Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 28 ноября 2012 г. N Т10-270/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалобы ООО "РОСТЕХ" в составе:
Соколова И.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Козлова О.А. - начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии;
Крылов И.В. - главный специалист-эксперт юридического отдела, член Комиссии;
с участием представителей:
от ОАО "Концерн "Океанприбор" (далее - Заказчик):
- Михайлов В.Е. - представитель по доверенности N 010/45-168 от 22.11.2012;
от ООО "РОСТЕХ" (далее - Заявитель):
- Гнатенко А.П. - заместитель директора по производству, по доверенности б/н от 21.11.2012;
в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") рассмотрев жалобу ООО "РОСТЕХ" (вх. N 16956 от 15.11.2012) на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого электронного аукциона на право заключения договора на поставку установки испытательной вибрационной электродинамической (далее - Открытый аукцион), заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя,
установила:
08 октября 2012 года на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu было опубликовано извещение N 31200003346 о проведении открытого электронного аукциона на право заключения договора на поставку установки испытательной вибрационной электродинамической, а также Аукционная документация.
Положение о закупке, утвержденное решением Совета директоров ОАО "Концерн "Океанприбор" от 16.03.2012 N 44 (далее - Положение о закупке) на момент размещения закупки размещено на сайте Заказчика - http://www.oceanpribor.ru
Заявитель обжалует следующие действия (бездействия) Заказчика.
1. Не размещение Заказчиком на официальном сайте плана закупок в нарушение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
2. Установление в п. 18.2 и п. 21.6 аукционной документации требования о предоставлении копии "Аттестата аккредитации на проведение работ по аттестации испытательного оборудования для сферы обороны и безопасности" (далее - аккредитация), что не соответствует Положению о закупке.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражении на жалобу (вх. N17387 от 22.11.2012).
1. Заказчик, считает, что несвоевременное размещение или неразмещение плана закупок в нарушение требований ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, не создает преимуществ для каких-либо участников закупки, не привело и не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заказчик пояснил, что в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, неразмещение на официальном сайте плана закупки не является основанием для обжалования действий Заказчика в антимонопольный орган.
2. Заказчик, указав на п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, пояснил, что исключение требования о предоставлении аттестата приведет к нецелевому и экономически неэффективному расходованию денежных средств Заказчика на приобретение необходимых товаров, работ и услуг. Отсутствие у участника вышеуказанного документа приведет к невозможности использования закупаемого оборудования для большей части проводимых Заказчиком исследований в сфере обороны.
Документы и сведения, представленные Заказчиком и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
1. ОАО "Концерн "Океанприбор" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закон о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки) на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 "Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила) план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 6 Правил план закупки может формироваться на основании перечисленных в подпунктах а)-в) п. 6 Правил программ, а также в соответствии с п/п г) п. 6 Правил иных программ, определяющих деятельность заказчика.
Согласно п. 4 Аукционной документации финансирование закупки осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2015 годы.
В соответствии с п. 10 Правил сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, установленных указанными Правилами.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закон о закупках регламентирует закупочную деятельность Заказчика.
В соответствии с терминами и определениями утвержденного Заказчиком Положения о закупке, планом закупки является размещаемый на официальном сайте документ, ежегодно согласуемый советом директоров общества и утверждаемый генеральным директором Общества, содержащий информацию о всех планируемых Обществом закупках товаров, работ и услуг, которые регламентируются настоящим Положением. Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к его форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о закупках после 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, планы закупки размещаются на официальном сайте.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках официальным сайтом является - www.zаkuрki.gоv.гu. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 N 662 "О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о закупке, подлежащая в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке размещению на сайте www.zаkuрki.gоv.гu, подлежит размещению на указанном сайте с 01.10.2012. До указанной даты в силу части 3 статьи 8 Закона о закупках планы закупки размещаются на сайте Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения.
Заказчик, в нарушение требований ч. 2 ст. 4 и ч. 3 ст. 8 Закона о закупках и п. 5 Правил не разместил план закупки ни на сайте Заказчика, ни на официальном сайте.
2. Согласно п. 2 Аукционной документации, предметом электронного аукциона является право заключения договора на поставку установки испытательной вибрационной электродинамической (далее - оборудование).
Согласно п. 4 Аукционной документации, источником финансирования заказа являются бюджетные средства в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники".
