Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 7 августа 2012 г. N 33-10637/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Кудасовой Т.А. и Быханова А.В.
при секретаре
Челноковой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 07 августа 2012 года гражданское дело N 2-401/12 по апелляционной жалобе Аристарховой А.П. на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2012 года по иску Аристарховой О.П. к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании передать в собственность земельный участок.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения Аристарховой О.П. и ее представителей Ширстова Е.С. и Некрестьянова Д.С., представителя Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Хрусталевой Н.Н., представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Валиной Е.М., представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Курганова С.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Аристархова О.П. обратилась в суд с иском к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, после уточнения требований, просила обязать ответчика вынести распоряжение о передаче ей в собственность земельного участка в границах межевого плана, расположенного по адресу: г. <...>, ул. <...>, д. <...>, лит. <...>, площадью 686 кв. м.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2012 года в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Аристархова О.П. настаивает на отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
При этом судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия представителей Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, не явившихся в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие их надлежащее извещение (л.д. 259-262).
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 35 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок и определяет условия перехода права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение.
Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок и определяет условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с ч. 6 и ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31.12.2002 года N 2732-ра (в ред. Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003 года N 380-ра, распоряжений Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 года N 27-рп, от 17.09.2004 года N 98-рп) установлен порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при оформлении документов по передаче из государственной собственности в собственность граждан земельных участков, находящихся в распоряжении Санкт-Петербурга.
Согласно п. 1.1 указанного распоряжения, граждане вправе приобрести в собственность земельный участок при бесплатной передаче в собственность граждан (приватизации) жилых домов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга; принадлежащих гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве пожизненного наследуемого владения и предоставленных до 30.10.2001 года для индивидуального жилищного, дачного строительства и садоводства; право пожизненного наследуемого владения на которые перешло к гражданам после 30.10.2001 года в порядке наследования; фактически используемых собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи 30/57 долей квартиры от 20.07.1998 года (л.д. 92), договора передачи квартиры в собственность граждан от 15.09.1994 года (л.д. 90) Аристарховой О.П. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> район, город <...>, <...> ул., д. <...>, литера <...>, свидетельство о регистрации права собственности от 07.05.2008 года (л.д. 11).
С 24.06.2008 года Аристархова О.П. зарегистрирована в указанном жилом доме (л.д. 39).
03.12.2008 года Аристархова О.П. обратилась в КЗРиЗ Санкт-Петербурга с заявлением об оформлении документов о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. <...>, <...> ул., д. <...>, литера <...>, площадью 850 кв. м с целевым назначением для размещения индивидуального жилого дома (л.д. 17).
13.03.2009 года в Южный районный отдел КЗРиЗ Санкт-Петербурга поступили материалы с результатами натурных землеустроительных работ, выполненных ООО "ЛенГеоСервис" земельного участка площадью 686 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. <...>, <...> ул., лит. <...> (л.д. 21).
14.05.2009 года Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга было дано заключение о возможности формирования земельного участка площадью 686 кв. м по указанному адресу, при условии согласования со смежными пользователями (л.д. 22-23).
28.09.2009 года Аристарховой О.П., 28.09.2009 года ООО "ЛенГеоСервис", 02.10.2009 года Южным районным отделом КЗРиЗ был подписан протокол согласования границ земельного участка площадью 664 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, г. <...>, <...> ул., д. <...>, литера <...> (л.д. 26).
Однако, несмотря на вышеуказанные мероприятия по утверждению границ земельного участка и оформлению участка в собственность, распоряжение о передаче в собственность земельного участка по указанному адресу Главой районной администрации подписано не было (л.д. 15).
19.03.2010 Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга по результатам рассмотрения проекта распоряжения о передаче в собственность земельного участка сообщила начальнику Южного районного отдела КЗРиЗ, что передача в собственность спорного участка возможна в границах по обрезу фундамента малоэтажного индивидуального жилого дома (л.д. 113).
23.04.2010 года Аристарховой О.П. был дан ответ о том, что оформление земельного участка возможно по обрезу фундамента малоэтажного жилого дома (л.д. 27).
