Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 13 сентября 2012 г. N 33-12634
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Шиловской Н.Ю. и Быханова А.В.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2012 года гражданское дело N 2-454/12 по апелляционной жалобе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению Мариненко Т. С. об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Галенкиной К.В. по доверенности от <дата>, представителя СНТ "Красноармейское" Сняткова В.В. по доверенности от <дата>, представителя Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Бахваловой Н.Л. по доверенности от <дата>, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Мариненко Т.С. - Дзюба Д.О. по доверенности от <дата>, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Мариненко Т.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Колпинского районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, выразившееся в неосуществлении всех необходимых мероприятий по оформлению и передаче в Администрацию Колпинского района документов, для принятия решения о передаче в собственность Мариненко Т.С. земельного участка, расположенного в СНТ "Красноармейское"; обязании Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга оформить и передать в Администрацию Колпинского района документы, необходимые для принятия решения о передаче в собственность данного земельного участка, указывая, что <дата> Мариненко Т.С. в Колпинский районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее КЗРиЗ) было подано заявление об оформлении документов для передачи в собственность земельного участка N... площадью <...> кв. м. по адресу <адрес>, <адрес>, садоводство "Красноармейское"). Согласно ответу от <дата> на совещании принято решение о приостановке рассмотрения подобных заявлений до момента завершения корректировки границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводства, а также его внешних границ. Согласи позиции КЗРиЗ Санкт-Петербурга причиной непредоставления земельного участка в собственность Мариненко Т.С. является наличие спора о внешних границах территории, занимаемой садоводством, а также корректировка границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Заявительница считала, что спор о праве в данном случае отсутствует, поскольку границы земельного участка, находящегося в ее пользовании установлены; каких-либо заявлений от заинтересованных лиц, касающихся оспаривания границ ее земельного участка, не имеется; земельный участок не является смежным ни с внешними границами садоводства, ни с землями общего пользования. Надлежащим образом оформленное решение о невозможности передачи земельного участка в собственность на основании предоставленного пакета документов Мариненко Т.С. не получала; документы по ее заявлению на доработку не возвращались и оснований для этого не имелось. Протокол совещания по вопросу границ земельного участка СНТ "Красноармейское" и земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, не обладает юридической силой решения соответствующего государственного органа. Ни один нормативно-правовой акт не предусматривает такого правомочия КЗРиЗ, как приостановка процедуры приватизации земельного участка на основании предоставленных документов, в частности, по причине возможной корректировки внешних границ территории, занимаемой садоводством, а также границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. В связи с чем, Мариненко Т.С. считала, что действия (бездействие) КЗРиЗ противоречат законодательству, регламентирующему как его деятельность в целом, так и деятельность, связанную с оформлением документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, и тем самым нарушают права и законные интересы Мариненко Т.С, фактически лишая ее возможности реализации гарантированного действующим законодательством РФ права на предоставление земельного участка в собственность.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> заявление Мариненко Т.С. об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти было оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на приватизацию земельного участка, о праве на собственность земельного участка. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от <дата> указанное определение оставлено без изменения. Постановлением Президиума Санкт-Петербургского городского суда от <дата> названные определения Колпинского районного суда Санкт-Петербурга и Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда отменены, дело направлено для рассмотрения по существу в тот же суд.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2012 года удовлетворены требования Мариненко Т.С. Признано незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, выразившееся в неосуществлении всех необходимых мероприятий по оформлению и передаче в администрацию Колпинского района документов для принятия решения о передаче в собственность Мариненко Т.С. земельного участка, расположенного в СНТ "Красноармейское". Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга обязан оформить и передать в администрацию Колпинского района документы, необходимые для принятия решения о передаче в собственность Мариненко Т.С. земельного участка.
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Мариненко Т.С.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, с <дата> Мариненко Т.С. является членом СНТ "Красноармейское" с закреплением за ней земельного участка N... площадью <...> кв. м.
На основании решения Общего собрания СНТ "Красноармейское" и по результатам натурных съемок геодезических организаций уточнен размер земельного участка владельцем, которого является Мариненко Т.С., который составляет <...> кв. м.
Судом первой инстанции установлено, что <дата> Мариненко Т.С. обратилась в КЗРиЗ с заявлением об оформлении документов о передаче в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, садоводство "Красноармейское", участок <адрес>, площадью <...> кв. м. с целевым назначением для садоводства.
Согласно Акту приемки работ по межеванию от <дата> площадь земельного участка N... по адресу: <адрес>, <адрес>, садоводство "Красноармейское" составляет <...> кв. м.
Мариненко Т.С. Колпинским отделом КЗРиЗ было направлено извещение от <дата> N... о приостановлении оформления документов по передаче в собственность заявителя земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, садоводство "Красноармейское", участок N... на основании протокола совещания по вопросу границ земельного участка СНТ "Красноармейское" и земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, состоявшегося в КЗРиЗ <дата>.
Удовлетворяя заявление Мариненко Т.С., суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству было допущено нарушение закона, что повлекло за собой нарушение прав заявителя на получение в собственность земельного участка, расположенного в садоводческом товариществе СНТ " Красноармейское".
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органов государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и осуществляет свои полномочия в сфере земельных отношений в рамках, установленных Положением о Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
В частности, в соответствии с п. 3.6 Положения Комитет уполномочен утверждать границы земельных участков в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке, который в свою очередь, предусмотрен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N...-N... "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении границ земельного участка".
