Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 2 июля 2012 г. N К03-114/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-114/12 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 30.05.2012 N 219-ОВ, в составе:
Председатель Комиссии:
Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Дубовикова Е.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело N К03-114/12, возбужденное по заявлению ООО "Базис" по признакам нарушения Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей городской скульптуры" п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правовых договоров Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" на выполнение работ по реставрации объектов федерального значения (изв. N 0372200070912000005),
установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление ООО "Базис" (вх. N 7417 от 21.05.2012) и дополнение к заявлению (вх. 7557 от 23.05.2012) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" (далее - СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры") по установлению в конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок, которые не соответствуют порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правовых договоров Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" на выполнение работ по реставрации объектов федерального значения (изв. N 0372200070912000005) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 23.04.2012 N 0372200070912000005.
Государственный заказчик: СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 000 000 руб.
Дата начала подачи заявок: 23.04.2012.
Дата окончания подачи заявок: 23.05.2012 (до процедуры вскрытия конвертов).
Дата вскрытия конвертов с заявками: 23.05.2012.
Дата рассмотрения заявок: 28.05.2012.
Дата подведения итогов: 30.05.2012.
Конкурсная документация утверждена 16.04.2012 директором СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры" В.Н. Тимофеевым.
Код ОКДП: 7421029 - Инженерные услуги в области проектно-строительных работ прочие.
Заявитель указал, что в конкурсной документации установлена непропорциональная оценка заявок по показателям "объем выполненных работ на объектах-аналогах" и "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ". Формулы, используемые для расчета значений указанных показателей приравнивают к нулю объем / опыт выполненных работ на объектах-аналогах за 2009 - 2011 гг. при условии, что за какой-либо из указанных годов объем / опыт работ на объектах-аналогах у участника конкурса отсутствовал, либо представленный участником конкурса объем / опыт не зачтен конкурсной комиссией как аналогичный.
СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры" пояснило (вх. N 8691 от 14.06.2012), что данный метод расчета был применен в целях обеспечения лучших условий исполнения контракта, поэтому заказчик предъявил к участникам конкурса требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ за 3 года и применил способ, при котором коэффициенты отклонения по показателям определяются как произведение соответствующих коэффициентов отклонения по каждому из трех последних лет.
В соответствии с п. 7 ст. 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, в соответствии со ст. 28 Закона о размещении заказов, утверждены "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Правила N 722).
По смыслу указанного Федерального закона в конкурсной документации закрепляется порядок оценки заявок, основанный на утвержденных Правительством Российской Федерации единых Правилах N 722.
В ст. 22 Закона о размещении заказов указано, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком и должна содержать установленные требования к качеству, характеристикам услуг, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. Согласно п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов обязательному установлению в конкурсной документации подлежит порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта (договора) в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации (части 2, 4 статьи 28 Закона о размещении заказов).
В соответствии с п. 27 Правил N 722, для оценки заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
Согласно п. 28 Правил N 722 для определения рейтинга заявки по критерию качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.
Во исполнение указанного Порядка N 722 в разделе 11 тома 2 "Специальная часть" конкурсной документации утвержден порядок оценки заявок по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса", в рамках которого установлен перечень показателей по указанному критерию:
- наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, 60 баллов;
- объем выполненных работ на объектах-аналогах, 30 баллов;
- наличие у участника конкурса действующего Сертификата соответствия внедренной участником конкурса системы менеджмента качества, распространяющейся на деятельность по сохранению (реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001-2008), выданного аккредитованным органом в системе добровольной сертификации в сфере деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), 10 баллов.
Для целей расчета баллов по указанным показателям конкурсной документацией установлено, что за объекты-аналоги принимаются объекты культурного наследия (федерального, регионального значения или вновь выявленные), на которых участником были разработаны проекты капитального ремонта и реставрации.
В этом же разделе конкурсной документацией установлено, что баллы по показателям "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" и "объем выполненных работ на объектах-аналогах" определяются путем умножения максимальных баллов по показателям на соответствующие коэффициенты отклонения (п. 2.5 раздела 11 тома 2 конкурсной документации).
Таким образом, для подсчета баллов по каждому показателю оценки конкурсных заявок в конкурсной документации утверждены и использованы конкурсной комиссией при оценке и сопоставлении заявок на участие "коэффициенты отклонения" определяемые в зависимости от сведений, содержащихся в конкурсных заявках, что не предусмотрено Правилами N 722.
Соотношение между значениями коэффициентов отклонения по показателям критерия "качество работ и квалификация участника конкурса" устанавливается в диапазоне, указанным в таблице (таблица N 1 раздела 11 тома 2 конкурсной документации).
Таблица 2
N |
Показатели |
Определение значения коэффициента отклонения |
|
Значение |
коэффициент |
||
1 |
Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (форма "Опыт: объекты-аналоги") |
4 и более объектов |
1 |
2-3 объектов |
0,3 |
||
1 объект |
0,1 |
||
0 |
0 |
||
2 |
Объем выполненных работ на объектах-аналогах (форма "Объем выполненных работ на объектах-аналогах за 2009 - 2011 годы") |
80-100% |
1 |
60-79% |
0,3 |
||
?60% |
0,1 |
||
0 |
0 |
Для показателя "объем выполненных работ на объектах-аналогах" коэффициент отклонения рассчитывается за каждый год из периода 2009-2011 (Коткл1) в соответствии с данными формы "объем выполненных работ на объектах-аналогах за 2009 - 2011 годы" и п. 2 таблицы N 1 по формуле: Коткл1=Котлк2009ЧКоткл2010ЧКоткл2011.
