Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 18 сентября 2012 г. N К03-172/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Яковлев П.В. - заместитель руководителя Управления.
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического отдела;
Даниловская Е.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело N К03-172/12, возбужденное по заявлению ООО "Фирма Консалтинг и Коммерция" о признаках нарушения Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" (192174, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 122) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку тонометров для социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории МО N 51, 52 ко Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г в 2012 году (далее - аукцион),
установила:
Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200106012000014 от 10.02.2012.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 501 304,60 рублей.
Заказчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга".
В соответствии с аукционной документацией (раздел 4 Техническая часть): предметом аукциона является право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на поставку тонометров для социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории МО N 51, 52 ко Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г в 2012 году.
Основанием для возбуждения дела NК03-172/12 послужило заявление ООО "Фирма Консалтинг и Коммерция" на действия заказчика - Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" (далее - СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга", Заказчик) при организации и проведении аукциона на право заключения государственного контракта. В заявлении указано на следующие действия Заказчика:
1. Согласно подп.1 п. 9 раздела 2 "Технического задания" требования к техническим характеристикам товара определены в Приложении N 1 к Техническому заданию. В указанном Приложении изложено наименование товара - "автоматический измеритель артериального давления с манжетой на плечо (UA-777 или эквивалент)". Согласно Технического паспорта и руководства по эксплуатации модели UA-777 компании-изготовителя "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед" обозначение "UA-777" является названием модели товара, а не товарным знаком. Требование к указанию в документации об аукционе наименования модели товара в Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) не содержится. Следовательно, указание в наименовании автоматического измерителя артериального давления с манжетой на плечо UA-777 является незаконным и повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
2. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции документация, об аукционе не может содержать указание на такие требования к товару, которые влекут за собой ограничения количества участников размещения товара.
В подп. 1 п. 9 раздела 2 "Технического задания", включенного в документацию об аукционе, содержатся требования к техническим характеристикам приборов для измерения артериального давления. Согласно приложению N 1 к Техническому заданию данные требования включают следующие характеристики:
- Класс точности: высший класс точности А/А;
- Манжета: безболезненная манжета с фиксирующим металлическим кольцом размер 22-32 см.
ГОСТ Р 51959.1-2002 (ЕН 1060 -1-96) "Сфигмоманометры (измерители артериального давления) неинвазивные не содержит определения высшего класса точности А/А. Требований к измерению давления по высшему классу точности А/А законодательством РФ также не предусмотрено. Заказчиком не разъяснен порядок определения высшего класса точности А/А. По мнению заявителя действия Заказчика влекут за собой ограничение количества участников торгов.
Пункт 4 ГОСТ Р 51959.1-2002 (ЕН 1060-1-96) "Сфигмоманометры (измерители артериального давления) неинвазивные" не содержит определения "безболезненная манжета". Заказчиком не разъяснен порядок определения указанной характеристики манжеты.
Вместе с тем, раздел 4 "Функциональные особенности прибора" Технического паспорта и руководства по эксплуатации модели UA-777 компании-изготовителя "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед" (страна изготовителя - Китай) содержит сведение о том, что:
- манжета является безболезненной;
- высший класс точности А/А.
Таким образом, по мнению заявителя, установление Заказчиком в документации об аукционе требований о том, что манжета должна быть безболезненной и указан высший класс точности А/А, свидетельствует о намерении заключить договор на поставку тонометров, изготовленных только компанией "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед".
Письмом от 22.06.2012 N 03/7178 Санкт-Петербургским УФАС России у СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" запрошена письменная информация, в том числе копия договора на поставку тонометров для социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории МО N 51, 52 ко Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г. в 2012 году (со всеми приложениями и дополнениями); информация об исполнении договора с указанием модели и производителя поставленного тонометра; какие модели, каких производителей тонометров автоматических измерителей артериального давления с манжетой на плечо полностью соответствуют параметрам, указанным в Техническом задании; сравнительную характеристику автоматических измерителей артериального давления с манжетой на плечо различных производителей в соответствии с параметрами, установленными в Техническом задании.
Письмом от 09.08.2012 N 914 (вх. от 10.08.2012 N 11702) СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" представило письменные пояснения, указав, что "ограничение количества участников при размещении и проведении открытого аукциона не было, т.к. согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0372200106012000014/1 представленных к открытому аукциону в электронной форме на поставку тонометров допущено пять участников размещения заказа".
Приложением к письму СПб ГБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" представлены информационные материалы по 7 моделям тонометров автоматических измерителей артериального давления с манжетой на плечо: тонометр автоматический М6 с адаптером (производитель Япония), тонометр автоматический UA-668 (производитель Япония), автоматический тонометр B.Well WA-55(производитель Великобритания), тонометр AnD-787 XL автоматический (производитель Япония), тонометр автоматический UA-877 (производитель Япония), тонометр автоматический UA-774 с адаптером (производитель Япония), тонометр A&D UA -767.
