Определение Ленинградского областного суда
от 18 апреля 2012 г. N 33а-1691/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,
при секретаре Бондареве Р.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заинтересованных лиц Захарчук Н.В., Управления Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения представителя Захарчук Н.В. - Дубровина А.В., представителя заинтересованного лица УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Дзьоник Е.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб Захарчука М.П. и его представителя Дубровина А.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Захарчук М.П. обратился в суд с заявлением об оспаривания бездействия органа государственной власти, в котором просил суд обязать Территориальный пункт N ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе Ленинградской области снять Захарчук Д.М. и Захарчук В.М. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с изменением места жительства.
В обоснование заявленных требований Захарчук М.П. указал, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. В квартире на регистрационном учете состоят его дети, ни один из законных представителей детей в квартире не зарегистрирован. Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 октября 2008 года место жительство детей определено совместно с матерью - Захарчук Н.В. по адресу: <адрес>. Бездействие Территориального пункта ОУФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в виде отказа в снятии с регистрационного учета создает препятствия к осуществлению заявителем как законным представителем прав и свобод детей в виде невозможности постановки детей на регистрационный учет по новому месту жительства по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены - Захарчук Н.В., УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2012 года заявление Захарчука М.П. удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие Территориального пункта N ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе в отношении осуществления государственной услуги по снятию с регистрационного учета Захарчука Д.М. и Захарчук В.М. по адресу: <адрес> и обязал Территориальный пункт N ОУФМС России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе в лице должностных лиц снять несовершеннолетних Захарчука Д.М. и Захарчук В.М. с регистрационного учета по указанному адресу.
В апелляционной жалобе Захарчук Н.В. просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, так как полагает, что оно противоречит ранее вынесенному и вступившему в законную силу решению Тосненского городского суда Ленинградской области от 22 ноября 2010 года. Считает, что установленное судом место проживание несовершеннолетних детей вместе с их матерью, не влечет за собой утрату Захарчуком Д.М. и Захарчук В.М. права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
От Управления Федеральной миграционной службы по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области также поступила апелляционная жалоба, в которой Управление просит отменить решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суд признал незаконным отказ, который не являлся предметом судебного разбирательства. Также указывает, что отказывая Захарчуку М.П. в снятии с регистрационного учета несовершеннолетних детей, ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе Ленинградской области действовало в рамках законодательства РФ.
От Захарчука М.П. поступили возражения на апелляционную жалобу Захарчук Н.В., в которой он критически оценивает доводы апелляционной жалобы и просит решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом установлено, что Захарчук М.П. является отцом несовершеннолетних Захарчук В.М., <...> года рождения и Захарчука Д.М., <...> года рождения.
Несовершеннолетние Захарчук В.М., Захарчук Д.М. зарегистрированы постоянно в квартире по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности заявителю Захарчуку М.П.
Решением Тосненского городского суда от 23 октября 2008 года местом жительства несовершеннолетних детей было определено место жительство их матери Захарчук Н.В. по адресу: <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, заявитель неоднократно обращался в уполномоченный орган с заявлением о снятии его детей с регистрационного учета в его квартире, в чем ему было отказано.
Рассматривая в порядке 25 Главы ГПК РФ заявление Захарчука М.П., суд пришел к выводу о незаконности отказа заявителю в снятии с регистрационного учета его детей, поскольку посчитал, что Территориальный пункт N ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе не вправе был требовать от заявителя предоставления согласия второго законного представителя в силу того, что это не предусмотрено законом.
Судебная коллегия находит данный вывод суда необоснованным, постановленным при неправильном применении закона.
Пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, а также пунктом 13 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, предусмотрены основания для снятия с регистрационного учета, осуществляемого без непосредственного участия гражданина (в том числе и без участия законного представителя), в числе которых поименованы случаи выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением. При этом основанием для снятия с регистрационного учета является вступившее в законную силу решение суда, при наличии которого согласия второго законного представителя не требуется.
Судом не учтено, что вступившим в законную силу решением Тосненского городского суда от 22 ноября 2010 года Захарчуку М.П. было отказано в удовлетворении его требований о признании несовершеннолетних детей прекратившими проживание в жилом помещении и снятии их с регистрационного учета.
Следовательно, оснований для снятия детей с регистрационного учета, в том числе по мотивам того, что имеется судебное решение об определении места жительства детей по другому адресу, у Территориального пункта N ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе не имелось.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Исходя из буквального толкования данной нормы, заявление о снятии с регистрационного учета должно быть представлено за подписью обоих законных представителей. Отсутствие подписи на заявлении одного из родителей может быть восполнено представлением письменного согласия второго родителя на снятие ребенка с регистрационного учета.
При разрешении заявления Захарчука М.П. суд сослался на пункт 94 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, который предусматривает, что в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.
Вместе с тем при применении данной нормы, суд не учел, что данная норма подлежит применению только в том случае, если снятие с регистрационного учета обусловлено выбытием лица совместно с ребенком на новое место жительства. Между тем, из материалов дела усматривается, что Захарчук М.П., планируя снять несовершеннолетних детей с регистрационного учета, не имел намерений предоставить им иное жилое помещение.
Судом не принято во внимание, что специальные нормы, регламентирующие процедуру снятия с регистрационного учета, не могут применяться в отрыве от иных норм, и в частности семейного законодательства, которое предусматривает равные права и обязанности родителей в решении вопросов в отношении детей, обязывает родителей заботиться и защищать своих детей и т.д. (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).
Данные требования закона были учтены заинтересованным лицом и именно с этим было связано требование о предоставлении согласия второго родителя на снятие детей с регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что ОУФМС действовало в рамках закона, а потому оснований для признания его действий незаконными у суда не имелось.
В силу изложенного решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, а в удовлетворении заявления Захарчука М.П. надлежит отказать.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления Захарчука М.П. об обязании Территориального пункта N ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Тосненском районе Ленинградской области снять Захарчук Д.М. и Захарчук В.М. с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с изменением места жительства - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 18 апреля 2012 г. N 33а-1691/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)