Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 18 июля 2012 г. N 33-9857/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Зарочинцевой Е.В.
судей Параевой В.С.,
Александровой Ю.К.
при секретаре Веселовой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-340/12 по апелляционной жалобе Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года по заявлению Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино об оспаривании решений и действия председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., выслушав объяснения представителя Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино и третьего лица Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Лахта-Ольгино - Лобанова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы; представителей Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга - Данилова В.Ю., Пасека Е.А., возражавших против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
установила:
Местная Администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим полностью со дня его издания приказа председателя Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Лопатникова B.C. от <дата> N N... "О проведении внеплановой проверки", признании незаконными действий должностного лица - председателя Контрольно-счетной палаты Лопатникова B.C. по изданию приказа N N... от <дата>, направлению в МО Лахта-Ольгино комиссии, истребованию не установленных законом документов для проверки согласно письму от <дата> N N..., как выходящими за пределы основных задач, функций и полномочий, установленных статьями 2, 7, 9, 10 и 11 закона Санкт-Петербурга от 26.05.1995 года N 57-8 "О контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" и нарушающими гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей муниципального образования Лахта-Ольгино и органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за исполнением данного бюджета.
В обоснование заявления ссылаясь на то, что <дата> председатель Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Лопатников B.C. издал приказ N N... о проведении в МО Лахта-Ольгиино внеплановой выборочной проверки формирования и исполнения бюджета муниципального образования за <дата> и истекший период <дата>. Заявитель полагал, что данный приказ издан с нарушением действующего законодательства, нарушает права муниципального образования на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и возлагает на администрацию МО Лахта-Ольгино ряд обязанностей, неисполнение которых может повлечь для администрации неблагоприятные последствия.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28.02.2012 года Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Местная Администрация муниципального образования Лахта-Ольгино просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое незаконно.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2 и 10 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.1995 года N 57-8 "О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга" к основным задачам и контрольным полномочиям Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга относятся: контроль за расходованием средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга; проведение ревизий бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, - получателей финансовой помощи из бюджета Санкт-Петербурга.
Статьей 7 Закона определены контрольные функции Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в отношении финансовых ресурсов Санкт-Петербурга и предусмотрено, что в процессе разработки, утверждения и исполнения городского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Контрольно-счётная палата Санкт-Петербурга контролирует расходование средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 9 Закона контрольные полномочия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга распространяются в части, касающейся контроля за расходованием средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, - на органы, осуществляющие расходование указанных средств.
Согласно ст. 11 Закона исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органы, осуществляющие расходование средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, обязаны предоставлять по запросам Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга всю информацию, необходимую ей для осуществления контрольных полномочий.
Руководствуясь положениями указанных норм закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга вправе осуществлять контроль и проверки расходования финансовых средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований из бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, установленном разделом 5 Закона.
В оспариваемом случае основанием для назначения внеплановой проверки явилась информация УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга о нецелевом использовании средств местного бюджета, в том числе в части денежных средств, поступивших из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение отдельных государственных полномочий, поскольку в соответствии с действующим законодательством средства из бюджета Санкт-Петербурга учитываются в доходах и расходах местного бюджета.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с приказом председателя Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга N N... от <дата> проверка внутригородского муниципального образования МО Лахта-Ольгино носила выборочный характер, - в части расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета Санкт-Петербурга (межбюджетных трансфертов) на исполнение отдельных государственных полномочий.
В соответствии со ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 года N 536-109 "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге" контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий контролирующими органами осуществляется посредством: рассмотрения, в том числе заслушивания, отчетов должностных лиц и муниципальных служащих об осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; проведения проверок деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; систематического анализа и обобщения результатов проводимых проверок, а также полученных предложений по совершенствованию действующего законодательства с последующим представлением указанных предложений соответствующим органам государственной власти Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления.
Проверка проводится контролирующим органом в целях выявления нарушений требований Федерального закона, федерального законодательства, указанного Закона Санкт-Петербурга, иных законов Санкт-Петербурга, а также нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий в случаях, установленных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
При проведении проверки проводится полное обследование финансово-хозяйственной деятельности по осуществлению отдельных государственных полномочий органа местного самоуправления, осуществляющего отдельные государственные полномочия, за определенный период в целях проверки законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Перечень, необходимых для проверки документов, определяется членами комиссии с учетом сложности проверки, ее объемов и иной имеющейся в распоряжении комиссии информации.
Проверка проводится в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом работы контролирующего органа, а также на основании решения контролирующего органа, оформленного правовым актом контролирующего органа.
При проведении проверки может проводиться финансово-экономическая и техническая экспертиза, в том числе с привлечением в установленном порядке научных организаций, экспертов и специалистов.
В соответствии со ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 года N 536-109 в бюджете муниципального образования могут предусматриваться собственные финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, в связи с чем, комиссией обоснованно были истребованы нормативно-правовые акты органа местного самоуправления.
Таким образом, судебная коллегия согласна с выводом суда о том, что требование комиссии Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга о предоставлении документов для поверки, согласно перечню документов необходимых для проведения внеплановой выборочной проверки средств бюджета Санкт-Петербурга, направленных в качестве межбюджетных трасфертов на выполнение отдельных государственных полномочий внутригородскому муниципальному образованию Лахта-Ольгино, является правомерным.
Судом обоснованно не принят во внимание довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права жителей МО Лахта-Ольгино и органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения по формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за исполнением данного бюджета, поскольку Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга при проведении указанной проверки осуществляла свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
При этом комиссия Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга не могла вмешаться в решение вопросов формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, поскольку утверждение местного бюджета относится к полномочиям Муниципального Совета муниципального округа Лахта-Ольгино, а формирование и исполнение бюджета - к полномочиям Администрации муниципального округа Лахта-Ольгино.
Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проводится только последующий, то есть после формирования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования, контроль по уже осуществленным финансово-хозяйственным операциям, что не затрагивает указанные стадии бюджетного процесса.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание тот факт, что документы представленные в материалах дела, а именно: приказ председателя КСП Лопатникова С.В. от <дата> N N... о проведении внеплановой выборочной проверки, письмо председателя КСП от 23.11.2011 года N N... о проведении проверки, содержащее перечень запрашиваемых документов, уведомление о формировании комиссии и поручения проведения проверки в МО Лахта-Ольгино, копия письма Главы МО Лахта-Ольгино от <дата> N N... о несогласовании проведения проверки, акт комиссии КСП от <дата> об отказе представить документы однозначно подтверждают то обстоятельство, что проводилась полная проверка, комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности МО Лахта-Ольгино, однако такая проверка противоречит положениям действующего законодательства и выходит за пределы основных задач, функций и полномочий Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга является необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.1995 года N 57-8 контрольные полномочия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга распространяются в части, касающейся контроля за расходованием средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, из бюджета Санкт-Петербурга, - на органы, осуществляющие расходование указанных средств.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Местной Администрации муниципального образования Лахта-Ольгино - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 июля 2012 г. N 33-9857/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)