Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 13 июня 2012 г. N К12-117/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
Мультановская В.В. - начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;
Бабурина М.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,
рассмотрев дело NК12-117/12 по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") (местонахождение: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ИНН7830000426) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителей:
от ЗАО "Хлебтранс" (заявитель): <........>
от ОАО "Аромалак" (заявитель): <........>
от ООО "Максидом" (заявитель): отсутствовали;
от ОАО "Балтийский завод" (заявитель): <........>
от ОАО "Ростелеком" (заявитель): <........>
от ООО "Позитив-сервис" (заявитель): <........>
от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (ответчик):
<........>- начальник Службы по правовой работе с абонентами Подразделения по правовой и судебной работе с абонентами (доверенность от 05.12.2011 N 01-30-622/11),
<........>- ведущий специалист Группы баланса системы водоотведения Сектора баланса системы водоотведения Службы водно-химического баланса филиала ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" "Водоотведение Санкт-Петербурга" (доверенность от 08.12.2011 N 01-30-645/11),
установила:
1. Дело NК12-117/12 возбуждено на основании определения от 29.05.2012 N 12/6162 об объединении дел NК12-224/11, NК12-267/11 в одно производство. ЗАО "Хлебтранс", ОАО "Аромалак", ООО "Максидом", ОАО "Балтийский завод", ОАО "Ростелеком", ООО "Позитив-сервис" привлечены к участию в рассмотрении дела NК12-117/12 в качестве заявителей.
Дело NК12-224/11 возбуждено Управлением по заявлению ЗАО "Хлебтранс" от 23.06.2011 исх.N80 (вх.N8407 от 28.06.2011) в связи с действиями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при согласовании срока действия баланса водопотребления и водоотведения на период - не более 9 месяцев, и порядка расчета объема сброса сточных вод объекта недвижимости ЗАО "Хлебтранс", расположенного по адресу: 196084, Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д. 3.
Дело NК12-267/11 возбуждено Управлением по заявлению ОАО "Аромалак" от 19.09.2011 исх.N180 (вх.N12324 от 21.09.2011) в связи с действиями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при согласовании срока действия Баланса водопотребления и водоотведения на период - не более 9 месяцев, и порядка расчета объема сброса сточных вод объекта недвижимости ОАО "Аромалак", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 46.
В Управление также поступили заявления ООО "Максидом" от 22.11.2011 исх. N 471 (вх.N15429 от 23.11.2011), ОАО "Балтийский завод" от 26.12.2011 исх.N829/84 (вх.N17765 от 29.12.2011), ОАО "Ростелеком" от 25.01.2012 (вх.N1024 от 25.01.2012), ООО "Позитив-сервис" от 03.02.2012 исх.N17 (вх.N1747 от 08.02.2012) в связи с действиями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при согласовании сроков действия Балансов водопотребления и водоотведения на период - не более 9 месяцев. ООО "Максидом", ОАО "Балтийский завод", ОАО "Ростелеком", ООО "Позитив-сервис" привлечены к участию в рассмотрении дела NК12-267/11.
2. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" оказывает населению, организациям и предприятиям услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Санкт-Петербурга.
Водопроводные и канализационные сети, эксплуатируемые ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в процессе оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, находятся у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на праве хозяйственного ведения.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" является доминирующим хозяйствующим субъектом на товарных рынках услуг по водоснабжению и водоотведению, приказом Санкт-Петербургского УФАС России N 02-РР от 26.06.1996 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов по виду деятельности "обеспечение предприятий и населения услугами водопровода и канализации" с долей более 50 процентов, что требует соблюдения ограничений, установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением).
3. Заявителем ЗАО "Хлебтранс" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 23.06.2011 исх.N80, вх.N8407 от 28.06.2011; от 18.08.2011 исх.N108, вх.N10955 от 19.08.2011; от 09.11.2011 исх.N154, вх.N14689 от 09.11.2011; от 17.11.2011 исх.N156, вх.N15197 от 18.11.2011; от 13.12.2011 исх.N166, вх.N16718 от 13.12.2011; от 21.12.2011 исх.N176, вх.N17254 от 21.12.2011; от 24.01.2012 исх.N7, вх.N924 от 24.01.2012; от 23.03.2012 исх.N39, вх.N4082 от 23.03.2012; от 24.04.2012 исх.N62, вх.N6096 от 25.04.2012; от 01.06.2012 исх.N72, вх.N8112 от 01.06.2012; от 07.06.2012 исх.N75, вх.N8395 от 07.06.2012).
