использования отходов, которые остались после изготовления продукции;
- другие условия.
Основой для вычисления стоимости услуг становятся указанные в смете показатели строительства. Оценка тех материалов, которые переданы по давальческому договору, осуществляется на основе первичных документов, в соответствии с которыми была осуществлена передача материалов. После подписания акта сдачи-приемки строительной продукции для использования в строительстве по дальнейшему предназначению, заказчик оценивает уже готовой строительную продукцию. Ее оценка происходит с учетом требований ПБУ 5/01. Например, стоимость готовой строительной продукции должна включать в себя затраты заказчика без учета сумм налога на добавленную стоимость, стоимость использованных давальческих материалов, включая произведенные транспортные расходы, связанные с доставкой материалов на стройплощадку.
Затраты, произведенные при переработке материалов, которые были оплачены сторонними организациями, относят в дебет счетов, на которых должны учитываться продукция, полученная при переработке. Передача различных материалов с целью переработки другой организации представляет собой типовую хозяйственную операцию организации-заказчика. Она отражается организацией в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами (материалы, которые находятся на складе и материалы, переданные в переработку, необходимо учитывать на разных субсчетах счета 10 "Материалы").
Организация-заказчик, которая передает материалы в переработку, должна учитывать их в течение всего периода строительства на субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". Когда строительство заканчивается, стоимость материалов и затраты, осуществленные в процессе переработки, относят на увеличение первоначальной стоимости строительного объекта. Это отражается следующими записями:
Дебет 10 "Материалы", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражено приобретение материалов, планируемых в дальнейшем передать организации-подрядчику на давальческих условиях;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражен НДС со стоимости приобретенных материалов;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 51 "Расчетные счета" - погашена задолженность перед поставщиком материалов;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - предъявлена к зачету сумма НДС по приобретенным и оплаченным материалам;
Дебет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону". Кредит 10-1 "Сырье и материалы" - списана учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку;
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражена стоимость работ по строительству (за минусом НДС), принятых к оплате;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражен НДС от стоимости строительных работ по переработке давальческих материалов;
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы". Кредит 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" - списана учетная стоимость сырья и материалов, переданных в переработку, при приемке готового объекта строительства;
Дебет 10-6 "Прочие материалы", Кредит 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" - отражена стоимость возвратных отходов, полученных от подрядчика.
Пример
Заказчик приобрел у поставщика строительные материалы на сумму 88 500 руб. (в том числе НДС 18% - 13 500 руб.) и передает их подрядчику.
В учете заказчика хозяйственные операции отражены:
Дебет 10-1, субсчет "Сырье и материалы", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 75 000 руб. - приобретены сырье и материалы, планируемые в дальнейшем передать подрядчику на давальческих условиях (без учета НДС);
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 13 500 руб. - НДС со стоимости приобретенных сырья и материалов;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 51 "Расчетные счета" - 88 500 руб. - погашена задолженность перед поставщиком материалов;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 13 500 руб. - зачтена сумма НДС по оплаченным и полученным материалам;
Дебет 10-7, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит 10-1, субсчет "Сырье и материалы" - 75 000 руб. - стоимость сырья и материалов, переданных в переработку.
Передача заказчиком материалов с целью переработки не является их реализацией. Бухучет организации-заказчика операций, связанных с передачей материалов организации-подрядчику и получения от нее готовой продукции, основан на том положении, что стоимость переданных подрядчику в переработку материалов до того, как готовый объект принят к учету, должна отражаться на синтетическом счете учета материалов. Их аналитический учет ведется на специально открытом отдельном субсчете 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону" согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.
Отражение сырья и материалов, поступивших в переработку по договору переработки давальческого сырья, на счете 10 "Материалы" является ошибкой подрядчика. В этом случае может возникнуть необоснованное занижение налогооблагаемой прибыли, т.к. происходит списание стоимости этих материалов на затраты производства, и к увеличению совокупной суммы налогов, которые должны быть уплачены в бюджет за соответствующий отчетный период.
