Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 18 июля 2012 г. N 33-9009/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бакуменко Т.Н.
судей
Ильичевой Е.В., Емельяновой Е.А.
при секретаре
Архиповой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2012 года апелляционную жалобу Сосниной С. Г. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04 апреля 2012 года по делу N 2-428/12 по иску Сосниной С. Г. к Управлению МВД России по Петроградскому району Г.С. Петербурга о взыскании денежных средств, процентов, компенсации морального вреда, обязании произвести в зачет стажа учебы и работы.
Заслушав доклад судьи Бакуменко Т.Н., выслушав объяснения истицы - Сосниной С.Г., представителя ответчика Управления МВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга - Чугину И.В., судебная коллегия
установила:
Истица обратилась в суд с иском об обязании произвести перерасчет денежного довольствия; выплатить зарплату в полном объеме, возмещении материального ущерб в размере среднего заработка <...> руб., компенсацию морального вреда в размере <...> руб., ссылаясь на то что истица проходила службу в органах внутренних дел с <дата> по <дата>, уволена из органов внутренних дел по ст. 58 п. "Е" (по сокращению штатов) <дата> на основании приказа ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <дата> N..., согласно которому выслуга на <дата> составляет в календарном исчислении <...>. Так как в <дата>. ее стаж службы в органах внутренних дел стал равен <...> годам в календарном исчислении, ей полагается увеличенная надбавка за выслугу лет, а именно в размере 55% с <дата>, вместо 50% от оклада денежного содержания. В связи с выслугой лет ей полагается дополнительный отпуск продолжительностью 20 суток вместо 15 суток.
Истица обращалась к ответчику с просьбой пересмотреть ее выслугу лет с учетом не учтенных периодов, а именно периода обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком совпадающего с периодом учебы, однако выслуга не была пересмотрена, и соответственно не был произведен перерасчет денежного довольствия. Истица также указывает, что она имеет право на: ежемесячную надбавку в размере 10% должностного оклада, т.к. в период прохождения службы место ее жительства располагалось за пределами района, в котором она проходила службу, что повлекло дополнительные траты на проезд к месту работы, не выплаченная сумма составила <...> руб.
В период с <дата> по <дата> истице предоставлен очередной, и дополнительный отпуск, в указанный период необоснованно уменьшено денежное довольствие, и не выплачивалась надбавка в размере <...> руб.; в период с <дата> по <дата> истица находилась на лечении и была освобождена от исполнения служебных обязанностей, однако в этот период ей необоснованно было уменьшено денежное довольствие; в период с <дата> по <дата> истица находилась на больничном по уходу за ребенком и ей необоснованно уменьшено денежное довольствие, а именное не выплачена надбавка в размере <...> руб.
Ей так же не была выплачена дополнительная компенсация, предусмотренная ч. 3 ст. 180 ТК РФ, ст. 146 Положения N 960 в размере <...> руб.; денежное вознаграждение, закрепленное в п. 43 Положения N 960, так же она имеет право на единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года в размере 3 окладов денежного содержания, исходя из размера окладов на день увольнения, начисленное пропорционально времени исполнения служебных обязанностей, а именно <...> руб.; право на единовременное пособие за выслугу лет в размере 20 окладов денежного довольствия, а именно <...> руб., закрепленного п.п. б п. 17 постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет", указанное пособие ей необоснованно начислено в размере <...> руб.(15 окладов), но не выплачено; право на денежное довольствие за 5 рабочих дней при увольнении закрепленное в п. 152 и 152.3 Положения N 960, согласно которому выплата пособия производится ко дню увольнения по день сдачи дел включительно. В день увольнения она обратилась в отдел кадров для ознакомления с приказом об увольнении и выдачи трудовой книжки, инспектор пояснила, что приказ в УМВД по Петроградскому району о её увольнении еще не поступил, с выпиской из приказа в день увольнения она не была ознакомлена, в течение 5 дней после увольнения она сдала дела и предоставила обходной лист в отдел кадров, однако начисление за 5 рабочих дней ей не произведено.