3.1. Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ЗАО "Хлебтранс" заключен договор N 09-17991/10-О от 31.03.2006 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ЗАО "Хлебтранс" имеет два ввода потребления питьевой воды, на которых установлены счетчики потребления и пять выпусков по водоотведению, которые не оборудованы приборами учета на водоотведение.
Согласно мониторингу стоимости установки прибора учета проведенным ЗАО "Хлебтранс" стоимость установки прибора учета по водоотведению на один выпуск составит 1018000 руб. (один миллион восемнадцать тысяч рублей). Установка пяти приборов учета для ЗАО "Хлебтранс" составит более 5 000 000 руб. (пять миллионов рублей).
Также у ЗАО "Хлебтранс" отсутствует техническая возможность по установке приборов учета сточных вод - заключение ООО "РосПромКомплект" от 16.04.2012 N 16-1/04 об обследовании канализационных выпусков ЗАО Хлебтранс" по адресу: 196084, Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д. 3 на предмет определения возможности устройства коммерческих узлов сточных вод ЗАО "Хлебтранс", согласно которому устройство узлов учета по всем 5 канализационным выпускам невозможно.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" согласовало Баланс водопотребления и водоотведения ЗАО "Хлебтранс" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кондратенко, д. 3 (далее - Баланс ЗАО "Хлебтранс") сроком не более 9 месяцев (письмо от 28.02.2011 исх.N51/03-28-21/11-0-1).
С указанным решением о согласовании срока Баланса ЗАО "Хлебтранс" не согласно. Письмом от 25.04.2011 исх.N356 ЗАО "Хлебтранс" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с просьбой согласовать ЗАО "Хлебтранс" Баланс сроком на три года, согласно пункту 3.9 Распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 22.09.2005 N 63 "О Порядке разработки и согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 63), а объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывать по данным согласованного Баланса ЗАО "Хлебтранс".
Письмом от 27.05.2011 исх.N51/03-28-62/11-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" уведомило ЗАО "Хлебтранс" о том, что период, в течение которого существует требование об установке приборов учета сточных вод, был достаточным для решения технических вопросов установки.
Письмом от 07.02.2012 исх.N16 ЗАО "Хлебтранс" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с просьбой продлить срок действия Баланса ЗАО "Хлебтранс".
В ответ письмом от 14.03.2012 исх.N101-28-21/12-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отказало ЗАО "Хлебтранс" в продлении срока действия Баланса ЗАО "Хлебтранс", а также просило ЗАО "Хлебтранс" проинформировать Предприятие о сроках установки приборов учета сточных вод.
Письмом от 15.03.2012 исх.N101-28-19/12 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" уведомило ЗАО "Хлебтранс" о том, что срок действия Баланса ЗАО "Хлебтранс" истек 21.01.2012, а также о том, что при временном отсутствии средств измерений сточных вод и действующего Баланса, объем сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, на основании пункта 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), принимается равным 100% от объемов воды, полученных ЗАО "Хлебтранс" из всех источников водоснабжения с 21.01.2012.
3.2. Баланс водопотребления и водоотведения необходим для расчета объема фактического сброса сточных вод, и непосредственно определения коэффициента Кв - учитывающего долю сточных вод абонента на выпуске в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, по которому устанавливаются временные условия приема загрязняющих веществ, по отношению к общему объему фактически сбрасываемых абонентом сточных вод.
Согласно п. 11.1 Порядка взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденный Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677. При временном отсутствии у абонента средств измерений сточных вод на выпусках в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга Кв принимается на основании согласованного баланса водопотребления и водоотведения.
В случае аннулирования Баланса, коэффициент Кв по всем выпускам равен 1, т.е. в случае выявления превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в стоках (далее - ПДК) по какому-либо выпуску, повышенная плата за указанное превышение будет взиматься по всем канализационным выпускам (общему объему сточных вод абонента), что приводит к большим материальным затратам.
