Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 августа 2012 г. N 33-9867/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Лебедева В.И.,
судей Тарасовой И.В., Ничковой С.С.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
при секретаре Игнатьевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года гражданское дело N 2-876/2012 по апелляционной жалобе ТСЖ "Смоленка" на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года по иску прокурора Василеостровского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Мягковой А.В., к ТСЖ "Смоленка" об обязании произвести перерасчет оплаты за отопление в квартире.
Заслушав доклад судьи Лебедева В.И., объяснения представителя ТСЖ "Смоленка" Привалова В.А., действующего на основании доверенности от 18.06.2012 года, прокурора Мазиной О.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Прокурор Василеостровского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов Мягковой А.В., обратился в суд с настоящим иском и, уточнив заявленные требования, просил обязать ТСЖ "Смоленка", не позднее 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> за <дата>, исключив из последующих квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление в сумме <...> руб. <...> коп.
В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что по результатам проведенной проверки по заявлению Мягковой А.В. по вопросу необоснованного начисления дополнительной платы за отопление выявлены факты проведения незаконной корректировки населению платы за отопление. Согласно направленной в адрес Мягковой А.В. квитанции в <дата> года в результате такой корректировки ей была дополнительно начислена плата за отопление в размере <...> руб. <...> коп.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> ТСЖ "Смоленка" в срок не позднее 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу обязано произвести перерасчет паты за отопление в квартире по адресу : <адрес> за <дата>, исключив из последующих квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление в сумме <...> руб. <...> коп.
С ТСЖ "Смоленка" взыскана государственная пошлина в доход государства в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Смоленка" просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 2006 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В соответствии с пунктом 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Настоящих Правил (ч. 2 п. 7).
При разрешении спора судом установлено, что Мягкова А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>
Управление указанным домом осуществляет ТСЖ "Смоленка" на основании устава.
<адрес> не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии.
<дата> между ОАО <ООО> и ТСЖ "Смоленка" заключен договор теплоснабжения.
На основании п. 1.1 ч. 1 данного договора Энергоснабжающая организация - ОАО <ООО> обеспечивает подачу Абоненту - ТСЖ "Смоленка" через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети Энергоснабжающей организации на ее границе, а Абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с п. 4.9 данного договора при отсутствии у Абонента прибора учета, а также их неисправности свыше 15-ти суток в течение года (с момента допуска узла учета в эксплуатацию), расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источника теплоты пропорционально договорной нагрузке Абонента с учетом отключения систем теплопотребления в расчетном периоде.
В <дата> в адрес Мягковой А.В. поступила квитанция на оплату коммунальных услуг, из которой следует, что в результате корректировки ей дополнительно начислена плата за отопление в размере <...> руб. <...> коп.
Согласно подпункту "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16 декабря 2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующим пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Размер платы за коммунальные услуги согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Порядок расчета платы за отопление установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (части 1, 4 статьи 2) установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Согласно п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета -исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Судом установлено, что дом N... <адрес> не оборудован общедомовыми приборами учета теплоэнергии.
На основании изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда в решении о том, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Поскольку условия договора теплоснабжения, заключенного между ТСЖ "Смоленка" и ОАО <ООО> не соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно признал действия ответчика по корректировке платы за отопление не соответствующими требованиям законодательства, обязав ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение Мягковой А.В. и исключить из последующих квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 г. N 33-9867/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)