Так же, нарушено право на выплату денежной компенсации в размере <...> руб. вместо положенных предметов форменного обмундирования согласно справке-расчету N... из вещевой службы ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу.
В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования и просила: признать ее право на исчисление специального стажа в размере 26 л.00 мес.14 дней с зачетом периода учебы в Псковском государственном педагогическом институте очной формы с <дата> по <дата> 8 мес.14 дн. на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941; период работы с <дата> по <дата> - 2г.11мес.28 дн. в должности воспитателя и заведующей детского сада на основании ст. 88 ФЗ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работниками просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397; ссылаясь, что при увольнении в выслугу лет не было зачтена учеба в высших учебных заведениях период с <дата> по <дата> - 8 мес.18 дн. период учебы в Псковском государственном педагогическом институте по заочной форме обучения (на основании п. 2 Положения N 1397 от 17.12.1959 г.); период с <дата> по <дата> - 2г.1мес.25 дн. нахождения в отпуске по уходу за ребенком на основании ст. 167 КЗоТ РСФСР и п. 7 Постановления Госкомтруда СССР секретариат ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 375/24-11; период с <дата> по <дата> 18л.9мес.5 дн. службы в милиции, основание п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941.
Просила взыскать с ответчика не дополученные денежные средства согласно прилагаемому расчету: ежемесячной набавки за выслугу лет с <дата> в размере <...>.; ежемесячной надбавки взамен суточных старшему участковому уполномоченному милиции <дата> в размере <...> руб.; сумму ежемесячной надбавки с июля по <дата> в размере <...>.; суммы недополученной компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в размере <...> руб.; единовременное пособие за выслугу лет в размере 5 окладов денежного довольствия в сумме <...> руб.; денежное довольствие за 5 рабочих дней в размере <...> руб.; компенсацию за отпуск в размере <...> руб.; проценты за просрочку выплат за 21 день с <дата> по <дата> в размере <...> руб., а всего <...> руб. С общей суммы выплат истица просит взыскать проценты за период с <дата> по <дата> в размере <...> руб. материальный ущерб в размере среднего заработка за 27 дней в размере <...> руб. и моральный ущерб в размере среднего заработка за месяц <...>. В уточненном иске в основание
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении исковых требований Сосниной С.Г. - отказано.
В апелляционной жалобе Соснина С.Г. просит решение отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Соснина С.Г. проходила службу в органах внутренних дел с <дата> по <дата>
<дата> ГУ МВД России по Г.С. Петербургу и Ленинградской области издан приказ N... от <дата> в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации об увольнении из органов внутренних дел по ст. 58 п. "Е" (по сокращению штатов) подполковника милиции Соснину С.Г., бывшего старшего участкового уполномоченного 18 отдела милиции УВД по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, находящуюся в распоряжении УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга <дата> Выслуга Сосниной С.Г. на <дата> в календарном исчислении составила 21 год 00 месяцев 17 дней.
В соответствии с п. 22 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 14.12.2009 г. N 960 (в редакции, действовавшей до 15.03.2012 г.) ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет устанавливается в процентах от оклада денежного содержания в следующих размерах при выслуге от 15 до 20 лет - 50; от 20 до 22 лет - 55.
Истице производилась выплата надбавки за выслугу лет в размере 50%, что подтверждается копией денежного аттестата N... от <дата> исходя из стажа работы в органах внутренних дел, который составил на <дата> 18 лет 9 месяцев 5 дней.
Доводы истицы о том, что она имела право на получение надбавки в размере 55% с <дата> в общей сумме <...> руб., т.к. в стаж, для назначения надбавки должны быть засчитаны периоды работы до службы в органах внутренних дел, не состоятельны.