Согласно п. 5 Аукционной документации, в цену договора включаются также затраты, связанные с первичной аттестацией оборудования, а согласно предмету Договора, поставщик принимает на себя обязательство вместе с поставкой произвести первичную аттестацию оборудования.
В соответствии с п/п 12 п. 18.2 Аукционной документации вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копию "Аттестата аккредитации на проведение работ по аттестации испытательного оборудования для сферы обороны и безопасности" (далее - Аттестат аккредитации).
В соответствии с п/п 12 п. 21.6 Аукционной документации, не предоставление указанного Аттестата аккредитации является основанием для признания заявка на участие в электронном аукционе несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Таким образом, наличие у участника аукциона такого документа как Аттестат аккредитации, который разрешает проводить работы по аттестации испытательного оборудованием для сферы обороны и безопасности, является обязательным требованием, установленным аукционной документацией.
В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Требования к участникам закупки установлены в п. 13 Аукционной документации, в том числе в соответствии с п. 13.1 Аукционной документации, участник должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку оборудования, являющегося предметом торгов.
При этом в п. 13.1 Аукционной документации не указаны те нормы действующего законодательства Российской Федерации, которыми к лицам, осуществляющими поставку оборудования, являющегося предметом открытого аукциона, установлены требования по их аккредитации на проведение работ по аттестации испытательного оборудования для сферы обороны и безопасности.
Из содержания Аукционной документации, с учетом того, что заказ финансируется в рамках программы на развитие гражданской морской техники, также не следует, что поставляемое в соответствии с предметом торгов оборудование относится к испытательному оборудованию для сферы обороны и безопасности.
В документации о закупке не указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Таким образом, Заказчик в Аукционной документации, в т.ч. в п. 13 Аукционной документации, не установил к участникам закупки требования, для подтверждения которых участник закупки должен предъявить указанный в п. 18.2 и п. 21.6 Аукционной документации документ - копию "Аттестата аккредитации на проведение работ по аттестации испытательного оборудования для сферы обороны и безопасности".
При указанных обстоятельствах требование Заказчиком у участника закупки документа, указанного п. 18.2 и п. 21.6 Аукционной документации, нарушает ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
При этом Комиссия при рассмотрении жалобы не располагает сведениями о количестве организаций, имеющих требуемый Заказчиком Аттестат аккредитации. По информации Заявителя, сведения о количестве аккредитованных организаций являются закрытыми и требуют отдельного запроса у 32 ГНИИИ МО РФ, которые такую аккредитацию осуществляют.
В связи с этим, Комиссия считает, что нарушение в действиях заказчика указанного в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках принципа необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "РОСТЕХ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАО "Концерн "Океанприбор" нарушение части 2 статьи 4 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" в части не размещения плана закупки на официальном сайте Заказчика.
3. Признать в действиях заказчика - ОАО "Концерн "Океанприбор" нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в части истребования у участников закупки в составе заявки документа (Аттестата аккредитации) для подтверждения их соответствия требованиям, которые не установлены в Аукционной документации.
4. Выдать Заказчику предписание о размещении плана закупки на официальном сайте.
Председатель Комиссии |
И.П. Соколова |
Члены Комиссии |
О.А. Козлова |
|
И.В. Крылов |
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание по делу N Т10-270/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалобы ООО "РОСТЕХ" в составе:
Соколова И.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Козлова О.А. - начальник отдела транспорта и связи;
Крылов И.В. - главный специалист-эксперт юридического отдела;
руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 28 ноября 2012 года N Т10-270/12 о нарушении заказчиком - ОАО "Концерн "Океанприбор" части 2 статьи 4 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" в части отсутствия размещения плана закупки на официальном сайте Заказчика,
предписывает:
заказчику - ОАО "Концерн "Океанприбор":
1. Совершить действия, направленные на устранение нарушения требований части 2 статьи 4 и части 3 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" в части отсутствия размещения плана закупки на официальном сайте Заказчика путем размещении плана на официальном сайте.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в срок до 31 декабря 2012 года с приложением подтверждающих документов.
Председатель Комиссии |
И.П. Соколова |
Члены Комиссии |
О.А. Козлова |
|
И.В. Крылов |
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 28 ноября 2012 г. N Т10-270/12
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)