Согласно проведенным ЗАО "Хлебтранс" расчетам по сравнению вариантов оплаты за превышение ПДК при наличии и отсутствии Баланса следует, что при аннулировании Баланса ЗАО "Хлебтранс" получит дополнительно к оплате за превышения ПДК сумму в размере 864 625 руб. 99 коп. (письмо от 23.03.2012 исх.N39, вх.N4082 от 23.03.2012).
ЗАО "Хлебтранс" полагает, что требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" об установлении пяти приборов учета сточных вод на каждый выпуск и согласование срока действия Баланса на период - 9 месяцев, являются необоснованными и не соответствующими законодательству.
4. Заявителем ОАО "Аромалак" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 19.09.2011 исх.N180, вх.N12324 от 21.09.2011; от 07.11.2011 исх.N215, вх.N14547 от 07.11.2011; от 07.02.2012 исх.N16, вх.N1802 от 08.02.2012; от 23.03.2012 исх.N40, вх.N4053 от 23.03.2012; от 22.05.2012 исх.N76, вх.N7459 от 22.05.2012; от 09.06.2012 исх.N81, вх.N8522 от 09.06.2012).
Между ОАО "Аромалак" и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" заключен договор N 07-30093/12-О от 25.12.2002 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ОАО "Аромалак" имеет два выпуска по водоотведению, которые не оборудованы приборами учета на водоотведение.
Согласно мониторингу стоимости установки прибора учета, проведенному ОАО "Аромалак", стоимость установки прибора учета по водоотведению на 2 стока составит 1 276,095 руб. (один миллион двести семьдесят шесть тысяч рублей 095 коп.).
Также у ОАО "Аромалак" отсутствует техническая возможность по установке приборов учета сточных вод. Согласно заключению ООО "РосПромКомплект" от 18.05.2012 N 18-1/05 об обследовании канализационных выпусков ОАО "Аромалак" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 46 на предмет определения возможности устройства коммерческих узлов сточных вод ОАО "Аромалак", устройство узлов учета по всем 2 канализационным выпускам невозможно (письмо от 22.05.2012 исх.N76 (вх.N7459 от 22.05.2012).
28 октября 2010 года ОАО "Аромалак" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с заявлением о согласовании Баланса водопотребления и водоотведения объекта ОАО "Аромалак", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 46 (далее - Баланс ОАО "Аромалак").
27.12.2010 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" согласовало ОАО "Аромалак" Баланс на срок до 27.09.2011.
Письмом от 20.06.2011 исх.N124 ОАО "Аромалак" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с просьбой продлить срок действия Баланса до трех лет.
Письмом от 11.08.2011 исх.N51/08-28-94/11-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" уведомило ОАО "Аромалак" о том, что период, в течение которого существует требование об установке приборов учета сточных вод, был достаточным для решения технических вопросов установки приборов учета.
Письмом от 21.05.2012 исх.N75 ОАО "Аромалак" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по вопросу продления срока действия Баланса в связи с отсутствием технической возможности установить приборы учета сточных вод.
ОАО "Аромалак" считает, что согласование ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" срока действия Баланса ОАО "Аромалак" на период - 9 месяцев является незаконным и необоснованным.
5. Заявителем ООО "Максидом" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 22.11.2011 исх.N471, вх.N15429 от 23.11.2011; от 20.01.2012 исх.N19, вх.N722 от 23.01.2012; от 13.02.2012 исх.N64, вх.N2008 от 14.02.2012).
Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ООО "Максидом" заключен договор N 09-52656-О от 22.04.2002 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ООО Максидом" по указанному объекту имеет 3 выпуска в систему коммунальной канализации.
01 июня 2011 года ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" согласовало ООО "Максидом" "Максидом-2" Баланс водопотребления и водоотведения по объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 131, со сроком до 01.03.2012 (далее - Баланс ООО "Максидом").
Письмом от 05.10.2011 исх.N195 ООО "Максидом" обратилось в адрес ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по вопросу согласования Баланса ООО "Максидом" сроком на 5 лет, согласно пункту 1.7 Распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2007 N 30 "Об утверждении Методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 30), а также в связи с отсутствием технической возможности установки приборов учета сточных вод.
