Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 14 августа 2012 г. N 33-10687/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Цыганковой В.А.
судей Пошурковой Е.В., Савина В.В.
при секретаре С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1838/12 по апелляционной жалобе Н.И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года по заявлению Н.И. об оспаривании решений органов государственной власти.
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., выслушав объяснения заявителя Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Н.И. обратилась в суд с заявлением в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) об оспаривании решения заместителя главы администрации <...> района и о признании решения и действия (бездействия) районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий.
В обоснование своего заявления указала, что она обратилась в Городской центр жилищных субсидий с заявлением о предоставлении ей субсидии и компенсации, предоставив комплект документов, предусмотренный п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761. В том числе ею была предоставлена справка жилищно-строительного кооператива от <дата> N..., из которой следует, что <дата> Н.И. был полностью выплачен паевой взнос на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Ей было отказано в предоставлении субсидии на основании п. 14, подп. "б" п. 8 Правил, в связи с непредставлением документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением, в котором она постоянно проживает. <дата> ею был получен ответ из Администрации <...> района на ее заявление в районную комиссию по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, согласно которому отказ Городского центра жилищных субсидий в предоставлении субсидии и компенсации признан обоснованным.
Считает, что решения членов комиссии и председателя комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, являются незаконными, поскольку нарушают ее право на получение субсидий и компенсаций.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, полагая его неправильным, незаконным и необоснованным.
Заинтересованные лица - Администрация <...> района Санкт-Петербурга, Городской центр жилищных субсидий, извещенные о дне судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих их явке в суд, не сообщили. С учетом изложенного, в силу требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В отличие от общего правила распределения обязанностей по доказыванию в гражданском процессе по делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, факта его законности возложена на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, чьи действия (бездействие), решения выступают предметом судебной проверки (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что <дата>, <дата> <дата> Городским центром жилищных субсидий были вынесены решения об отказе Н.И. в предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с непредоставлением последней копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением.
Согласно ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 (в редакции от 24.12.2008) (далее - Правила) субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов, в том числе: б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Пунктом "в" части 2.1.6 Административного регламента оказания государственной услуги по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 07 октября 2009 года N 257-р "Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг" утвержден перечень документов, представляемых заявителем для получения указанной государственной услуги, а именно: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (договоры купли-продажи, мены, дарения и иные гражданско-правовые договоры, на основании которых возникает право собственности на жилое помещение, которые выдаются гражданам органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество (для собственников), договоры найма и социального найма, которые выдаются наймодателями жилых помещений государственного и частного жилищного фонда) и т.д.
Из материалов дела следует, что Н.И. при обращении за предоставлением субсидии и компенсации были представлены, в том числе следующие документы: Справка N... от <дата>, выданная ЖСК N..., подтверждающая, что заявительнице на праве частной собственности принадлежит квартира <адрес>, паевой взнос в размере <...> рублей <...> копеек внесен полностью в ноябре <...> года. Также Н.И. была представлена справка N... от <дата>, выданная Правлением ЖСК N..., также подтверждающая, что Н.И. на праве частной собственности принадлежит квартира <адрес>, паевой взнос в размере <...> рубля <...> копеек внесен полностью <дата>.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Гражданского кодекса РФ член жилищного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, а именно 31 января 1998 года (п. 2 ст. 4).
Таким образом, в качестве документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, должно быть представлено либо свидетельство о государственной регистрации права собственности либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, подтверждающая отсутствие регистрации права собственности на указанное жилое помещение за иным лицом.
П. 16 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403 в функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, пришел к обоснованному выводу об отказе Н.И. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у Городского центра жилищных субсидий имелись основания требовать от заявительницы предоставления документов, указанных в п. 8 пп. "б" Правил о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При отказе в предоставлении субсидии Н.И. Городской центр жилищных субсидий действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 58/403, и его действия следует признать правомерными. В связи с этим, решение заместителя главы администрации <...> района и решение районной комиссии по разрешению конфликтов, возникающих при предоставлении гражданам жилищных субсидий, является законным и обоснованным.
Ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено доказательств того, что вынесением решения Городским центром жилищных субсидий об отказе в предоставлении субсидии нарушены права и охраняемые законом интересы заявительницы, возложена незаконно какая-либо обязанность.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2012 г. N 33-10687/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)