Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 12 сентября 2012 г. N 33-13106/12
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ильичёвой Е.В.
судей Сальниковой В.Ю., Селезнёвой Е.Н.
при секретаре Немченко А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 сентября 2012 года апелляционную жалобу ЮрЛ на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июля 2012 года по гражданскому делу N 2-2603/12 по исковому заявлению природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ЮрЛ об обязании совершить определённые действия по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Заслушав доклад судьи Ильичёвой Е.В., пояснения прокурора Кузьминой И.Д., представителя ЮрЛ - Меньшакова А.В., судебная коллегия
установила:
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 05.07.2012 на ЮрЛ возложена обязанность в срок 150 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать выпуск 1 (Санкт-Петербург, улица Калинина, 151) ЮрЛ локальными очистными сооружениями, обеспечивающими соблюдение установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод.
С ЮрЛ в доход государства взыскана государственная пошлина в сумме <...>.
В апелляционной жалобе ЮрЛ просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что проверкой природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга установлено, что в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства ЮрЛ в систему общественной коммунальной канализации осуществлён сброс сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
В соответствии с актом N... отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга от 08.12.2011, составленного ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", представитель абонента ЮрЛ провёл параллельный отбор проб сточных вод в посуду ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и посуду абонента на выпуске N 1; на выпуске N 1 сточные воды мутные с содержанием взвешенных веществ.
Как следует из протокола ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N... от 15.12.2011 по определению показателей состава и свойств проб сточных вод ЮрЛ в системы канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: выпуск 1 (<адрес>): азот аммонийный - 1,17; алюминий - 7,48; БПК5 - 2,14; взвешенные вещества - 8; железо общее - 10,82; жиры - 8,2; марганец - 2,37; ртуть - 60 СПАВ (анионные) - 3,43; фенолы - 5; фосфор фосфатов - 3,4; цинк - 9,37.
Удовлетворяя исковое заявление, суд обоснованно исходил из того, что поскольку ЮрЛ через выпуск 1 (<адрес>) допускает сброс загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод в общественную систему коммунальной канализации, что приводит к нарушению условий договора на отпуск питьевой воды, приём сточных вод и загрязняющих веществ, заключённого между ответчиком и государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга", а также "Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга", утверждённых распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01.06.2000 N 11, "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в части обязательств абонента по соблюдению установленных нормативов водоотведения и недопущению запрещённого сброса загрязняющих веществ в общественную систему коммунальной канализации, то на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер, обеспечивающих устранение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства.
В апелляционной жалобе ответчик, не оспаривая факт сброса в системы канализации сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, ссылался на то, что так как сточные воды передаются в системы канализации для последующей очистки, то причинение вреда окружающей среде в данном случае не происходит. Также сторона ответчика указывала, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по договору с ЮрЛ за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в системы канализации получает дополнительную оплату.
Суд апелляционной инстанции полагает данные доводы апелляционной жалобы не влияющими на оценку законности принятого судом решения в силу их несостоятельности.
В соответствии положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека являются одними из основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении оказывающими воздействие на окружающую среду органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).
Согласно пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 23 этого же Федерального закона предусматривает, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (п. 1); выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 4).
Статья 32 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулирует проведение оценки воздействия на окружающую среду.
В силу положений статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, установлено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) приём (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утверждённых для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пункт 63 Правил запрещает сброс и приём в системы коммунальной канализации сточных вод, содержащих вещества, которые могут: засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод, а также сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены предельно допустимые концентрации и отсутствуют методы аналитического контроля, а также веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными предельно допустимыми концентрациями.
Пунктом 88 Правил на абонента (заказчика) возложена обязанность обеспечивать выполнение условий договора и требований настоящих Правил; обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 настоящих Правил и т.д.
Абонент несёт ответственность за вред, причинённый организации водопроводно-канализационного хозяйства или системам коммунального водоснабжения и канализации, в соответствии с законодательством Российской Федерации; за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам (п. 93 Правил).
При этом повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ является мерой экономического стимулирования абонентов на выполнение требований по охране природы и поэтому условия договора, заключённого между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, не освобождает абонента от предусмотренной законом ответственности за превышение установленных нормативов и оказание негативного воздействия на окружающую среду.
Довод апелляционной жалобы о том, что сбрасываемые ответчиком в системы канализации сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод подлежат последующей очистке государственным предприятием и поэтому не загрязняют окружающую среду, не может служить основанием для отмены решения суда.
По мнению судебной коллегии, поступление в системы общественной канализации веществ или их смесей, количество и (или) концентрация которых превышают установленные нормативы, бесспорно оказывает на окружающую среду негативное воздействие, нарушающее устойчивое функционирование естественных экологических систем и препятствующее сохранению биологического разнообразия.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что закон не возлагает на абонента выполнение перед неопределённым кругом лиц обязанности по оборудованию системы водоотведения локальными очистными сооружениями противоречит статье 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регламентирующей предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения, в соответствии с пунктом 6 которой в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
Таким образом, требование природоохранного прокурора об устранении ответчиком нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства посредством оборудования присоединённого к системе коммунальной канализации выпуска локальным очистным сооружением является обоснованным и законным.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не указывают на наличие обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
С учётом изложенного решение суда постановлено при всестороннем и полном исследовании доказательств и правильном применении законодательства оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 5 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 сентября 2012 г. N 33-13106/12
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)