Решение Санкт-Петербургского УФАС России
от 13 апреля 2012 г. N К03-24/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-24/12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Круглова Н.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Дубовикова Е.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Птуха А.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела.
рассмотрев дело N К03-24/12, возбужденное по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств" (далее - Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств) по признакам нарушения Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга" (далее - Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга) (198188, Санкт-Петербург, ул. Васи Алексеева, д. 20/24) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при организации открытого конкурса на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан в 2012 году для государственных нужд Санкт-Петербурга (изв. от 10.01.2012 N 0372200180412000001), что могло привести к ограничению доступа к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов и ограничению конкуренции при проведении конкурса,
установила:
1. 10 января 2012 Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга разместил информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru о проведении открытого конкурса на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан в 2012 году для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс).
Дата опубликования извещения о конкурсе: 10.01.2012.
Дата подачи заявок для участия в конкурсе до 10.02.2012.
Дата вскрытия конвертов с заявками:10.02.2012.
Дата рассмотрения заявок: 17.02.2012.
Дата подведения итогов конкурса: 22.02.2012.
Государственный заказчик - Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга.
Начальная (максимальная) цена государственных контрактов по всем 11 лотам - 2 514 577,56 рублей.
Победители конкурса получают право заключить с Центром занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга договор по каждому лоту сроком действия с момента открытия групп до 20.12.2012.
Код ОКДП - 8040030 "Услуги курсов по профессиональной переориентации".
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (вх. N 1116 от 27.01.2012), в котором указано на нарушения Центром занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга при организации конкурса. Заявитель обжалует формирование лотов: 3, 7.
В заявлении указано, что лоты сформированы в нарушение "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010) (далее - ОКСО):
N лота |
Наименование и описание лота |
Укрупненная группа специальностей ОКСО |
Направление подготовки ОКСО |
3 |
Обучение безработных граждан по специальностям (профессиям) для работы в офисе |
|
|
|
Описание лота: |
|
|
|
Деловое администрирование в сфере работы с персоналом |
080000. Экономика и управление |
080505. Управление персоналом |
|
Пользователь ПК 1С: Торговля и Склад |
080000. Экономика и управление |
080801. Прикладная информатика (по областям) |
|
Проектирование в AutoCAD |
230000. Информатика и вычислительная техника |
230104. Системы автоматизированного проектирования |
|
Бухгалтерский учет |
080000. Экономика и управление |
080109. Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
|
Сметное дело |
080000. Экономика и управление |
080502. Экономика и управление на предприятии (по отраслям) |
7 |
Обучение безработных граждан по специальностям (профессиям) в области менеджмента |
|
|
|
Описание лота: |
|
|
|
Логистика |
080000. Экономика и управление |
080506. Логистика и управление цепями поставок |
|
Бухгалтерский учет (финансовый анализ деятельности предприятия) |
080000. Экономика и управление |
080109. Бухгалтерский учет, анализ и аудит |
|
Основы кадровой работы |
040000. Социальные науки |
040300. Конфликтология |
|
Информационные технологии (1С: Предприятие полная версия) |
080000. Экономика и управление |
080801. Прикладная информатика (по областям) |
Заявитель указал, что одноименные укрупненные группы специальностей и направления подготовки ОКСО включены в разные лоты, так укрупненная группа "Экономика и управление" (код 080000) включена в лоты N 3, 7; направление подготовки "Прикладная информатика (по областям)" (код 080801) - лоты N 3, 7; направление подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (код 080109) - лоты N 3, 7.
По мнению Заявителя, объединение в одном лоте специальностей из разных групп ОКСО лишило его возможности принять участие в открытом конкурсе, так как заявитель имеет возможность оказать образовательные услуги по образовательным программам (направлениям подготовки, специальностям, профессиям), указанных в приложениях к лицензии АА N 001521 от 20.04.2009: лот N 3: Деловое администрирование в сфере работы с персоналом, Проектирование в AutoCAD; лот N 7: Основы кадровой работы (лот N 7). Но в указанные лоты включены и другие специальности, по которым СПб ГУКИ не может оказывать образовательные услуги: Пользователь ПК 1С: Торговля и Склад, Бухгалтер, Сметное дело (лот N 3); Логистика, Бухгалтерский учет (финансовый анализ деятельности предприятия), Информационные технологии (1С: Предприятие полная версия). Но в указанные лоты включены и другие специальности, по которым СПбГУКИ не имеет права оказывать образовательные услуги ввиду отсутствия указанных образовательных программ (направлений подготовки, специальностей, профессий) в лицензии на право ведения образовательной деятельности: лот N 3: Пользователь ПК 1С: Торговля и Склад, Бухгалтер, Сметное дело; лот N 7: Логистика, Бухгалтерский учет (финансовый анализ деятельности предприятия), Информационные технологии (1С: Предприятие полная версия).
2. Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга в обоснование своей позиции по формированию лотов, письмами за вх. N 3793 от 20.03.2012 и вх. N 4403 от 29.03.2012 сообщил, что формирование лотов осуществлялось с учетом "Общероссийского классификатора занятий. ОК 010-93" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298) (дата введения 01.01.1995) (далее - ОКЗ).
Лот N 3 сформирован для укрупненной группы "Специалисты среднего уровня квалификации":
N лота |
Наименование образовательной программы |
Код составной группы |
3 |
Деловое администрирование в сфере работы с персоналом |
343 |
Пользователь ПК 1С: Торговля и Склад |
343 |
|
Проектирование в AutoCAD |
343 |
|
Бухгалтерский учет |
343 |
|
Сметное дело |
343 |
Лот N 7 сформирован для укрупненной группы: "Специалисты высшего уровня квалификации":
N лота |
Наименование образовательной программы |
Код составной группы |
7 |
Логистика |
241 |
Бухгалтерский учет (финансовый анализ деятельности предприятия) |
241 |
|
Основы кадровой работы |
241 |
|
Информационные технологии (1С: Предприятие полная версия) |
241 |
По мнению Центра занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга, формирование лота по нескольким специальностям не влечет ограничения количества участников размещения заказа, поскольку проведенный мониторинг рынка выявил несколько образовательных учреждений, которые вправе проводить профессиональное обучение по всем специальностям, включенным в лоты N 3, 7. Проведение конкурса по принципу одна специальность - один лот, по мнению Центра занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга, экономически невыгодно ни для заказчика, ни для исполнителя.
3. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела материалы дела N К03-24/12, заслушала мнения и пояснения лиц, участвующих в деле, относительно существа рассматриваемого дела и пришла к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Минтруда РФ N 3, Минобразования РФ N 1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения" образовательные программы для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов должны соответствовать Требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, утвержденным Приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. N 1221 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июля 1997 г., регистрационный N 1351). Продолжительность обучения безработных граждан и незанятого населения устанавливается профессиональными программами.
Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ основываются на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.
Образовательное учреждение для проведения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам должно иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности. Аккредитованные образовательные учреждения выдают слушателям после успешного окончания обучения документы государственного образца о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стажировке.
Требования используются образовательными учреждениями (подразделениями) дополнительного профессионального образования и органами управления образованием на всей территории Российской Федерации наряду с другими нормативными документами при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений (подразделений) дополнительного профессионального образования.
Базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ является, в том числе преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования.
В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.02.2012) "Об образовании" лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
В соответствии со ст. 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются:
полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата;
место нахождения лицензиата;
адреса мест осуществления образовательной деятельности;
сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности, включающие:
код (при наличии) и наименование образовательной программы (для профессиональной образовательной программы, образовательной программы профессиональной подготовки с указанием профессии и направления подготовки (специальности));
наименование уровня (ступени) образовательной программы;
направленность образовательной программы;
код (при наличии) и наименование квалификации (степени) и разряд, присваиваемые лицам, успешно завершившим освоение образовательной программы;
нормативный срок освоения образовательной программы.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что в конкурсной документации отсутствуют указания на то, какая именно образовательная программа или программа профессиональной подготовки должна быть поименована в лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности по специальностям, включенным в каждый лот. Вместе с тем, образовательное учреждение вправе выдавать документ об образовании государственного образца по определенным образовательным программам только при наличии на эти образовательные программы лицензии и аккредитации.
ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости.
ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования.
Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе, не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход.
Объектами классификации являются однородные, с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что предмет конкурса - право на заключение контракта на оказание услуги по профессиональному обучению. Условиями конкурса не предусмотрена подготовка безработных граждан по определенным профессиям рабочих и должностям служащих. Также ОКЗ не содержит наименований специальностей (образовательных программ), сформулированных в лотах. При этом в каждом из лотов N 3, 7 объединены специальности (профессии) из разных базовых групп, что противоречит доводам, представленным Центром занятости Кировского района Санкт-Петербурга.