Так, пунктом 24 приказа МВД РФ от 14.12.2009 N 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее - приказ N 960) установлено, что выслуга лет для выплаты надбавки исчисляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий сотрудникам, зачисленным на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 определен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет.
Подпункт "а" пункта 2 данного положения определяет, что для начисления надбавки за выслугу лет включается время службы в органах внутренних дел, милиции (полиции), исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и СССР в качестве сотрудников.
Пункт 4 указанного положения устанавливает, что время службы (работы), предусмотренное в пункте 2 настоящего Положения, включается в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении, за исключением времени службы (работы), подлежащего включению в выслугу лет на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истица ссылается на пункт 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий сотрудникам, зачисленным на службу в органы внутренних дел СССР, органы внутренних дел Российской Федерации до 1 января 1993 г., согласно которому выслуга лет для назначения надбавки, исчисленная с учетом их работы до зачисления на службу в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не пересчитывается.
Данная норма права предусматривает лишь запрет на перерасчет ранее исчисленной выслуги лет. Ответчик же не производил перерасчет выслуги лет, а лишь произвел его подсчет с учетом требований указанного положения. Истица не представила доказательств тому, что ранее ей была исчислена иная выслуга лет, а ответчик произвел её перерасчет.
Довод апелляционной жалобы о том, что истица имела право на получение при увольнении компенсации за неиспользованные 10 дней дополнительного отпуска, которые ей не были предоставлены, не состоятелен.
Согласно пункту 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.1992 г N 4202-1 дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется: после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней; после 20 лет службы - продолжительностью 15 календарных дней.
Учитывая, что на момент увольнения истицы её выслуга лет составляла 18 лет 09 месяцев 05 дней (период службы с <дата> по <дата>), то ответчиком обоснованно предоставлялся дополнительный отпуск в количестве 10 дней.
Судебная коллегия так же принимает во внимание, что выслуга лет определена истице ответчиком денежным аттестатом N... от <дата>, а ранее определялась приказом N... от <дата>, однако и аттестат и приказ истицей не обжаловались.
Истица ссылается на то, что она работала старшим участковым уполномоченным милиции и с <дата> ей не производилась выплата указанной пунктом 93.9 положения надбавки, тогда, как её место жительства находилось вне пределов обслуживаемого участка, сумма надбавки составила <...>. за период с <дата> по <дата>
В соответствии с пунктом 93.9. Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 14.12.2009 г. N 960, действовавшего до 15.03.2012 г. надбавка взамен суточных участковым (старшим участковым) уполномоченным милиции, помощникам участковых уполномоченных милиции, инспекторам (старшим) инспекторам по делам несовершеннолетних, служба которых связана с систематическими выездами за пределы постоянного места жительства в пределах обслуживаемого участка составляет 10%.
Судом установлено, что место жительства истицы и её место работы находились в Петроградском районе г. Санкт-Петербурга, что не дает оснований для выплаты надбавки.
Как указывает в иске истица, в период прохождения службы место ее жительства располагалось в пределах обслуживания 43 отдела милиции Петроградского УВД, службу проходила в 18 отделе милиции Петроградского УВД и обслуживала участок в пределах этого отделения.
Таким образом, при исполнении служебных обязанностей истица не выезжала не только за пределы постоянного места жительства, но и из города, и даже административного района внутри города Санкт-Петербурга - Петроградского.
Довод апелляционной жалобы о том, что истице в период нахождения её в распоряжении органа внутренних дел необоснованно было уменьшено денежное содержание путем невыплаты ежемесячной надбавки в сумме <...> руб. не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2011 г. N 70 "О социальной поддержке отдельных категорий сотрудников (работников) Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" установлена ежемесячная денежная выплата отдельным категориям сотрудников Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в размерах в соответствии с Перечнем наименований должностей и размерами ежемесячных денежных выплат отдельным категориям сотрудников Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области согласно приложению 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "от 21 января 2011 года"
Приказом N... от <дата> начальника УВД по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга истице была установлена доплата к должностному окладу в сумме <...> руб.