Строительная организация, принимающая материалы в переработку, должна вести учет следующим образом:
Дебет 003 "Материалы, принятые в переработку" - отражается стоимость материалов, принятых в переработку;
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др. - отражаются затраты по переработке сырья и материалов;
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж", Кредит 20 "Основное производство" - списываются затраты по передаче готовой продукции заказчику;
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90-1 "Выручка" - отражается выручка от выполнения работ по переработке (без учета стоимости материалов, полученных на давальческих условиях);
Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68-2 "Расчеты по НДС" - отражена задолженность по НДС от выручки;
Дебет 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж", Кредит 99 "Прибыли и убытки" - определен финансовый результат;
Дебет 99 "Прибыли и убытки", Кредит 68-4 "Расчеты по налогу на прибыль" - отражен налог на прибыль;
Кредит 003 "Материалы, принятые в переработку" - списана стоимость сырья и материалов, принятых в переработку;
Дебет 10-6 "Прочие материалы", Кредит 98-2 "Безвозмездные поступления" - отражена стоимость возвратных отходов, полученных организацией-подрядчиком без оплаты;
Дебет 10-6 "Прочие материалы", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - уменьшена стоимость оказанных давальцу услуг на принятую сторонами оценку стоимости возвратных отходов;
Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - отражено погашение дебиторской задолженности за услуги, связанные с переработкой материала.
Пример
Организация-подрядчик получила от заказчика строительные материалы на сумму 88 500 руб. (в том числе НДС 18% - 13 500 руб.) и использует их в ходе проведения строительных работ. Согласованная между сторонами стоимость работ равна 35 400 руб. (в т.ч. НДС 18% - 5 400 руб.)
В учете организации-подрядчика делаются следующие записи:
Дебет 003 "Материалы, принятые в переработку" - 75 000 руб. - отражена стоимость материалов, принятых от заказчика;
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и т.д. -15 000 руб. - отражены затраты по оказанию услуг по строительству объекта;
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90-1 "Выручка" - 35 400 руб. - отражена согласованная сторонами стоимость услуг по строительству объекта (включая сумму НДС);
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж", Кредит 68-2 "Расчеты по НДС" - 5 400 руб. - отражен НДС со стоимости оказанных услуг;
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж", Кредит 20 "Основное производство" - 15 000 руб. - отражено списание на реализацию фактических затрат, связанных с оказанием услуг заказчику;
Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 62 - 35 400 руб. - отражена фактическая оплата давальцем стоимости оказанных услуг;
Кредит 003 "Материалы, принятые в переработку" - 75 000 руб. - отражено списание стоимости давальческих материалов при передаче готового объекта заказчику.
Своевременный и достоверный учет давальческого сырья и материалов обеспечивается раздельным формированием затрат по строительной продукции, которая выпускается из собственных материалов и по продукции из давальческих материалов.
В соответствии со ст. 154 НК РФ при реализации услуг по производству продукции из давальческих материалов налоговая база по НДС определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации и без включения в нее самого НДС.
Пример
Строительная продукция, изготовленная из давальческих материалов, реализована за 30 000 руб. без учета НДС. Поэтому, налогооблагаемой базой по НДС является 30 000 руб., то есть стоимость выполненных работ, услуг, оказанных заказчику.
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль для организации-подрядчика является разница, возникающая между вознаграждением, получаемым от заказчика, и затратами на переработку переданных им материалов.
Если между заказчиком и подрядчиком заключен договор на переработку давальческих материалов или договор предусматривает строительство с использованием материалов заказчика, то отсутствие первичной документации или их неправильное оформление организацией-заказчиком или подрядчиком не является основанием для того, чтобы считать, что подрядчик выполнял строительные работы из собственных строительных материалов. Подтверждают это данные аналитического учета у организации-подрядчика (субсчет 10-1 "Сырье и материалы"), которые показывают отсутствие операций по оприходованию переданных материалов, а также отсутствие кредитовых оборотов по данному счету. Сметная стоимость строительных работ (в которую не включены давальческие материалы) отражается в справке (форма КС-3).
Документальное оформление давальческих материалов является важным фактором системы учета давальческих материалов.
Передавая материалы подрядчику, заказчик должен оформить "Накладную на отпуск материалов на сторону" (типовая форма N М-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве"). В накладной в графе "Основание", необходимо сделать запись "На давальческих условиях по договору N".
Когда заказчик-застройщик получает от инвестора стройматериалы в качестве инвестиций, они поступают по цене, согласованной сторонами без НДС. Согласно подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, носящая инвестиционный характер, не является реализацией. Следовательно, такая операция не может облагаться НДС. Таким образом, инвестор не должен выписывать счет-фактуру, передавая материалы. Эти стройматериалы заказчик-застройщик должен отражать по дебету счета 10 "Материалы" (субсчет "Строительные материалы") в корреспонденции с кредитом счета 86 "Целевое финансирование".