Отделом ввода данных ФГУ "Земельная кадастровая палата по городу Санкт-Петербургу" был подготовлен акт о внесении результатов кадастровых работ от 14.07.2009 года в базу данных государственного кадастра недвижимости с присвоением спорному земельному участку кадастрового номера (л.д. 25).
Согласно ответу Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. <...>, ул. <...>, д. <...>, лит. <...> осуществлен не был (л.д. 156-157).
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что земельный участок по указанному адресу не сформирован, градостроительный план земельного участка Комитетом по градостроительству и архитектуре не выдавался, проект планировки и межевания территории, включающей указанный адрес, не разрабатывался.
Согласно Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" и Приложению N 1 к нему, рассматриваемый объект капитального строительства расположен в пределах функциональной зоны "ЖД", подзоны "2ЖД" - "зоне малоэтажной и многоквартирной жилой застройки, с включением объектов общественно-деловой застройки, а также инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны".
Размещение индивидуальных жилых домов в указанной функциональной зоне Генеральным планом Санкт-Петербурга не предусмотрено.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - закон N 29-10), рассматриваемый объект капитального строительства находится в пределах территориальной зоны Т2Ж2-2, предназначенной для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов и объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Т2Ж2-2 размещение индивидуальных жилых домов в указанной зоне также не предусмотрено.
Как указывает КГА Правительства Санкт-Петербурга, согласно закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - закон N 820-7) принадлежащий Аристарховой О.П. жилой дом расположен в охранной зоне объектов культурного наследия ОЗ 3 и в зоне охраняемого природного ландшафта ЗОЛ 2.
С учетом требований указанных нормативных актов и сложившейся планировочной ситуации, оснований для формирования земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул. <...>, д. <...>, площадью 686 кв. м для размещения индивидуального жилого дома не имеется (л.д. 62-65, 66).
Согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 14.05.2009 года N<...> по адресу: г. <...>, ул. <...>, д. <...>, лит. <...> может быть сформирован земельный участок площадью 686 кв. м, однако КГИОП установлены охранные зоны (подлежат охране улицы <...> и <...>, а также озеленение вдоль улицы <...>, являющиеся элементами исторической планировочной структуры).
Следовательно, площадь земельного участка, указанная на схеме М1:2000 является ориентировочной и подлежит уточнению при проведении топогеодезических работ, с учетом законодательно установленных ограничений.
Как обоснованно признал при разрешении дела суд, указанное заключение носит рекомендательный характер и не может служить основанием для формирования земельного участка площадью 686 кв. м для размещения индивидуального жилого дома.
Поскольку территория, на которой расположен принадлежащий истице жилой дом, находится в ведении Санкт-Петербурга, относится к участкам неразграниченной государственной собственности, решение о передаче в собственность спорного земельного участка вправе принять районная администрация.
При этом, заслуживают внимание доводы Комитета по градостроительству и архитектуре о том, что при удовлетворении заявленных требований, будут нарушены положения п. 5.3.4 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", вступивших в действие с 01.01.2000 г., согласно которым до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 м. Также будут нарушены положения п. 5.8 ТСН 30-305-2002 Санкт-Петербурга Реконструкция и застройка нецентральных районов Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 22.02.2002 N 251-ра, которыми установлено, что жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий на магистральных улицах не менее 6 м, на прочих не менее 3 м.
При таком положении, учитывая, что спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован, принадлежащий истице объект недвижимого имущества, относящийся к категории "жилой дом", расположен на территории, относящейся к ведению Санкт-Петербурга, и находится в пределах территориальной зоны Т2Ж2-2, предназначенной для размещения малоэтажных многоквартирных жилых домов и объектов общественно-деловой застройки, расположенных на территории исторических пригородов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для возложения на районную администрацию обязанности по передаче истице в собственность земельного участка площадью 664 кв. м.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основываются на ином толковании законодательства и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Каких-либо убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 августа 2012 г. N 33-10637/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)