В период нахождения истицы в распоряжении УМВД России по Петроградскому району с <дата> по <дата> указанная надбавка ей не выплачивалась согласно решения и.о. начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области У. от <дата>, согласно которому лицам, находящимся в распоряжении органов внутренних дел, прекращена выплата ежемесячной надбавки, предусмотренной нормативными актами Санкт-Петербурга и Ленинградской области о социальной поддержке отдельных категорий.
Согласно п. 2 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 14.12.2009 г. N 960, действовавшего до 15.03.2012 г., денежное довольствие включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки и иные дополнительные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных средств - Министром внутренних дел Российской Федерации.
Спорная надбавка не входила в состав денежного довольствия, т.к. была установлена органами власти Санкт-Петербурга, в связи, с чем отсутствовали основания для сохранения истице данной выплаты на период нахождения её в распоряжении органа внутренних дел, в том числе на период нахождения в отпуске, временной нетрудоспособности, ухода за несовершеннолетним ребенком (с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>)
Пункты 129, 138, 143, 145 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ определяют сохранение денежного довольствия на указанные истицей периоды, однако, спорная выплата является социальной и в состав денежного довольствия не входит.
Судебная коллегия так же принимает во внимание, что решение и.о. начальника ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области У. о прекращении выплаты надбавки истицей не было обжаловано.
Кроме того, периоды невыплаты истице спорной надбавки, приходятся на время нахождения ее в распоряжении, тогда как пункт 3.4. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2011 г. N 70 определяет, что ежемесячные денежные выплаты осуществляется сотрудникам (работникам), проходящим службу (выполняющим работу) на соответствующих штатных должностях по основной должности (основному месту работы), и прекращается при увольнении сотрудника (работника) либо перемещении его на должность, по которой ежемесячные денежные выплаты не предусмотрены.
В данном случае прекращение выплаты было произведено до увольнения истицы, в период нахождения её в распоряжении органа внутренних дел, однако данное обстоятельство не является нарушением, т.к. п. 3.4 постановления предусматривает условие для выплаты надбавки - прохождение службы на штатных должностях.
Требования истицы о выплате дополнительной компенсации, закрепленной частью 3 статьи 180 ТК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Судом установлено, что истица получила уведомление об увольнении из органов внутренних дел <дата>, срок увольнения истекал <дата>
Истица была уволена из ОВД РФ в соответствии с приказом начальника ГУ МВД от <дата> N... по сокращению штатов с <дата>, таким образом, срок предупреждения об увольнении составил 3 месяца, увольнение до истечения данного срока не производилось.
Ссылка истицы на пункт 146 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, предусматривающий, что выплата денежного довольствия за время нахождения в распоряжении органа внутренних дел продлевается на периоды пребывания в очередном ежегодном и дополнительных отпусках и освобождения от служебных обязанностей по болезни, не может быть принята во внимание, поскольку данной нормой регулируется выплата денежного довольствия.
Установленная статьей 180 Кодекса в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на работника, если по инициативе работодателя и с письменного согласия работника, он увольняется до истечения двухмесячного срока. Такое соглашение сторонами не заключалось.
Довод апелляционной жалобы о выплате единовременного пособия за выслугу лет в размере 20 окладов денежного содержания судебная коллегия находит несостоятельным.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудников органов внутренних дел, дающей право на назначение пенсии, определен ФЗ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и принятым в соответствии со ст. 18 данного Закона Постановлением Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г.
В соответствии с требованиями п. 17 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
В подпункте "б" пункта 17 указанного постановления четко определено, что единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее именуется - Закон) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
При указанных обстоятельствах, основания включения в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, времени обучения сотрудника органов внутренних дел в гражданском высшем образовательном учреждении, не имеется. Включение периода учебы возможно лишь в стаж, для назначения пенсии.