В ответ письмом от 28.10.2011 исх.N101-28-144/11-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" уведомило ООО "Максидом" о том, что до истечения срока действия Баланса ООО "Максидом" необходимо провести обследование канализационных выпусков на предмет установки средств измерений сточных вод, а также представить документальное подтверждение о невозможности установки средств измерений сточных вод.
Согласно заключению ООО "РосПромКомплект" от 10.02.2012 N 10-3/02 об обследовании канализационных выпусков объекта ООО "Максидом" на предмет определения возможности устройства коммерческих узлов сточных вод ООО "Максидом", устройство узлов учета по 3-м канализационным выпускам технически невозможно.
ООО "Максидом" считает, что согласование ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" срока действия Баланса ООО "Максидом" на период - 9 месяцев является незаконным и необоснованным.
6. Заявителем ОАО "Балтийский завод" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 26.12.2011 исх.N829/84, вх.N17765 от 29.12.2011; от 16.03.2012 исх.N212/84, вх.N3668 от 16.03.2012; от 21.05.2012 исх.N502/84, вх.N7452 от 22.05.2012).
Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ОАО "Балтийский завод" заключен договор N 05-44579/00-О от 23.09.2002 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ОАО "Балтийский завод" имеет 2 Баланса водопотребления и водоотведения, согласованных с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а именно:
- Баланс от 19.04.2011 со сроком действия до 19.01.2012. Объект: площадка N 1, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Косая, д. 16, имеет 30 выпусков в систему коммунальной канализации;
- Баланс от 19.04.2011 со сроком действия до 19.01.2012. Объект: площадка N 2, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Косая, д. 11, имеет 6 выпусков в систему коммунальной канализации.
Письмом от 12.12.2011 исх.N806/84 ОАО "Балтийский завод" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по вопросу согласования Балансов по площадкам N 1, N 2 со сроком до 19.01.2016.
Письмом от 13.01.2012 исх.N101-28-197/11-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" уведомило ОАО "Балтийский завод" что период, в течение которого существует требование об установке приборов учета сточных вод, был достаточным для решения технических вопросов установки. Также ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" предложило ОАО "Балтийский завод" до истечения сроков действия Балансов разработать и согласовать план установки приборов сточных вод.
Письмом от 21.05.2012 исх.N502/84 (вх.N7452 от 22.05.2012) ОАО "Балтийский завод" уведомило Управление о том, что на дату 21.05.2012 ОАО "Балтийский завод" совместно с подрядной организацией проводятся работы по обследованию всех канализационных выпусков Общества с целью определения возможности установки на них узлов учета сточных вод.
ОАО "Балтийский завод" считает, что требования ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" об установлении приборов учета сточных вод на 36 канализационных выпусках и согласование срока действия Баланса на период - 9 месяцев, являются необоснованными.
7. Заявителем ОАО "Ростелеком" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 25.01.2012, вх.N1024 от 25.01.2012; от 21.03.2012 исх. Nпф-33-19/555, вх.N3923 от 21.03.2012; от 22.05.2012 исх.Nпф/о-01-07/3120, вх.N7518 от 23.05.2012; от 09.06.2012 исх.Nпф/о-01-07/3621, вх.N8502 от 09.06.2012).
Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ОАО "Ростелеком" заключены договоры на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ОАО "Ростелеком" имеет 356 выпусков по 114 объекта, присоединенных к системе коммунальной канализации, большая часть которых имеет диаметр 100 мм и небольшой расход, не образующий напорный поток, приборы учета сточных вод такой чувствительности для канализационных выпусков не предусмотрены.
Письмом от 13.01.2012 исх.Nпф-01-07/60 ОАО "Ростелеком" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о продлении срока действия Балансов водопотребления и водоотведения по адресам: Санкт-Петербург, ул. Республиканская, д. 28; пр. Наставников, д. 16; пр. Энтузиастов, д. 16; ул. Ворошилова, д. 5, к.1.
Письмом от 28.03.2012 исх.Nпф-01-07/1751 ОАО "Ростелеком" обратилось в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о предоставлении исходных данных и рекомендаций по типам и характеристикам средств измерения для учета сброшенных вод.
Письмом от 09.04.2012 исх.N101-26-1214/12-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не указало ОАО "Ростелеком" конкретные модели приборов учета для установки на объектах, а предложило ОАО "Ростелеком" провести мероприятия по объединению нескольких выпусков по одному объекту, с последующим сооружением одного узла учета.