ООО "Фирма Консалтинг и Коммерция" представлены информационные материалы медицинской техники торговой марки "LITTLE DOCTOR", руководство по эксплуатации электронных тонометров "LITTLE DOCTOR" (производитель Сингапур), поставщиком которой является заявитель.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что не одна из представленных моделей полностью не соответствует параметрам, указанным в Техническом задании, в том числе не имеет характеристики "Класс точности: высший класс точности А/А", а также информации, что манжета является безболезненной.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии затруднился ответить, какие модели, каких производителей тонометров автоматических измерителей артериального давления с манжетой на плечо полностью соответствуют параметрам, указанным в Техническом задании, кроме модели UA-777 компании-изготовителя "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед" (страны изготовителя Китай), представленной победителем открытого аукциона.
Согласно протоколу N 0372200106012000014/1 от 21.02.2012 рассмотрения первых частей заявок представленных к открытому аукциону в электронной форме на поставку тонометров допущено пять участников размещения заказа, одна заявка отозвана. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок N 0372200106012000014/3 от 27.02.2012 представленных к открытому аукциону в электронной форме на поставку тонометров победителем признано ООО "СЕНАНИ" с предложением о цене контракта 1 825 952,48 рублей. Согласно договору N 0372200106012000014-0069553-01 на поставку тонометров от 11.03.2012 ООО "СЕНАНИ" поставил тонометры автоматические измерители артериального давления с манжетой на плечо модели UA-777 компании-изготовителя "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед" (Китай), которая полностью соответствующая параметрам, указанным в Техническом задании.
Анализ заявок, поданных для участия в аукционе показал, что иные допущенные участники аукциона, предложили тонометры других производителей и моделей, которые по рассматриваемым характеристикам (параметрам) не соответствуют требованиям технического задания, что является основанием для отклонения таких заявок.
В соответствии со ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (п. 2 ч. 1 ст. 17), а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативно правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (ч. 2 ст. 17).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что установление требований к техническим характеристикам приборов для измерения артериального давления не предусмотренных законодательством РФ и не указанных в ГОСТ, а также соответствующих одной модели одного производителя (модели UA-777 компании-изготовителя "Эй энд Ди (Шенжень) Кампании Лимитед" (Китай), создало преимущественные условия участия в аукционе ООО "СЕНАНИ", что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, не допустило к участию в аукционе ООО "Фирма Консалтинг и Коммерция", поставляющего электронные тонометры "LITTLE DOCTOR" (производитель Сингапур), что повлекло за собой ограничение количества участников и запрещено ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, ООО "Фирма Консалтинг и Коммерция" и ООО "СЕНАНИ" являются конкурентами, поскольку поставляют на товарный рынок аналогичные товары - тонометры различных производителей.
Следовательно, заказчик своими действиями при формировании Технического задания, повлиял на конкурентные отношения между участниками аукциона, и соответственно, между участниками рынка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
решила:
1. Признать в действиях Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку тонометров для социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории МО N 51, 52 ко Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г в 2012 году нарушение частей 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в техническое задание аукционной документации требований к техническим характеристикам приборов для измерения артериального давления, соответствующих модели лишь одного производителя, что ограничило доступ хозяйствующих субъектов к участию в аукционе, создало преимущественные условия участия в аукционе отдельному хозяйствующему субъекту и привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона.
2. Выдать Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Предписание по делу N К03-172/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Яковлев П.В. - заместитель руководителя Управления.
Члены Комиссии:Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического отдела;
Даниловская Е.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 18 сентября 2012 года по делу N К03-172/12 о нарушении Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" (192174, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 122) ч.ч. 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку тонометров для социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории МО N 51, 52 ко Дню победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г в 2012 году.
предписывает:
1. Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции при организации торгов на право заключения государственных контрактов для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Невского района Санкт-Петербурга", для чего впредь исключить предъявления к товарам (работам, услугам) требований, которые могут привезти к недопущению и ограничению конкуренции при проведении торгов, ограничению доступа к участию в торгах.
2. О выполнении настоящего предписания сообщать в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 31.10.2012.
Председатель Комиссии |
Яковлев П.В. |
Члены Комиссии |
Асташенкова Е.И. |
|
Клименко И.В. |
|
Даниловская Е.С. |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 18 сентября 2012 г. N К03-172/12
Текст решения размещен на сайте Ленинградского УФАС России (http://www.lenobl.fas.gov.ru)