Пример
Застройщик получил в качестве инвестиций стройматериалы на сумму 500 000 руб. Эту операцию заказчик-застройщик отразил в учете проводкой:
Дебет 10 субсчет "Строительные материалы", Кредит 86 "Целевое финансирование"
- 500 000 руб. - оприходованы материалы, полученные в счет инвестиций.
При этом 500 000 руб. не учитываются у заказчика-застройщика в целях налогообложения прибыли, ведь полученные материалы - это целевое финансирование строительства объекта (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Если условиями инвестиционного договора не предусматривается передача имущества в качестве инвестиций, то инвестор выступает в качестве поставщика материалов. В этом случае происходит реализация материалов организации-застройщику, которая, соответственно, облагается НДС. По этой операции инвестор должен выписать счет-фактуру. Задолженность организации-застройщика за материалы может быть зачтена в счет инвестиций.
Пример
Застройщик получил от инвестора материалы на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Задолженность за материалы была зачтена в счет инвестиций.
В учете заказчик-застройщик сделает следующие проводки:
Дебет 10 субсчет "Строительные материалы", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - оприходованы материалы;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 90 000 руб. - отражен НДС по материалам;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 86 "Целевое финансирование"
- 590 000 руб. - зачтена задолженность заказчика-застройщика за материалы в счет инвестиций.
НДС по стройматериалам, учтенный на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", заказчик не может принять к вычету из бюджета, поскольку эти материалы он не использует в деятельности, облагаемой НДС. При этом счета-фактуры, полученные от поставщиков материалов и подрядчиков по выполненным строительно-монтажным работам, заказчик-застройщик должен хранить в журнале учета полученных счетов-фактур без регистрации их в книге покупок. Копии этих счетов-фактур прилагаются к сводному счету-фактуре, представляемому инвестору при передаче построенного объекта. К сводному счету-фактуре заказчик также прикладывает документы, подтверждающие фактическую уплату НДС поставщикам и подрядчикам.
В договоре между заказчиком и подрядчиком может быть предусмотрено, что работы выполняются из материалов заказчика, которые он, в свою очередь, получил от инвестора. В этом случае передаваемые материалы следует рассматривать как давальческие. Отгружая их подрядчику, заказчик должен выписать в двух экземплярах документ по унифицированной форме N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону". На этой накладной нужно сделать пометку "Давальческие материалы". Заключать отдельный договор на поставку материалов при этом не надо.
Право собственности на передаваемые материалы подрядчику не переходит. Это значит, что учитываться они по-прежнему будут на балансе заказчика, только на другом субсчете счета 10 "Материалы" - "Материалы, переданные в переработку на сторону".
Затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его возведением (строительные работы, приобретение и монтаж оборудования, прочие капитальные затраты) и вводом в эксплуатацию. До ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов затраты застройщика учитываются в составе незавершенного строительства на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет "Строительство объектов основных средств" ПБУ 2/2008).
Пример
Предположим, что заказчик-застройщик передает на давальческой основе подрядчику материалы по согласованной цене - 590 000 руб. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.).
В учете заказчик-застройщик отразит данную операцию следующими проводками:
Дебет 10 субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит 10 субсчет "Строительные материалы"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Дебет 10-7"
- 500 000 руб. - переданы материалы подрядчику;
Дебет 08 субсчет "Строительство объектов основных средств", Кредит 10 субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону"
- 500 000 руб. - списана стоимость давальческих материалов по акту о приемке выполненных работ (форма N КС-2);
Дебет 08 субсчет "Строительство объектов основных средств", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 400 000 руб. (472 000 - 72 000) - учтена стоимость выполненных строительных работ по справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3);
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 72 000 руб. - отражен НДС со стоимости работ;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 51 "Расчетные счета"
- 472 000 руб. - оплачены подрядчику выполненные строительные работы.
Если подрядчик выполняет работы из материала заказчика, то он должен соблюдать требования п. 1 ст. 713 ГК РФ: использовать материалы экономно, а после окончания работы представить заказчику отчет о количестве истраченного материала. Если же материал был израсходован не полностью, то его остаток нужно вернуть заказчику либо с его согласия оставить у себя. В последнем случае цена выполненных работ должна быть уменьшена на стоимость неиспользованного сырья.
