Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 17 сентября 2012 г. N 33-13163/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Ильичевой Е.В.,
Сальниковой В.Ю.
с участием прокурора
Кузьминой И.Д.
при секретаре
Немченко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2012 года апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года по гражданскому делу N 2-2116/12 по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту интересов Васильевой М.А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга о признании необеспечения льготным лекарственным препаратом по рецепту врача незаконным, обязании организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения Васильевой М.А. и ее представителя, представителя ответчика, прокурора И.Д. Кузьмину,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в Куйбышевский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Васильевой М.А. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение препаратом <...> (международное наименование - <...>) дозировкой <...>.
Исковые требования обоснованы тем, что Васильева М.А. <...>.
Согласно выписному эпикризу ...(ЮрЛ)..., заключению <...>, заключению <...> Васильева М.А. нуждается в лекарственном препарате <...>.
Данный препарат закупается за счет средств федерального бюджета. В декабре 2011 года Комитетом по здравоохранению были запущены конкурсные процедуры на закупку лекарственного препарата "<...>" для обеспечения льготных категорий граждан в 2012 году. Для закупки на первое полугодие 2012 года Комитетом по здравоохранению заявлено 850 упаковок препарата "<...>". Аукционная процедура на закупку лекарственного препарата "<...>" для обеспечения льготных категорий граждан на первое полугодие 2012 года была завершена 22 февраля 2012 года. Однако по состоянию на 22 февраля 2012 года препарат "<...>" в аптеках отсутствует.
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи. Отсутствие препарата "<...>" (международное непатентованное наименование - <...>) в аптеках города, неоказание тем самым дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, нарушает права гражданина на обеспечение лечением, установленные Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья", международно-правовыми нормами.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции прокурор Центрального района и истица уточняли заявленные требования, в окончательном варианте просили признать необеспечение Васильевой М.А. льготным лекарственным препаратом <...> по рецепту врача незаконным, обязать Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение Васильевой М.А. лекарственным препаратом <...> в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в пользу Васильевой М.А. компенсацию морального вреда в размере <...> руб.
В обоснование требования о компенсации морального вреда истица указывала, что в связи с отсутствием в аптеках указанного лекарственного средства с января 2012 года по 22 марта 2012 года Васильева М.А. не могла проводить лекарственную терапию <...>, не была обеспечена <...> лекарством, что повлекло <...>. В результате отсутствия лечения ввиду необеспечения ответчиком истицы льготными лекарственными препаратами по рецепту врача истица испытывала физические страдания из-за <...> и нравственные переживания в связи с <...>.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года исковые требования прокурора Центрального района Санкт-Петербурга удовлетворены, признано незаконным отсутствие обеспечения Васильевой М.А. льготным лекарственным препаратом "<...>" (международное наименование - <...>) в период с 23 января 2012 года по 23 марта 2012 года, постановлено обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение Васильевой М.А. лекарственным препаратом "<...>" (международное наименование - <...>) в объеме по медицинским показаниям, взыскать с Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в пользу Васильевой М.А. компенсацию морального вреда - <...> руб.
Представитель Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывая на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельства дела.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно восстановил нарушенное ответчиком конституционное право истицы на жизнь и здоровье, связанное с необходимостью бесплатного получения необходимого <...> лекарства.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений подпункта "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе их лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 N 665 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в который включен лекарственный препарат "<...>".
Распоряжением Правительства РФ N 2199-р от 07 декабря 2011 года "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год" препарат "<...>" включен в указанный перечень.
В соответствии с пунктами 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением. При этом Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, инвалидам лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.
В силу положений Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 256, лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных <...>, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как "N 856"
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2012 год, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 06 декабря 2011 года N 800-147.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Таким образом, проанализировав положения указанных выше правовых норм в их взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение гражданина, являющегося <...>, проживающим в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Федерации - Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа - Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие препарата "<...>" в аптеках города в январе-марте 2012 года, т.е. необеспечение гражданина, являющегося <...>, лекарственным препаратом, необходимым ему для <...>, ведет к нарушению норм международного права, установленных в Российской Федерации конституционных гарантий, основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, положениями которых гарантировано право гражданина, имеющего <...>, на особую защиту государства, обязанностью которого является обеспечение <...> доступа к лечению и получению лекарственных препаратов, необходимых для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности.
Как верно установил суд первой инстанции и не оспаривали стороны, 06 марта 2012 года Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга был заключен государственный контракт N... на поставку лекарственных препаратов - <...>, в т.ч. препарата "<...>", в первом полугодии 2012 года. Васильева М.А. является <...>, в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в т.ч. на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера). <...> Истице 23 января 2012 года был выписан рецепт серии <...> N... на получение лекарственного препарата "<...>". Васильева М.А. обратилась 23 января 2012 года в аптеку N... ОАО "Петербургские аптеки" для получения необходимого препарата, предъявив выданный рецепт, который ввиду отсутствия препарата был поставлен аптечным учреждением на отсроченное обслуживание согласно п. 2.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года N 328. Истица была обеспечена препаратом <...> лишь 09 апреля 2012 года.
Анализируя представленные в материалах дела медицинские документы на основании вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие возможности получать необходимую истице терапию препаратом "<...>" приводит к существенному <...>.
При указанных обстоятельствах суд обосновано восстановил нарушенное ответчиком конституционное право истицы на жизнь и здоровье, связанное с необходимостью бесплатного получения необходимого <...> лекарства.
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отклонения заявленных исковых требований, постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17 сентября 2012 г. N 33-13163/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)