Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 23 августа 2012 г. N 33-11802/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Мирошниковой Е.Н.
при секретаре
Порохневе В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2012 года апелляционную жалобу Ф. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года по делу N 2-600/12 по иску Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Петроградском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в специальный и в страховой стаж и о назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения Ф. и её представителя Запуниди А.В., поддержавших жалобу, представителя ответчика Дьяченко Е.Н., полагавшей, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
Вышеназванным решением суда отказано в удовлетворении требований Ф. о включении в её специальный стаж периодов работы с 28.01.2002 г. по 31.08.2006 г. в должности социального педагога в Санкт-Петербургском государственном учреждении "Комплексный центр социального обслуживания населения Петроградского района", с 01.09.2006 г. по 30.09.2009 г. в должности педагога дополнительного образования в отделении социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями указанного Центра и с 01.10.2009 г. по 22.03.2011 г. в должности педагога дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного учреждения "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Петроградского района Санкт-Петербурга", о включении в страховой стаж периода работы с 01.01.2010 г. по 22.03.2011 г. и о досрочном назначении ей пенсии по старости с 22.03.2011 г. в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В апелляционной жалобе истица просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении её требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ, которым данная категория граждан была исключена из ст. 28 Закона и включена в п. 19 ст. 27), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 названного Федерального закона он вступил в силу с 01.01.2002 г., т.е. действовал к моменту начала спорных периодов работы Ф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (названия списка и Правил - в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449).
При этом пунктом 3 вышеназванных Правил прямо предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В указанный список в пункт 1 раздела "Наименование должностей" включена должность социального педагога, отсутствующая в пункте 2 того же раздела, а в пункт 2 включена должность педагога дополнительного образования, которая отсутствует в пункте 1.
По смыслу приведенного выше положения пункта 3 Правил работа в должности педагога дополнительного образования может быть засчитана в специальный стаж только при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", однако этим пунктом предусмотрены только учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), а не учреждения социального обслуживания, в которых осуществляла трудовую деятельность истица в должности педагога дополнительного образования в период с 01.09.2006 г. по март 2011 г. (л.д.8-13 - копия трудовой книжки).
В свою очередь, работа в должности социального педагога, которую Ф. занимала в период с 28.01.2002 г. по 31.08.2006 г., может быть засчитана в специальный стаж только при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1. - 1.14. раздела "Наименование учреждений".
Пунктом 1.13. раздела "Наименование учреждений" предусмотрены учреждения социального обслуживания: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Наименование учреждения, в котором Ф. занимала должность социального педагога - "Комплексный центр социального обслуживания населения" - указанным пунктом не предусмотрено.
В свою очередь, возможность установления тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на которую указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", относится к случаям работы в соответствующих должностях в учреждениях, предусмотренных списками.
Возможность же признания права на досрочное назначение пенсии за лицами, которые осуществляли соответствующую деятельность в должностях, аналогичных предусмотренным списками, но в иных учреждениях, действующим законодательством не предусмотрена.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.02.2012 г. N 237-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Галактионовой В.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 12 вышеназванных Правил исчисления периодов работы, и положениями вышеназванного списка должностей и учреждений, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
При таком положении у суда не имелось оснований для включения каких-либо из спорных периодов в специальный стаж Ф., независимо от оценки представленных ею доказательств в подтверждение характера её работы, а также того факта, что эта работа осуществлялась в специализированных подразделениях для работы с детьми, созданных в учреждениях социального обслуживания населения и социальной реабилитации инвалидов.
Более того, даже при возможности включения в специальный стаж истицы периода работы в должности социального педагога этот стаж не соответствовал бы требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Кроме того, возражая против иска, пенсионный орган правильно указывал на положение пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Указанному требованию Ф. также не соответствует, что подтверждается записями в её трудовой книжке и не оспаривается ею в апелляционной жалобе.
При таком положении основания для удовлетворения требования Ф. о досрочном назначении трудовой пенсии по старости у суда отсутствовали.
Правильность вывода суда первой инстанции относительно возможности включения в страховой стаж истицы периода с 01.01.2010 г. по 22.03.2011 г., основанного исключительно на факте отсутствия у пенсионного органа сведений о её трудовой деятельности, полученных в установленном порядке от работодателя, Ф. не оспаривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 августа 2012 г. N 33-11802/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)