ОКСО охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразования России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений
Согласно ОКСО, под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач. Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что одноименные укрупненные группы специальностей и направления подготовки ОКСО включены в разные лоты, так укрупненная группа "Экономика и управление" (код 080000) включена в лоты N 3, 7; направление подготовки "Прикладная информатика (по областям)" (код 080801) - лоты N 3, 7; направление подготовки "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (код 080109) - лоты N 3, 7, что может привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса, что запрещено ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств имеет возможность оказать образовательные услуги по образовательным программам (направлениям подготовки, специальностям, профессиям), указанных в приложениях к лицензии АА N 001521 от 20.04.2009. При этом описанный способ формирования лотов не позволил Санкт-Петербургскому государственному университету культуры и искусств подать заявки на участие в конкурсе по лотам N 3, 7 и конкурировать за право заключения контракта на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по профессиональному обучению, что является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещено совершение действий, ограничивающих конкуренцию при организации торгов.
Для сравнения, в материалы дела N К03-24/12 заявителем представлена информация (Техническое задание конкурсной документации) о проведении Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Калининского района Санкт-Петербурга" открытого конкурса с аналогичным предметом - право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан в 2012 году для государственных нужд Санкт-Петербурга, согласно которой лоты сформированы по принципу 1 лот - 1 специальность, названия лотов соответствуют названиям направлений подготовки (специальностям), поименованных в ОКСО или в соответствии с названиями профессий, поименованных в ОКЗ.
Довод Центра занятости Кировского района Санкт-Петербурга об экономической невыгодности участия в конкурсе с небольшими начальными (максимальными) ценами лотов не может служить оправданием нарушения антимонопольного законодательства. При этом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" два и более заказчика вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
решила:
1. Признать в действиях Центра занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга нарушение ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" при организации открытого конкурса на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан в 2012 году для государственных нужд Санкт-Петербурга, выразившееся
во включении в один лот специальностей из разных направлений подготовки "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010), что привело к ограничению конкуренции при проведении конкурса.
2. Выдать Центру занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга предписание о совершении впредь действий, направленных на обеспечение конкуренции при организации торгов на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан для государственных нужд Санкт-Петербурга, для чего впредь при формировании лотов исключить объединение в один лот различных направлений подготовки и различных образовательных программ, для осуществления образовательной деятельности по каждой из которых образовательному учреждению необходимо пройти процедуру лицензирования.
Председатель Комиссии |
Круглова Н.В. |
Члены Комиссии |
Асташенкова Е.И. |
|
Дубовикова Е.В. |
|
Птуха А.А. |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание по делу N К03-24/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия) по рассмотрению дела N К03-24/12 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Круглова Н.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Дубовикова Е.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Птуха А.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела.
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения по делу N К03-24/12 о нарушении Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга" ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при организации открытого конкурса на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан в 2012 году для государственных нужд Санкт-Петербурга, выразившемся:
во включении в один лот специальностей из разных направлений подготовки "ОК 009-2003. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст) (дата введения 01.01.2004) (ред. от 31.03.2010), что привело к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса.
предписывает:
1. Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Центр занятости населения Кировского района Санкт-Петербурга" совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции при организации торгов на право заключения контрактов на оказание услуг по профессиональному обучению (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан для государственных нужд Санкт-Петербурга, для чего впредь при формировании лотов исключить объединение в один лот различных направлений подготовки и различных образовательных программ, для осуществления образовательной деятельности по каждой из которых образовательному учреждению необходимо пройти процедуру лицензирования.
2. О выполнении настоящего предписания сообщать в Санкт-Петербургское УФАС России в срок не позднее 10 дней со дня утверждения каждой конкурсной документации в течение 2012 - 2013 годов.
Председатель Комиссии |
Круглова Н.В. |
Члены Комиссии |
Асташенкова Е.И. |
|
Дубовикова Е.В. |
|
Птуха А.А. |
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13 апреля 2012 г. N К03-24/12
Текст решения размещен на сайте Санкт-Петербургского УФАС России (http://spb.fas.gov.ru)