Не состоятелен довод апелляционной жалобы об уклонении ответчика от выплаты денежного довольствия за 5 рабочих дней при увольнении со службы, в соответствии с пунктами 152, 152.3 Положения о денежном довольствии сотрудников внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ N 960 от 14.12.2009 г. (действовавшего в редакции до 15.03.2012 г.), предусматривающих, что сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел, выплата денежного довольствия производится: состоявшим ко дню увольнения в распоряжении органов внутренних дел - по день сдачи дел включительно (с учетом пункта 146 настоящего Положения). При этом на сдачу дел предоставляется не более 5 рабочих дней со дня получения подразделением приказа об увольнении.
Истицей не представлены бесспорные и достоверные доказательства тому, что истица в течение 5 дней после получения ответчиком приказа сдавала дела. В обходном листе необходимые сведения отсутствуют, других доказательств не представлено. Кроме того, довод истицы о безусловной обязательности оплаты 5 дней является ошибочным. Данная норма права ставит оплату в зависимость от времени сдачи дел.
Требование истицы о взыскании компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска, исходя из их продолжительности 15 дней, является необоснованным.
Истице были предоставлены дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 51 Положением о службе в органах внутренних дел РФ продолжительностью 10 дней в <дата> с <дата> по <дата>, и в <дата> с <дата> по <дата>, что подтверждается документами: рапортом сотрудника, корешком отпускного удостоверения. Право истицы на предоставление дополнительного отпуска, продолжительностью 15 дней не подтверждено, следовательно, отсутствуют основания для взыскания компенсации.
Истица предъявила требования о признании права на исчисление специального стажа в размере 26 лет 00 месяцев 14 дней с учетом периодов учебы с <дата> по <дата> (1 год 4 месяца 28 дней) в Псковском государственном педагогическом институте по очной форме обучения, с <дата> по <дата> (8 месяцев 18 дней) периода учебы в Псковском государственном педагогическом институте, Ленинградском государственном педагогическом институте по заочной форме обучения; с <дата> по <дата> (2 года 11 мес. 28 дней) период работы в должности воспитателя детского сада и в должности заведующей детского сада; с <дата> по <дата> - период нахождения в отпусках по уходу за ребенком.
Положение о прядке начисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397, на которое истица ссылается для включения ее работы в детском саду в специальный стаж работы в органах внутренних дел, утратило силу.
Кроме того, действие данного Положения распространялось на граждан выработавших не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию, то этот период подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии.
Таким образом, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось включение данной работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее именуется - Закон) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Периоды обучения истицы в учебных заведениях зачтены в стаж для назначения пенсии, который составляет 21 год 00 месяцев 17 дней (выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 09 месяцев 05 дней).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсий периода нахождения в отпусках по уходу за ребенком, предшествовавшему службе в органах внутренних дел. Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> в период наличия трудовых отношений с Ейской швейной фабрикой, и до поступления на службу в органы внутренних дел.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ним отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В п. п. 8 и 9 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17.03.2004 года разъяснено, что Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ). При рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
Из изложенного следует, что в отношении сотрудников органов внутренних дел могут применяться нормы трудового законодательства, но с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.
С учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел до 01.03.2011 года регулировались Законом РФ "О милиции". Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года, в которых указаны случаи, когда применяется порядок, установленный законодательством о труде.
С 01.03.2011 года эти отношения регулируются специальным Федеральным законом РФ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и названным выше Положением в редакции Федерального закона N 4-ФЗ от 07.02.2011 года, которое основано на нормах указанного Закона и конкретизирует его.
Учитывая, что особый характер службы в ОВД не исключает установления для сотрудников ОВД объема гарантий, отличающихся от установленных трудовым законодательством, то в силу положений ч. 2 ст. 34 Федерального закона "О полиции" действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что нормы Трудового кодекса РФ могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел лишь в случаях, если они не урегулированы специальными Законами и нормативными актами, является ошибочным.