Обязательство подрядчика перед заказчиком-застройщиком прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Об этом сказано в ст. 410 ГК РФ.
Пример
Предположим, что расходы подрядчика по выполнению строительных работ (амортизация основных средств, зарплата строителей с учетом страховых взносов) составили 350 000 руб.
В учете подрядчик должен сделать следующие проводки (выручка в целях исчисления НДС определяется "по отгрузке", что нужно утвердить в учетной политике организации):
Дебет 003 "Материалы, принятые в переработку"
- 590 000 руб. - оприходованы давальческие стройматериалы, полученные от заказчика;
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 02 "Амортизация основных средств" (69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда")
- 350 000 руб. - отражены расходы по выполненным строительным работам;
Кредит 003 "Материалы, принятые в переработку"
- 590 000 руб. - списаны материалы, полученные от заказчика и израсходованные в строительстве;
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 субсчет "Выручка"
- 472 000 руб. - отражена выручка от выполнения строительных работ;
Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 72 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 20 "Основное производство"
- 350 000 руб. - списана стоимость выполненных строительных работ;
Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж", Кредит 99 "Прибыли и убытки"
- 50 000 руб. (472 000 - 72 000 - 350 000) - отражена прибыль от выполнения строительных работ;
Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 472 000 руб. - получена оплата от заказчика за выполненные работы.
Но не всегда заказчик передает подрядчику материалы на давальческих условиях, иногда - в счет оплаты выполненных работ. Причем эти материалы могут использоваться как при выполнении работ для данного заказчика, так и при выполнении работ по другим договорам.
Пример
Подрядчик выполнил для заказчика-застройщика строительные работы на сумму 649 000 руб. (в том числе НДС - 99 000 руб.). В оплату выполненных работ заказчик-застройщик передал подрядчику материалы на сумму 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Эти материалы не используются для выполнения заказа заказчика-застройщика.
В учете заказчика-застройщика нужно сделать следующие проводки:
Дебет 08 субсчет "Строительство объектов основных средств", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 550 000 руб. (649 000 - 99 000) - отражена стоимость выполненных строительных работ по справке о стоимости выполненных работ (форма N КС-3);
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 99 000 руб. - отражен НДС со стоимости работ; Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",
Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 590 000 руб. - начислен доход от передачи материалов подрядчика;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы", Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 90 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы", Кредит 10 субсчет "Строительные материалы"
- 500 000 руб. - списаны материалы, переданные подрядчику;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 590 000 руб. - произведен взаимозачет на стоимость переданных материалов;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 51 "Расчетные счета"
- 59 000 руб. (649 000 - 590 000) - погашена задолженность перед подрядчиком.
Стоимость строительных работ, выполненных подрядчиком, составила 350 000 руб. Организация сделает в учете следующие проводки:
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 02 "Амортизация основных средств" (10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда")
- 350 000 руб. - отражены расходы по выполнению строительных работ;
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 90 субсчет "Выручка"
- 649 000 руб. - отражена выручка от выполнения строительных работ;
Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 99 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж", Кредит 20 "Основное производство"
- 350 000 руб. - списана стоимость строительных работ;
Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж", Кредит 99 "Прибыли и убытки"
- 200 000 руб. (649 000 - 99 000 - 350 000) - отражена прибыль от выполнения строительных работ;
Дебет 10 субсчет "Строительные материалы", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 500 000 руб. - оприходованы материалы, полученные от заказчика;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 90 000 руб. - отражен НДС по материалам; Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 590 000 руб. - произведен взаимозачет на стоимость материалов;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям"
- 90 000 руб. - принят к вычету из бюджета НДС по оприходованным и оплаченным строительным материалам;
Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
- 59 000 руб. (649 000 - 590 000) - получены денежные средства от заказчика в счет оплаты выполненных для него работ.
Доставка материалов
В строительстве часто является целесообразным, чтобы материалы приобретала организация, которая выполняет работы, т.е. подрядчик, генподрядчик, или заказчик снабжает материалами подрядчика.
Пусть ситуация такова, что генподрядчик обеспечивает стройматериалами субподрядчика, а расходы по материалам включены в смету субподрядчика. Обычно расходы по доставке, при этом, берет на себя генподрядчик. Естественно, их учет происходит у генподрядчика: либо в общей стоимости материалов - на счете 10 "Материалы" (если они доставляются генподрядчику), либо в составе общей стоимости работ - на счете 20 "Основное производство", если материалы доставляются на склад, а затем - на стройплощадку.
