Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 сентября 2012 г. N 13358
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Шиловской Н.Ю. и Сухаревой С.И.
при секретаре Челноковой О.В
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 года дело N 2-1566/12 по апелляционной жалобе администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2012 года по заявлению Суликовского С.С. о признании незаконным решения призывной комиссии, признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, обязании призывной комиссии принять решение в отношении Суликовского С.С. с учетом имеющихся у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Суликовский С.С. обратился в суд с заявлением, после уточнения требований просил признать незаконным решение призывной комиссии МО "Гражданка" от 06.12.2011 года в отношении Суликовского С.С. о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу в отношении Суликовского С.С. о признании временно не годным к военной службе; обязать призывную комиссию МО "Гражданка" принять решение в отношении Суликовского С.С. об освобождении от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст. 23, 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с учетом имеющихся у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Кроме того, заявитель просил взыскать с администрации Калининского района Санкт-Петербурга 30 200 руб., в том числе, расходы по оплате военно-врачебной экспертизы в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Решением суда от 20.06.2012 года заявление Суликовского С.С. о признании незаконным решения призывной комиссии; признании незаконным и отмене заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан; обязании призывной комиссии принять решение в отношении Суликовского С.С. с учетом имеющихся у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы; взыскании судебных расходов удовлетворено частично.
Суд признал незаконным решение призывной комиссии муниципального образования "Гражданка" Калининского района Санкт-Петербурга от 06.12.2011 года в отношении Суликовского С.С. о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, а также признал незаконным и отменил заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу в отношении Суликовского С.С. о признании временно не годным к военной службе.
В удовлетворении заявления Суликовского С.С. об обязании призывной комиссии муниципального образования Гражданка Калининского района Санкт-Петербурга принять решение в отношении Суликовского С.С. об освобождении от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст. 23, 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", с учетом имеющихся у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы отказано.
С администрации Калининского района Санкт-Петербурга взыскано 30 200 руб., в том числе, расходы по оплате военно-врачебной экспертизы в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе администрация Калининского района Санкт-Петербурга просит отменить решение суда в части удовлетворения требований Суликовского С.С. о взыскании с администрации Калининского района Санкт-Петербурга 30 200 руб. в счет возмещения судебных расходов, считая решение суда в данной части незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно возложения расходов по оплате экспертизы и расходов по оплате госпошлины на призывную комиссию, судебная коллегия приходит к следующему.
Суликовский С.С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением и просил при вынесении судом решения в порядке статьи 98 ГПК РФ взыскать с заинтересованных лиц - призывной комиссии, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, и привлеченных к участию в деле Военного комиссариата Санкт-Петербурга и администрации Калининского района Санкт-Петербурга, судебные расходы по оплате проведения экспертизы в размере 30 000 руб. и по оплате госпошлины в размере 200 руб.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" даны разъяснения, что в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.При этом с органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе только при привлечении к участию в деле соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления (пункт 29 Постановления).
Призыв граждан на военную службу осуществляется в строго определенные сроки, установленные статьей 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывные комиссии, непосредственно осуществляющие призыв, могут формироваться на определенный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах внутригородских и на территориях городов федерального значения.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 29 указанного Закона).
Согласно пунктам 2 и 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации.
Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года N 852, в мирное время в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации.
Состав призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) утверждается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) (пункты 16 и 17).
Исходя из порядка создания и состава призывной комиссии, изложенных в разделе III указанного Положения, не представляется возможным сделать вывод, что призывная комиссия является самостоятельным юридическим лицом.
Призывная комиссия Муниципального образования "Гражданка" была организована в соответствии с постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.03.2006 года N 16-пг.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" задачами администрации являются, в том числе, обеспечение проведения мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, и участие в осуществлении призыва граждан на военную службу (пункт 2.7.5), к полномочиям администрации района относится участие в осуществлении призыва на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу граждан, не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (пункт 3.7.1).
Учитывая, что районная администрация Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга, в том числе, участие в осуществлении призыва граждан на военную службу, суд обоснованно посчитал, что обязанность по возмещению судебных расходов, понесенных заявителем, надлежит возложить на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда.
Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 сентября 2012 г. N 13358
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)