Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 августа 2012 г. N 33-11886
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Александровой Ю.К. и Петровой Ю.Ю.,
при секретаре
Цветковой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года по делу N 2-2203/2012 по иску прокурора Московского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Теплосеть Санкт-Петербурга" об обязании создать рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" Солопан О.В., действующей на основании доверенности от 01.01.2012 сроком по 31.12.2012, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., полагавшей, что постановленное районным судом решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23.05.2012, постановленным по иску прокурора Московского района Санкт-Петербурга, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" обязано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно квоте, установленной ст. 1 Закона Санкт-Петербурга N 280-25 от 27.05.2003 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
С ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" в доход бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 руб. 00 коп.
ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" подало на указанное решение апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что требования законодательства в данной области ответчиком соблюдаются, в связи с чем, у суда отсутствовали основания для обязания ответчика создать рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Изучив материалы дела, заслушав мнение участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Содействие в трудоустройстве инвалидов является одной из мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу требований п. 2 ст. 20 указанного Закона федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации инвалидам предоставляются гарантии занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в частности, установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5 процента к среднесписочной численности работников. Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга" в соответствии со среднесписочной численность выделено 47 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, вместе с тем, как установлено в ходе судебного процесса, из данного перечня должностей только 14 занято непосредственно инвалидами, остальные, из числа тех, которые не являются вакантными, занятыми работниками, не относящимися к категории инвалидов.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из того, что предназначенные для занятости инвалидов рабочие места не являются вакантными и при этом, заняты лицами, не отнесенными к категории инвалидов, что нарушает право инвалидов на трудоустройство, гарантированное ФЗ РФ 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", требования о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, таким образом, ответчиком не соблюдаются, оснований для освобождения ответчика от обязанности по квотированию рабочих мест в соответствии со среднесписочной численностью работников не имеется, в связи с чем, пришел к выводу о том, что исковое заявление прокурора Московского района Санкт-Петербурга, обратившегося в суд в защите интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Судом были отклонены доводы ответной стороны об отсутствии у ответчика финансовой возможности по созданию новых рабочих мест в 2012 году, поскольку данный довод, по мнению суда, не является основанием для освобождения от законно установленной обязанности.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными.
С учетом того обстоятельства, что из 47 рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, 31 рабочее место занято лицами, не относящимися к данной категории, что препятствует, как обоснованно указал суд первой инстанции, трудоустройству инвалидов в ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", действия ответчика по обеспечению реализации права инвалидов на трудоустройство не соответствуют требованиям ФЗ РФ 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а являются формальными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем требованиям ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге".
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что ответчик добросовестно исполняет свои обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку формальное существование должностей, предназначенных для трудоустройства инвалидов, при отсутствии фактической возможности трудоустройства инвалидов на данные должности в связи с тем, что данные должности заняты работниками ответчика, не относящимися к категории инвалидов, не может быть признано добросовестными исполнением требований закона.
По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции были обоснованно отклонены доводы ответной стороны об отсутствии финансовой возможности по созданию новых рабочих мест, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности соблюдать закон.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 августа 2012 г. N 33-11886
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)