ОАО "Ростелеком" считает данное предложение ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" неприемлемым, так как оно влечет не только значительные финансовые затраты, но и определенные технологические трудности, поскольку большинство объектов ОАО "Ростелеком" расположено в исторической части Санкт-Петербурга, в непосредственной близости к набережным рек, узкому дорожному полотну.
8. Заявителем ООО "Позитив-сервис" представлена следующая информация и доказательства (письма: от 03.02.2012 исх.N17, вх.N1747 от 08.02.2012; от 13.03.2012 исх.N40, вх.N3487 от 14.03.2012; от 22.05.2012 исх.N92, вх.N7466 от 22.05.2012; от 08.06.2012 исх.N101, вх.N8471 от 08.06.2012).
Между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ООО "Позитив-сервис" заключен договор N 09-31699/10-О от 13.02.2004 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
ООО "Позитив-сервис" по указанному объекту, имеет 4 выпуска в систему коммунальной канализации.
Также у ООО "Позитив-сервис" отсутствует техническая возможность по установке приборов учета сточных вод. Согласно заключению ООО "РосПромКомплект" от 22.05.2012 N 22-1/05 об обследовании канализационных выпусков ООО "Позитив-сервис" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 28 на предмет определения возможности устройства коммерческих узлов сточных вод ООО "Позитив-сервис", устройство узлов учета по 4-м канализационным выпускам ООО "Позитив-сервис" невозможно.
10.12.2011 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" согласовало ООО "Позитив-сервис" Баланс водопотребления и водоотведения по объекту, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 28, со сроком до 10.09.2012 - не более 9 месяцев.
ООО "Позитив-сервис" считает, что согласование ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" срока действия Баланса на период - 9 месяцев является необоснованным.
9. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" представило следующие обоснования своих действий (письма: от 24.08.2011 исх.N41-30-5807/11, вх.N11155 от 24.08.2011; от 01.11.2011 исх.N41-30-8180/11-0-2, вх.N14321 от 01.11.2011; от 01.11.2011 исх.N303-28-8614/11-0-1, вх.N14371 от 02.11.2011; от 13.12.2011 исх.N303-25-8698/11, вх.N16647 от 13.12.2011; от 19.01.2012 исх.N303-21-11/12-0-2, вх.N645 от 20.01.2012; от 08.02.2012 исх.N303-21-155/12-0-2, вх.N1797 от 08.02.2012; от 08.02.2012 исх.N26-21-245/12-0-2, вх.N1798 от 08.02.2012; от 01.03.2012 исх.N26-21-1656/12-0-1, вх.N2883 от 01.03.2012; от 14.03.2012 исх.N26-21-2230/12-0-2, вх.N3573 от 15.03.2012; от 22.03.2012 исх.N26-21-2229/12-0-2, вх.N4023 от 22.03.2012; от 22.03.2012 исх.N26-21-2186/12-0-2, вх.N4024 от 22.03.2012; от 18.05.2012 исх.N26-21-3567/12-0-2, вх.N7345 от 21.05.2012; от 18.05.2012 исх.N26-21-3566/12-0-2, вх.N7344 от 21.05.2012; от 07.06.2012 исх.N26-22-4785/12-0-2, вх.N8420 от 08.06.2012).
9.1. По вопросу срока действия баланса водопотребления и водоотведения позиция ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" следующая.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при принятии решения о сроке действия Баланса водопотребления и водоотведения руководствуется положениями Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11 (далее - Правила N 11).
Пунктом 4.21 Правил N 11, предусмотрен девятимесячный срок, в течение которого допускается отсутствие у абонента средств измерений сточных вод.
Согласно пункту 4.24 Правил N 11 при временном отсутствии у абонента средств измерений сточных вод и использовании им воды в составе выпускаемой продукции и/или наличии нескольких канализационных выпусков в системы коммунальной канализации (или в иные приемники сточных вод) объем фактически сбрасываемых сточных вод в системы коммунальной канализации допускается учитывать по данным баланса водопотребления и водоотведения.
Таким образом, по мнению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", по данным баланса водопотребления и водоотведения допускается производить расчеты только в случае временного отсутствия средств измерений сточных вод.
