Порядок отражения в учете затрат, связанных с разработкой и государственной
экспертизой проектно-сметной документации
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений осуществляются на основе проектной документации. Статья посвящена порядку учета расходов организации, связанных с получением и экспертизой проектно-сметной документации.
Состав затрат на строительство
Затраты на строительство объектов складываются из расходов, связанных с его возведением. Для контроля процесса строительства затраты группируют по технологической структуре расходов, которая определяется сметной документацией: строительные работы, работы по монтажу оборудования, приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, инструменты и инвентарь, предназначенные для первоначального оснащения строительства, прочие капитальные затраты.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет затрат по строительству объекта основных средств ведется на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств". По дебету этого счета собираются все затраты по возведению зданий и сооружений, начиная с расходов по аренде земельного участка и разработке проектно-сметной документации и заканчивая расходами по оформлению документов на регистрацию права собственности и получению разрешения на ввод в эксплуатацию. Затраты учитываются на данном счете независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом.
К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, относятся расходы на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.
К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся средства, потраченные на покупку и монтаж технологического оборудования (например, строительные машины, транспортные средства, обслуживающие строительство).
В смету на строительство могут быть также включены инструмент и инвентарь, предназначенные для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением.
В состав прочих капитальных расходов и затрат в сметы включают:
- расходы на предпроектные и проектно-изыскательские работы;
- расходы, связанные с выполнением инвестиционных условий при получении разрешения на строительство;
- затраты на содержание дирекций строящихся предприятий или подразделений капитального строительства на действующих предприятиях;
- затраты на технический и авторский надзор со стороны заказчика и проектировщика.
Разработка проектно-сметной документации
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) объем и содержание работ определяются технической документацией и сметой. Техническая документация определяет объем, содержание работ и представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым и согласно договору подряда подрядчик должен выполнить работы. Сметой устанавливается стоимость всего объекта и отдельных работ.
Проектно-сметная документация включает собственно проект, чертежи к нему, комплекс технических документов с описанием будущего здания (сооружения), пояснительные записки и другие информационные материалы, которые могут быть необходимыми при подготовке к намеченному строительству или реконструкции здания или сооружения. Проектно-сметная документация разрабатывается на основе технико-экономических обоснований и технико-экономических расчетов, включающих нижеследующие факторы:
- исходные данные заказчика, в особенности предпроектная и проектная документации (вместе с ведомостями строительных и монтажных работ), листы авторского надзора, акты на дополнительные работы;
- действующие сметные нормативы, а также устаревшие (советские) нормативы, которые носят рекомендательный характер, но могут применяться как ценный источник сведений о потребностях капитального строительства. Данный комплекс также включает сведения об отпускных ценах и транспортных расходах на материалы, оборудование, инвентарь и т.д.;
- отдельные решения органов государственной власти, относящиеся к соответствующей стройке.
Оформление проектно-сметной документации возлагается на специализированную проектную организацию, независимо от того, каким способом осуществляется строительство - хозяйственным или подрядным. Проектно-сметная документация разрабатывается проектными, проектно-изыскательскими организациями, строительными компаниями, имеющими право (допуск, лицензии) на проведение проектных работ.
Подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
Правоотношения между заказчиком и проектной организацией регулируются параграф 4 гл. 37 "Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ" ГК РФ. В соответствии со ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать проектно-сметную документацию, а заказчик - принять и оплатить их результат.
Статьей 759 ГК РФ установлено, что заказчик обязан предоставить подрядчику (проектировщику) исходные данные, необходимые для составления проектно-сметной документации. Подрядчик (проектировщик) обязан соблюдать все требования, содержащиеся в задании, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
В соответствии со ст. 762 ГК РФ заказчик обязан уплатить проектировщику установленную цену полностью после завершения работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ. В случае если проектировщик понес дополнительные расходы, связанные с изменением исходных данных для выполнения проектно-сметной документации, не зависящих от него, заказчик обязан их возместить.
Кроме этого, заказчик должен использовать проектно-сметную документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия проектировщика. Согласно вышеуказанной статье Кодекса заказчик обязан участвовать вместе с проектировщиком в согласовании готовой проектно-сметной документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
На основании ст. 744 ГК РФ "заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов". Кроме того, "подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации".