В соответствии с ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В силу ст. 142 ТК РФ работодатель, допустивший задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несет ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работнику, работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В силу п. 17.16. Приказа МВД России от 14.12.1999 N 1038 (ред. от 14.03.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.
Согласно п. 152.1 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 15.03.2012 г. сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел, выплата денежного довольствия производится: занимавшим ко дню увольнения штатные должности - по день увольнения.
В силу пунктов 158, 169 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при перемещении или увольнении сотрудников финансовое подразделение (бухгалтерия) обязано удовлетворить их всеми положенными видами денежного довольствия и произвести записи о выплаченных суммах в денежном аттестате.
Денежный аттестат выдается сотруднику под роспись в личной карточке денежного довольствия и регистрируется в соответствующем журнале с указанием фамилии, имени, отчества и специального звания сотрудника, даты выдачи и номера денежного аттестата.
Истица была уволена из ОВД РФ в соответствии с приказом начальника ГУ МВД от <дата> N... по сокращению штатов с <дата>
Согласно справке N... от <дата> бухгалтерии УМВД по Петроградскому району Сосниной С.Г. произведены выплаты на основании справки-расчету N... за обмундирование в размере <...>.; на сновании приказа N... от <дата> ЕДВ по итогам <дата> в размере <...>.; на основании расчета начислено выходное пособия в размере 100% от 15 окладов - <...> руб. Указанные суммы отправлены на карту Балтийского банка <дата>
Денежный аттестат N... был оформлен ответчиком <дата>, истица была с ним ознакомлена <дата>
С истицей произведен окончательный расчет не в день увольнения, а только <дата>, следовательно, в пользу Сосниной С.Г., за период с <дата> по <дата> подлежат взысканию с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петроградскому району проценты за нарушение срока выплаты заработной платы за 21 день в сумме <...>. (<...> руб.).
Соснина С.Г., согласно расписке от <дата> получила трудовую книжку, выписку из приказа, обходной лист, только <дата>, в связи, с чем работодателем был нарушен срок выдачи трудовой книжки.
Статьей 234 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Задержка в выдаче работнику трудовой книжки рассматривается законодателем как причина, объективно препятствующая работнику устроиться на работу к другому работодателю, пока не доказано обратное.
Бремя доказывания того обстоятельства, что отсутствие у истицы трудовой книжки не являлось препятствием для ее трудоустройства, лежало на ответчике, который каких-либо объективных доказательств этому не представил.
Учитывая установленный судом факт нарушения работодателем требования закона о выдаче работнику трудовой книжки в день увольнения, судебная коллегия считает, что с работодателя подлежит взысканию в пользу Сосниной С.Г. не полученный ею заработок за весь период задержки трудовой книжки.
Таким образом, с учетом того, что истица была уволена <дата> период задержки выдачи трудовой книжки составил 22 рабочих дня (с <дата> по <дата>), а размер заработной платы за задержку в выдаче трудовой книжки составит <...> руб. (<...> руб.).
Судебная коллегия считает, учитывая нарушение прав работника, требования истицы в части взыскания компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению по праву, поскольку трудовая книжка при увольнении своевременно ей не была выдана, а так же не произведен окончательный расчет.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством.
В данном случае установлен факт того, что действиями ответчика истцу были нравственные страдания, возникшие вследствие нарушения его трудовых прав.
Размер компенсации морального вреда судебная коллегия определяет в сумме <...> руб. исходя из конкретных обстоятельств данного дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных переживаний, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04.04.2012 года - отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании заработной платы за задержку в выдаче трудовой книжки, процентов, компенсации морального вреда.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга в пользу Сосниной С. Г. заработную плату за задержку в выдаче трудовой книжки в сумме <...> руб., проценты за нарушение срока выплаты заработной платы в сумме <...>., компенсацию морального вреда в сумме <...> руб.
В остальной части решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 04.04.2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 июля 2012 г. N 33-9009/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)