Пример
По условиям договора генподрядчик обеспечивает материалами субподрядчика. При этом расходы по транспортировке материалов оплачивает генподрядчик.
В марте 2011 г. генподрядчик оплатил доставку имеющихся материалов до субподрядчика - 4130 руб. (в том числе НДС - 630 руб.). В учете генподрядчика нужно сделать следующие проводки:
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- 3500 руб. (4130 - 630) - оплачена доставка материалов субподрядчику;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- 630 руб. - отражен НДС по доставке материалов;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками", Кредит 51 "Расчетные счета"
- 4130 руб. - оплачена доставка материалов субподрядчику;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
- 630 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС по доставке материалов субподрядчику.
Субподрядчик отражает принятые материалы на счете 003 "Материалы, принятые в переработку". Обычно расходы по транспортировке материалов несет генподрядчик. Но возможен случай, когда оплачивает доставку субподрядчик - тогда он компенсирует сумму, затраченную на доставку генподрядчику. Однако на практике генподрядчик сначала оплачивает доставку материалов и только потом корректирует оплату по договору субподряда на необходимую сумму. В этом случае необходимо четко указать в договоре возможность таких расчетов, иначе данная операция будет выглядеть как реализация транспортных услуг и облагаться налогом на реализацию. Иначе же эту операцию (сумму компенсации) можно отразить транзитом на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Пример
По условиям договора генподрядчик обеспечивает материалами субподрядчика.
В марте 2011 г. генподрядчик оплатил по счету ОАО "Российские железные дороги" за услуги по транспортировке материалов субподрядчику 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Однако по договору эти расходы обязан компенсировать субподрядчик. В этом же месяце генподрядчик получил от субподрядчика счет за выполненные работы в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Генподрядчик и субподрядчик обменялись извещениями - авизо - о взаимозачете расходов по оплате транспортных услуг на сумму 11 800 руб. В учете генподрядчика данная операция отразится следующими проводками:
Дебет 76 субсчет "Расчеты с ОАО "Российские железные дороги", Кредит 51 "Расчетный счет"
- 11 800 руб. - оплачены услуги ОАО "Российские железные дороги";
Дебет 76 субсчет "Расчеты с субподрядчиком по оплате транспортировки материалов", Кредит 76 субсчет "Расчеты с ОАО "Российские железные дороги"
- 11 800 руб. - отражена задолженность субподрядчика за оплату транспортировки стройматериалов;
Дебет 20 "Основное производство", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражена стоимость работ, выполненных субподрядчиком;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", Кредит 60 "Расчеты с поставщиками"
- 18 000 руб. - отражен НДС по выполненным субподрядным работам;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками", Кредит 76 субсчет "Расчеты с субподрядчиком по оплате транспортировки материалов"
- 11 800 руб. - произведен взаимозачет с субподрядчиком на стоимость транспортных услуг;
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками", Кредит 51 "Расчетные счета"
- 106 200 руб. (118 000 - 11 800) - оплачены субподрядчику выполненные работы за минусом его задолженности по оплате транспортировки стройматериалов:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
- 18 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС по выполненным и оплаченным субподрядным работам.
Субподрядчик учитывает стоимость доставки на счете 20 "Основное производство".
Взаимозачет полной суммы обязательств невозможен (ст. 411 ГК РФ), если требования следующие:
по которым истек срок исковой давности;
- о возмещении вреда жизни и здоровью:
- о взыскании алиментов;
- о пожизненном содержании;
- другие, предусмотренные договором или законом (например, нельзя зачесть требования к ООО при внесении вклада в уставный капитал, что прописано в п. 2 ст. 90 ГК РФ).
Соснаускене О. И., Турсина Е. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"
Учредитель, издатель: межрегиональная общественная организация по содействию развития строительной отрасли "Союз инженеров-сметчиков"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС 77-38534 от 24 декабря 2009 г.
Подписной индекс:
в каталоге агентства "Роспечать" - 41075
в каталоге российской прессы "Почта России" - 60537
Тел. редакции: (812) 326-22-70, 326-22-71, 326-22-75
Адрес электронной почты: stroyinform@rccs.spb.ru, stroyinform@kccs.spb.ru, rccs.spb@yandex.ru
Сайт в Интернете: www.kccs.ru