По информации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", за период с 01.01.2010 по 01.02.2012 поступило 142 обращения абонентов в ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" по вопросу согласования срока действия баланса водопотребления и водоотведения, из них 71 абоненту балансы водопотребления и водоотведения согласованы на срок более 9 месяцев.
Письмом от 26.01.2011 N 15-19044/10-0-1 Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга официально проинформировал ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" об издании Распоряжения от 28.03.2007 N 30 "Об утверждении методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга".
Поскольку пунктом 2 указанного Распоряжения предусмотрено, что Методические указания носят рекомендательный характер для организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ), то при принятии решения о сроке действия Баланса водопотребления и водоотведения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" руководствовалось пунктом 4.21 Правил N 11, устанавливающим девятимесячный срок, в пределах которого допускается отсутствие у абонентов средств измерений сточных вод.
С 27.01.2011 по 01.02.2012 было согласовано (продлено) только восемь Балансов со сроком, превышающим 9 месяцев, абонентам, которые разработали и согласовали с Предприятием сроки выполнения работ по оборудованию узлов учета сточных вод.
Абоненты, получившие от ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" согласование Балансов водопотребления и водоотведения на срок более 9 месяцев, представляют на согласование план мероприятий по установке приборов учета сточных вод с указанием дат выполнения мероприятий по их установке. О выполнении каждого этапа плана мероприятий абонент предоставляет в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отчет.
9.2. По расчету объема фактического сброса сточных вод абонентов позиция ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" следующая.
Расчет объема фактического сброса сточных вод абонентов ведется по данным балансов в соответствии с пунктом 56 Правил N 167, пунктом 4.24 Правил N 11, с учетом Методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 28.03.2007 N 30 (далее - Методические указания).
Методические указания определяют порядок расчета объемов сточных вод, отводимых по каждому выпуску, при наличии у абонента нескольких выпусков, на основании данных, предоставляемых абонентом.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод расчет объема принятых сточных вод ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" будет производить на основании пункта 4.22 Правил N 11, то есть объем водоотведения принимается равным объему водопотреблению.
Процент водоотведения по балансу определятся расчетным путем на основании данных фактического водопотребления из всех источников водоснабжения абонента за последние 12 календарных месяцев фактического режима работы в соответствии с действующими строительными нормами и правилами на проектирование водоснабжения и канализации, паспортными данными на фактически установленное оборудование, а также ГОСТами, ОСТами, ТУ, стандартами и техническими регламентами на выпускаемую продукцию, технологическим режимом производства.
По мнению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", действующее законодательство не содержит непосредственного регулирования порядка расчетов с абонентом при отсутствии у последнего технической возможности установки приборов учета сточных вод. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" считает, что в данном случае расчет объема принятых сточных вод должен производиться в соответствии с пунктом 4.22 Правил N 11, то есть объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
9.3. По вопросу об обязанностях абонентов по установке приборов учета сточных вод позиция ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" следующая.
Обязанность абонентов по установке приборного учета сточных вод установлена пунктами 33, 88 Правил N 167, пунктами 4.2., 8.2 Правил N 11.
Порядок установки абонентом узлов учета сточных вод согласуется с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в порядке определенном главой 4 Правил N 11.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" разработаны технические требования на установку узлов учета сточных вод (далее - УУСВ) у абонентов и порядок организации и приемки в эксплуатацию УУСВ у абонентов, которые предоставляются абонентам на консультациях и при обращении.
10. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) по запросам Управления представил следующие пояснения и информацию (письма: от 15.12.2011 исх.N15-19359/11-0-2, вх.N17069 от 19.12.2011; от 07.02.2012 исх.N15-52/12-0-1, вх.N1782 от 08.02.2012; 23.03.2012 исх.N15-52/12-1-1, вх.N4412 от 29.03.2012; от 18.05.2012 исх.N15-52/12-2-1, вх.N7712 от 25.05.2012).
Правилами N 167 не определен период временного отсутствия средств измерений сточных вод. Согласно пункту 4.21 Правил N 11, отсутствие у абонента средств измерений допускается временно, на согласованный с организацией ВКХ срок, но не более 9 месяцев.
В соответствии Методическими указаниями по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными Распоряжением от 28 марта 2007 г. N 30 срок действия согласованного организацией ВКХ баланса водопотребления и водоотведения, может быть установлен на пять лет без дальнейшего продления.