Для показателя "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" коэффициент отклонения рассчитывается за каждый год из периода 2009-2011 (Коткл2) в соответствии с данными формы "опыт: объекты-аналоги" и п. 1 таблицы N 1 по формуле: Коткл2=Котлк2009ЧКоткл2010ЧКоткл2011.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что Правилами N 722 не установлены такие единицы расчета показателей для критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг", как "коэффициенты отклонения".
Отсутствие у хозяйствующего субъекта объемов / опыта работ на объектах-аналогах в один из годов периода 2009, 2010, 2011, не позволит участнику конкурса получить ни одного балла независимо от наличия объема / опыта работ на объектах-аналогах в иные годы указанного периода, поскольку, в соответствии с утвержденной методикой расчета предусмотрено перемножение коэффициентов отклонения, соответствующих значению показателей по указанным годам, в т.ч. равных "0". Умножение любого числа на "0", по математическому правилу произведения, равно "0".
В случае, если у участника конкурса сдача работ, выполненных в течение 2009 года, состоялась в 2010 году, либо отсутствовала сдача-приемка работ с 2009 или 2010, или 2011 годах, то в соответствии с утвержденной в конкурсной документации процедурой оценки заявок, такой участник также не получит ни одного балла, поскольку все объемы, выполненные в период 2009 - 2011 годов будут умножены на "0" (при условии, что в один из годов работы не выполнялись или не были сданы - приняты).
Аналогично будет оценена заявка, в случае, если конкурсная комиссия не зачтет участнику конкурса как аналогичные представленные им объем / опыт работ в каком-либо году из требуемого периода.
Рассмотренный выше порядок расчета значений показателей "объем выполненных работ на объектах-аналогах" и "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" за 2009, 2010, 2011 гг. с применением введенных в конкурсной документации коэффициентов отклонения необоснованно "обнуляет" объем / опыт работ и уравнивает участников, имеющих объем / опыт работ на объектах аналогах с участниками, вообще не имеющими таких объема / опыта. Данное обстоятельство ведет к ограничению возможности хозяйствующих субъектов, работающих на рынке разработки проектной документации капитального ремонта и реставрации помещений менее 3 лет, конкурировать за заключение государственных контрактов на выполнение работ по предмету конкурса.
Довод СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры" о том, что введение коэффициентов отклонения по показателям "объем выполненных работ на объектах-аналогах" и "наличие у участника конкурса опыта выполнения работ" необходима для отбора наиболее квалифицированных организаций не оправдан, поскольку данная методика подсчета позволяет организации, вообще не имеющей объема / опыта работы на объектах-аналогах (0 балов по критерию), но предложившей меньшую цену договора, чем организация имеющая объем / опыт работ на объектах-аналогах менее 3-х лет (тоже 0 баллов по критерию), победить в конкурсе.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что порядок оценки заявок участников конкурса должен отвечать требованиям определенности и однозначности. Однако конкурсная документация не отвечает указанным требованиям, поскольку не содержит объективный и безусловный порядок оценки заявок, который позволил бы обеспечить права участников конкурса на объективную оценку и получение количества баллов, соответствующего, в том числе реальным объемам / опыту работ по предмету конкурса.
Следовательно, установление порядка присвоения баллов по каждому критерию (показателю) должно осуществляться с соблюдением требований ч. 2 ст. 28 Закона о размещении заказов, то есть пропорционально лучшим из предложенных условий, должно способствовать созданию объективных условий оценки заявок и, как следствие, соблюдению основной цели проведения конкурса - выявлению лучших условий выполнения контракта.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, нарушающие порядок определения победителей торгов, результатом которых является ограничение конкуренции.
Применение СПб ГБУК "Государственный музей городской скульптуры" при оценке конкурсных заявок порядка оценки заявок с введением формулы расчета коэффициентов отклонения, "обнуляющей" значения показателей по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ" у организаций, имеющих объем / опыт работ по предмету конкурса менее 3-х лет, не предусмотренной Правилам N 722, не установления порядка оценки по показателю технологические решения, способы проведения работ по сохранению объекта культурного наследия" образует состав нарушения порядка определения победителей конкурса, запрещенный п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и может иметь свои результатом ограничение конкуренции при проведении конкурса.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
решила:
1. Признать в действиях Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" нарушение п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правовых договоров Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" на выполнение работ по реставрации объектов федерального значения (изв. N 0372200070912000005), выразившееся в нарушении порядка определения победителя путем введения формулы расчета коэффициентов отклонения, "обнуляющей" значения показателей по критерию "качество работ и квалификация участника конкурса" у организаций, имеющих объем / опыт работ по предмету конкурса менее 3-х лет, не предусмотренной Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722, что может иметь своим результатом ограничение конкуренции при проведении конкурса.
2. Выдать Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей городской скульптуры" предписание о совершении впредь действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации и проведении конкурсов, путем установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, исключающего ограничение конкуренции при проведении конкурсов.
Председатель |
Комиссии Чащихина С.Г. |
Члены |
Комиссии Асташенкова Е.И. |
|
Дубовикова Е.В. |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание по делу N К03-114/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия) по рассмотрению дела N К03-114/12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Дубовикова Е.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения по делу N К03-114/12 о нарушении Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей городской скульптуры" п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правовых договоров Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" на выполнение работ по реставрации объектов федерального значения (изв. N 0372200070912000005),
предписывает:
1. Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей городской скульптуры" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции при организации и проведении открытых конкурсов путем установления порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, исключающего ограничение конкуренции при проведении конкурсов.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 31.08.2012.
Председатель |
Комиссии Чащихина С.Г. |
Члены |
Комиссии Асташенкова Е.И. |
|
Дубовикова Е.В. |
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 2 июля 2012 г. N К03-114/12
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)