В соответствии с п. 5.8 вышеназванного нормативного правового акта КЗРиЗ издает правовой акт об утверждении границ земельных участков при формировании земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования в существующих садоводческих, дачных некоммерческих объединениях граждан, при наличии утвержденных в установленном порядке наружных границ садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 21 марта 1994 года N 268-р, с изменениями, внесенными распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28 августа 1998 года N 862-р, земельный участок площадью 25,68 га с учетом земельных участков общего пользования в <адрес> Колпинского административного района отведен садоводческому товариществу "Красноармейское", созданному на базе указанного огороднического товарищества.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга (далее КГА) от 03 апреля 2006 года N 325 утверждены внешние границы землепользования СНТ "Красноармейское".
Распоряжением КЗРиЗ от 04 июля 2006 года N 1395-р утверждены границы земельного участка СНТ "Красноармейское".
В дальнейшем, в связи с обнаружившимся несоответствием границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ "Красноармейское", утвержденных распоряжением Комитета от 04 июля 2006 года N 1395-рк, фактическим границам земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования данного садоводства, вышеназванное распоряжение N 1395-рк от 04 июля 2006 года отменено распоряжением Комитета от 21 декабря 2009 года N 4470-рк.
При указанных обстоятельствах является правильным решение Комитета приостановить рассмотрение документов членов садоводства по вопросу передачи в собственность земельных участков до момента завершения корректировки внешних границ территории, а также границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводства, поскольку корректировка такой ситуации возможна лишь до оформления права собственности на окружающие земельные участки, в противном случае исправление данной ситуации заведомо будет производиться за счет участков тех граждан, которые не были оформлены в собственность.
Вывод суда первой инстанции о том, что на момент обращения заявителя в КЗРиЗ распоряжение Комитета от 04 июля 2006 года N 1395-рк не было отменено и поэтому бездействие Комитета нельзя признать законным, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку исходя из смысла и требований ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" возможность приватизации земельных участков членами садоводческого товарищества зависит от оформления прав садоводческого товарищества при разделе предоставленного ему земельного участка на земельные участки, предназначенные для передачи их в пользование членам садоводческого товарищества.
Судом первой инстанции не дана должная оценка доводам заинтересованного лица о том, что КЗРиЗ было обнаружено, что границы земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ "Красноармейское", утвержденные распоряжением Комитета от 04 июля 2006 года N 1395-рк, не соответствуют фактическим границам земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования данного СНТ. То есть, некоторые земельные участки, находящиеся в пользовании членов СНТ "Красноармейское" частично расположены на территории земель общего пользования садоводства, часть земельных участков находится за пределами внешних границ садоводства, ряд земельных участков находится в сплошном массиве с отсутствием проездов к ним. На основании несоответствия фактического использования территории СНТ "Красноармейское", имеющемуся картографическому материалу, на основании и в соответствии с которым были изданы распоряжения КГА от 03 апреля 2006 года и Комитета от 04 июля 2006 года N 1395-рк, Комитетом отменено распоряжение от 04 июля 2006 года N 1395-рк. При этом Комитет правильно указал, что частичное оформление земельных участков гражданам, относительно земельных участков, которых не было указанных замечаний, не представлялось возможным ввиду возможного нарушения прав другой части садоводов, участки которых пересекали земли общего пользования и т.п.
Пунктом 6 с. 11.9 Земельного Кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На территории Санкт-Петербурга порядок оформления документов по передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании, утвержден распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 31 декабря 2002 года N 2732-ра. В соответствии с данным распоряжением Комитетом издано распоряжение N 1-рк от 16 мая 2003 года "О порядке оформления документов при передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся в их пользовании". В соответствии с вышеназванными распоряжениями оформление документов по передаче земельных участков в собственность членов некоммерческих садоводств, дачных объединений осуществляется при условии предоставления утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки садоводческого, дачного некоммерческого объединения граждан либо при предоставлении акта исполнительного органа государственной власти о закреплении границ некоммерческого садоводческого, дачного объединения граждан с утверждением границ и площади земель общего пользования.
Из материалов дела следует, что проект организации и застройки территории СНТ "Красноармейское" отсутствует. ГУ "НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга" за счет бюджетных средств проведена работа по обновлению топографической съемки территории СНТ "Красноармейское". В настоящее время топогеодезической организацией ООО "Грани" выполнены кадастровые работы по установлению внешних границ территории, занятой СНТ "Красноармейское" и границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Рассмотрение вопросов утверждения границ фактически используемых земельных участков возможно на заседании Комиссии по вопросам утверждения границ земельного участка после приемки указанных работ в установленном порядке. Таким образом, оформление документов по передаче в собственность Мариненко Т.С. занимаемого земельного участка станет возможным после утверждения внешних границ территории садоводства и границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования СНТ "Красноармейское".
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о бездействии Комитета является несостоятельным, поскольку в силу требований действующего законодательства невозможна приватизация земельных участков до корректировки внешних границ садоводства и земель общего пользования.
В соответствии со 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, в связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что по настоящему делу сбор дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2012 года отменить. В удовлетворении заявления Мариненко Т.С. отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2012 г. N 33-12634
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)