Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 29 августа 2012 г. N 33-12331
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вашкиной Л.И.
судей Мелешко Н.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Бесшапошниковой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2012 года апелляционную жалобу Константинова Д.М. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года по делу N 2-1237/2012 по иску Константиновой В.А., Константинова С.М., Константинова Д.М. к Жилищному Комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии, обязании предоставить истцам безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилых помещения и выдать свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения Константиновой В.А., представителя истцов Дронова Ф.В., поддержавших доводы жалобы,
судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что согласно справке о регистрации Константинова В.А. проживает в качестве нанимателя со своими сыновьями, истцами по делу, в коммунальной квартире N... в доме <адрес>, занимая комнату размером 24, 4 кв. м., состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации района с 17.03.1994 года. Согласно справке, выданной ФГУ "Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу" Константинову Д.М. была установлена инвалидность 28.12.2004 года, впоследствии инвалидность ежегодно продлевалась, а в 2010 году - установлена бессрочно. Истцы полагают, что их семья подпадает под действие ст. 28.2. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем имеют право от субъекта РФ - Санкт-Петербурга получить безвозмездную субсидию за счет федерального бюджета на улучшение жилищных условий. Истцы просили признать право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления указанной безвозмездной субсидии, обязании предоставить истцам безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилых помещений и выдать свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы в лице представителя по доверенности просят решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Ответчик о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Константинова В.А. проживает в качестве нанимателя со своими сыновьями - истцами по делу по адресу: квартира N... дома <адрес>. Данное жилое помещение является коммунальной квартирой.
Истцы занимают комнату размером 24, 4 кв. м. и состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации района с 17.03.1994 года.
Согласно справке, выданной ФГУ "Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу", Константинову Д.М. установлена инвалидность 28.12.2004 года, впоследствии она ежегодно продлевалась, а 2010 года -установлена бессрочно.
Константинов Д.М. Жилищным отделом Администрации района Санкт-Петербурга учтен по льготе "инвалид с детства 3 группы" 21.05.2007 года.
Истица обратилась в Администрацию района Санкт-Петербурга по вопросу предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления безвозмездной субсидии, на что ей было сообщено, что в настоящее время право на меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет выделяемых субвенций имеют инвалиды, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Наличие права указанных граждан на меры социальной поддержки по обеспечению связано исключительно с датой постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом дата получения льгот не определена. При этом было указано, что право на оказание социальной поддержки семья истицы не имеет, в связи с тем, что подтвердили свою льготу (получили справку о наличии инвалидности) после 01.01.2005 года.
Кроме того, Жилищным Комитетом истице также было сообщено, что на момент принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 01.01.2005 года) правоустанавливающих документов, позволяющих отнести семью истицы к категории семей, имеющих детей-инвалидов, в администрацию района не представлено (справка об установлении инвалидности выдана 12.01.2005 года.)
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что семья истицы не подпадает под действие ст. 28.2. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ вступил в силу с 01 января 2005 года, указанным законом Федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" был дополнен статьей 28.2.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя в Санкт-Петербурге принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставлениях гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений" согласно п. 1.3 которого гражданам, указанным в ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", безвозмездные субсидии предоставляются за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета в составе Федерального фонда компенсаций. Членам семьи, включенным в учетные дела граждан, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, безвозмездные субсидии предоставляются при предоставлении безвозмездных субсидий гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения (п. 1.4).
Из изложенного следует, что правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статей 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенции из федерального бюджета. Данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 N 679-О.
Следовательно, указанным федеральным законом субъектам Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жильем инвалидов, а в качестве условия определения объема обязательств в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, установлен срок постановки инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года.
Судом правильно учтено, что по состоянию на 01.01.2005 г. семья истцов состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, сам по себе факт приобретения Константиновым Д.М. статуса инвалида 28.12.2004 г. не имеет значения, поскольку на учет как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, он встал только 21.05.2007 года и по состоянию на 01.01.2005 г. государство перед ним как перед инвалидом не имело обязательств по обеспечению жильем.
Таким образом, к гражданам, указанным ст. 28.2 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и соответственно п. 1.3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений" Константинов Д.М. не относится и не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, не подпадающие под ст. 28.2 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В апелляционной жалобе истцовая сторона повторяю позицию, занимаемую в суде первой инстанции, которая получила правильную судебную оценку. Позиция истцов о том, что в данном случае значимым для оценки спорного права являются те обстоятельства, что истцы состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.01.2005 г. и что Константинов Д.М. стал инвалидом 28.12.2004 г., т. е. до 01.01.2005 г., основаны на неправильном толковании вышеизложенных положений закона.
Выводы суда постановлены при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 29 августа 2012 г. N 33-12331
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)