Таким образом, возможна ситуация, при которой проектно-сметная документация или ее часть пересматривается в сторону увеличения. При этом возможны следующие варианты:
- при незначительном изменении цены договора строительного подряда заказчик самостоятельно вносит изменения в смету, не неся при этом дополнительных расходов и не согласовывая свои действия с подрядной строительной организацией. При этом в бухгалтерском учете никакие дополнительные записи не оформляются;
- если цены работ изменяются более чем на 10%, а также если вносимые изменения меняют характер выполняемой работы, то это должно сопровождаться составлением дополнительной сметы. Если речь идет только об объемах работ или расценках, заказчик и подрядная строительная организация могут составлять дополнительную смету без привлечения проектной организации. Если меняется характер строительных работ, привлечение проектировщиков более чем желательно.
Если дефекты в технической документации выявлены подрядчиком при производстве им строительно-монтажных работ, а договором строительного подряда предусмотрена возможность внесения подрядной организацией разумных изменений, дополнительные расходы предварительно возмещаются заказчиком. Впоследствии эти суммы должны предъявляться к уплате проектной организации, допустившей дефекты и недочеты при проектировании.
Стоимость работ проектной организации по разработке проектно-сметной документации на строительство для организации-заказчика (застройщика) является частью фактических расходов последнего на строительство. При принятии организацией (застройщиком) результатов выполненных работ по разработке проектно-сметной документации в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
- получена проектно-сметная документация на строительство объекта;
- отражен НДС по полученной документации; Дебет 68 (субсчет "Расчеты по НДС") Кредит 19
- принят к вычету НДС по проектно-сметной документации.
Если разработанная проектно-сметная документация будет применяться для возведения нескольких однотипных объектов, то получение проектно-сметной документации от проектировщика отражают записями:
- получена от проектировщика проектно-сметная документация по объектам строительства;
- отражена сумма НДС по полученной проектно-сметной документации.
Отнесение стоимости полученной документации на затраты по строительству каждого из объектов будет отражаться записями:
- стоимость полученной проектно-сметной документации отнесена на затраты по возведению объекта.
Распределение расходов на приобретение документации между возводимыми объектами осуществляется в соответствии с выбранными организацией экономически обоснованными показателями.
Пример. Строительная организация, являющаяся заказчиком объекта капитального строительства, заключила договор на выполнение проектных и изыскательских работ, согласно которому подрядчик (проектировщик) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию, а заказчик - принять и оплатить их результат. Стоимость работ согласно договору составляет 794 000, 00 руб. (в том числе НДС - 142 920,00 руб.). В бухгалтерском учете вышеуказанная операция должна быть отражена следующим образом:
- 794 000,00 руб. - получена проектно-сметная документация на строительство объекта;
- 142 920,00 руб. - отражен НДС по получению документации;
- 142 920,00 руб. - принят к вычету НДС по получению проектно-сметной документации.
Расходы на государственную экспертизу проекта
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства до ее утверждения подлежит государственной экспертизе, которая не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
- отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов индивидуального жилищного строительства);
- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилых домов блокированной застройки);
- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и имеется отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.
Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно, или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Услуги по проведению экспертизы являются платными и осуществляются за счет средств заявителя. При расчете размера платы за проведение государственной экспертизы учитывается сумма налога на добавленную стоимость, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. За проведение повторной государственной экспертизы взимается 30% размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается. Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы (п. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Предпроектная и проектная стадии подготовки строительства завершаются утверждением проектной документации и выдачей разрешения или ордера на производство работ (либо и того, и другого в зависимости от проводимых работ).
Пример.
- 130 000,00 руб. - отражены затраты на проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации;
- 23 400,00 руб. - начислен НДС по проведенной экспертизе;
- 23 400,00 руб. - принят к вычету НДС по проведенной экспертизе.
Библиографический список
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
2. Климова Л.А. Получение разрешительной документации на новое строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. М: МАКС Пресс, 2008.
3. МДС 13-1.99 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
5. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет у инвестора, застройщика, заказчика и подрядчика / Под общей редакцией Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2011.
6. Филина Ф.Н. Бухгалтерские проводки в строительстве. "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008.
Бухгалтер | О. С. Козловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве"
Учредитель, издатель: межрегиональная общественная организация по содействию развития строительной отрасли "Союз инженеров-сметчиков"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС 77-38534 от 24 декабря 2009 г.
Подписной индекс:
в каталоге агентства "Роспечать" - 41075
в каталоге российской прессы "Почта России" - 60537
Тел. редакции: (812) 326-22-70, 326-22-71, 326-22-75
Адрес электронной почты: stroyinform@rccs.spb.ru, stroyinform@kccs.spb.ru, rccs.spb@yandex.ru
Сайт в Интернете: www.kccs.ru