Распоряжение Комитета от 28.03.2007 N 30 "Об утверждении Методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт- Петербурга" не является нормативным правовым актом и не подлежит официальному опубликованию.
11. Рассмотрев информацию по делу NК12-117/12, Комиссия отмечает следующее.
Отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 167, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими отношения хозяйствующих субъектов на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению.
Согласно пункту 33 Правил N 167 количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных указанными Правилами.
Согласно пункту 56 Правил N 167 при использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) сроки представить ей необходимые для расчета данные.
Таким образом, согласно нормам законодательства, наличие у абонента условий предусмотренных пунктом 56 Правил N 167, является основанием для применения расчета объема фактического сброса сточных вод абонентов по данным баланса водопотребления и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 167 Баланс водопотребления и водоотведения представляет собой соотношение между фактически используемыми объемами воды из всех источников водоснабжения и отводимыми объемами сточных вод за год.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11 утверждены Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
Согласно п. 4.24. Правил N 11 при временном отсутствии у абонента средств измерений сточных вод и использовании им воды в составе выпускаемой продукции и/или наличии нескольких канализационных выпусков в системы коммунальной канализации (или в иные приемники сточных вод) объем фактически сбрасываемых сточных вод в системы коммунальной канализации допускается учитывать по данным баланса водопотребления и водоотведения.
Порядок разработки и согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, ранее был утвержден Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 22.09.2005 N 63 (далее - Порядок N 63).
Согласно пункту 3.9 Порядка N 63 срок действия согласованного ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" баланса водопотребления и водоотведения составлял 3 года.
Согласно п. 3 Распоряжения от 28.03.2007 N 30 "Об утверждении методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга" Порядок N 63 утратил силу.
Пунктом 2 указанного Распоряжения установлено, что Методические указания по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, носят рекомендательный характер для организаций ВКХ.
Согласно п. 1.7. Методических указаний по разработке и согласованию балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, срок действия согласованного организацией ВКХ Баланса составляет пять лет без дальнейшего продления.
Также Комиссия отмечает следующее.
В условиях отсутствия технической возможности по установке приборов учета сточных вод, действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по согласованию баланса водопотребления и водоотведения на срок 9 месяцев и дальнейшему расчету платы за превышение ПДК, исходя из общего количества сточных вод абонента (применения Кв=1) ущемляют интересы абонентов.
С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В соответствии с пунктом 7 статьи 12 указанного Закона, организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при согласовании срока действия балансов водопотребления и водоотведения на период не более 9 месяцев, не соответствуют нормам действующего законодательства, ущемляют интересы потребителей (абонентов), что запрещено статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать в действиях ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при согласовании абонентам сроков действия балансов водопотребления и водоотведения на срок не более 9 месяцев нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
- прекратить практику согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов на срок не более 9 месяцев;
- разработать Порядок согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, с учетом технической возможности/невозможности установки приборов учета сточных вод в соответствии с нормами законодательства;
3. Направить рекомендации в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга о необходимости внесения изменений в акты, регулирующие отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации.
Председатель Комиссии |
С.Г. Чащихина |
Члены Комиссии |
В.В. Мультановская |
|
М.С. Бабурина |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Предписание по делу N К12-117/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Чащихина С.Г. - заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;
Мультановская В.В. - начальник отдела контроля энергетики, член Комиссии;
Бабурина М.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля энергетики, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения N 12/7280 от 26.06.2012 по делу NК12-117/12 о нарушении Государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга") (местонахождение: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ИНН7830000426) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
предписывает
1. Прекратить практику согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов на срок не более 9 месяцев.
2. Разработать Порядок согласования балансов водопотребления и водоотведения абонентов, отводящих сточные воды в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, с учетом технической возможности/невозможности установки приборов учета сточных вод в соответствии с нормами законодательства.
3. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документы, свидетельствующие о принятии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" мер по исполнению п. п. 1, 2 настоящего предписания в срок до 06.08.2012.
Председатель Комиссии |
С.Г. Чащихина |
Члены Комиссии |
В.В. Мультановская |
|
М.С. Бабурина |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13 июня 2012 г. N К12-117/12
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)