Определение Ленинградского областного суда
от 6 сентября 2012 г. N 33-4004/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Киреевой И.А., Петровой С.Е.,
при секретаре Глазуновой Ю.А.,
с участием прокурора Гавриловой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Березовской Е.А. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 04 июля 2012 года, которым удовлетворены исковые требования Гатчинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО "Город Гатчина" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя Администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Акоповой Ю.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Гатчинский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации МО "Город Гатчина" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов между домами NN по <...> в <...>.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной выездной проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и отходах производства и потребления, проведенной по адресу: <...>, установлено, что между домами NN на почве у водоёма расположена несанкционированная свалка отходов. Органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. К вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Размещенные отходы являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность Администрации МО "Город Гатчина" по ликвидации несанкционированной свалки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Город Гатчина", ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, просит решение суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение с привлечением надлежащего ответчика. Указывает, что в материалах дела имеется заявление граждан с указанием лица, создавшего свалку. Подтверждение, что земельный участок, на котором находится свалка, является муниципальной собственностью не представлено. При рассмотрении дела прокуратура злоупотребила своим процессуальным правом и не исполнила надлежащим образом свои обязанности: не представила ответчику материалы фотосъёмки, адрес свалки, указанный в исковом заявлении имел ориентировочное указание, в связи с чем администрацией были обследованы территории общего пользования по <...>, свалка не обнаружена. У ответчика отсутствовала возможность установить наличие свалки и ее происхождение. Повторно комиссионно обследовав территорию <...> в <...>, установили, что на территории, прилегающей к жилому дому N находится оставшаяся часть строения, фрагменты бетонного фундамента, деревянных стен, дверь, углубление - предположительно, выгребная яма или погреб. Прокуратура и суд не дали надлежащую оценку указанным обстоятельствам, не предприняли необходимых действий для установления собственника оставшейся части строения.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся доказательства, проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
Согласно п. 18 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Однако согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на территории МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области между домами N и N по <...> расположена несанкционированная свалка.
Собственник отходов не установлен, доказательств, что таковым не является ответчик, не представлено. Исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, а также положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в силу которой сторона ответчика обязана доказать свои возражения, суд пришел к правильному выводу, что размещенные отходы являются собственностью муниципального образования.
Поскольку неисполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора - фактически ликвидации несанкционированной свалки администрацией МО "Город Гатчина" нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы противоречат нормам права, в частности ст.ст. 12, 56-57 ГПК РФ закрепляющим принцип состязательности гражданского процесса и обязанность сторон доказать свою правовую позицию.
Указание на то обстоятельство, что стороной истца ответчику не были вручены копии документов, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда. Более того, сторона ответчика не лишена была возможности заявить ходатайства об истребовании документов, однако из материалов дела видно, что своим правом не воспользовалась
Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Правовых оснований к отмене решения суда не имеется. Решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм права, подлежащие применению при разрешении данного спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 04 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Березовской Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 6 сентября 2012 г. N 33-4004/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)