Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 25 июля 2012 г. N 33-8922
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кутыева О.О.,
судей
Александровой Ю.К. и Параевой В.С.,
при секретаре
Веселовой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скутина В. И. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года по делу N 2-492/2012 по заявлению Скутина В. И. об оспаривании предписания Главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя Скутина В.И. Власовой Я.В., действующей на основании доверенности от 31.05.2011 сроком на 3 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лисиной И.А., действующей на основании доверенности от 18.06.2012 сроком по 31.12.2012, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
21.11.2011 Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдано предписание руководителю Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций ОАО "РЖД", которым до 14.02.2012 предписано провести проверку лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности в Петрозаводском центре организации работы железнодорожных станций и на станции Петрозаводск на соответствие требованиям ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (на предмет наличия или отсутствия непогашенной или не снятой судимости); разместить на станции Петрозаводск информацию в наглядной и доступной форме о требованиях законодательства транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности; дополнить приказ начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций N 284 от 11.11.2011 "Об установлении порядка информирования об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства на объектах центра организации работы железнодорожных станций" положением о предоставляемой информации об угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ N 56 от 16.02.2011.
Скутин В.И., являющийся начальником Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций ОАО "РЖД" (далее - Центр), обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного предписания, в котором просил признать предписание от 21.11.2011 незаконным и отменить его, ссылаясь на то, что требования, изложенные в п. 1 предписания основаны на неправильном толковании проверяющим лицом положений ФЗ РФ "О транспортной безопасности", а требования, изожженные в п.п. 2 и 3 предписания необоснованны, поскольку фактически действия, которые обязан совершить руководитель центра, уже совершены, поскольку на момент проведения проверки информация о требованиях законодательства транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, в доступной и наглядной форме на станции Петрозаводск был размещена, а требуемые положения о предоставляемой информации об угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта являются приложением к плану обеспечения транспортной информацией.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14.03.2012 Скутину В.И. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Скутин В.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, излагая ту же правовую позицию, которая была отражен им в заявлении об оспаривании предписания.
Изучив материалы дела, заслушав мнение участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
Оценивая обоснованность требований, изложенных проверяющим лицом в п. 1 оспариваемого предписания, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ РФ "О транспортной безопасности", приказом Минтранса РФ N 43 от 08.02.2011 "Об утверждения Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", Инструкцией о порядке представления гражданам справок о наличии (отсутствии) у граждан судимости на территории РФ, утвержденной приказом МВД России N 965 от 01.11.2011, и исходил из того, что в отношении Е. - заместителя начальника Центра, назначенного приказом N 266 от 03.10.2011 ответственным за обеспечение транспортной безопасности по Центру, а также С. - начальника железнодорожной станции Петрозаводск, не имеется сведений в соответствующей закону форме о наличии (отсутствии) у них не снятой или непогашенной судимости, в связи с чем, суд счел обоснованными требования, изложенные в п. 1 предписания.
В отношении обоснованностей, изложенных в п. 2 предписания требований, судом первой инстанции установлено, что информация о требованиях законодательства транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, размещена на станции Петрозаводск в помещении проведения предсменных инструктажей работников станции, которое не является доступным для всех физических и юридических лиц, находящихся на территории станции, в связи с чем, суд, установив отсутствие требуемой информации в ином общедоступном месте, пришел к выводу об обоснованности требований п. 2 предписания.
Оценив содержание приказа N 284 от 11.11.2011 "Об установлении порядка информирования об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства на объектах центра организации работы железнодорожных станций", суд сделал вывод об обоснованности изложенных в п. 3 предписания требований, поскольку исчерпывающий и точный порядок информирования государственных органов об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, в данном приказе не приведен.
Оценивая содержание представленных в материалы дела доказательств в совокупности с требованиями оспариваемого предписания на предмет соответствия их требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия соглашается с выводом районного суда о том, что требования Скутина В.И. удовлетворению не подлежат.
При этом, судебная коллегия исходит из следующего.
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 03.06.2011 Скутин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп. по тем основаниям, что в период, времени с 25.04.2011 по 24.05.2011 по его вине как руководителя Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций ОАО "РЖД" на станции Петрозаводск допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, что является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, а именно: отсутствует план обеспечения транспортной безопасности станции Петрозаводск; заместитель начальника Центра Е. не прошел проверку на соблюдение требований ст. 10 ФЗ РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и не ознакомлен с приказом начальника Центра; на станции Петрозаводск не назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности; на станции Петрозаводск отсутствует информация в наглядной и доступной форме о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности станции Петрозаводск; отсутствует номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности станции Петрозаводск; отсутствует порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, а также сил обеспечения транспортной безопасности станции Петрозаводск на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении станции Петрозаводск; отсутствует порядок информирования соответствующих органов о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность станции Петрозаводск; отсутствует порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию на станции Петрозаводск.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21.07.2011, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 26.08.2011 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Карелия от 05.12.2011, указанное постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта признано правомерным и оставлено без изменения.
Оспариваемым Скутиным В.И. постановлением о привлечении его к ответственности за совершение административного правонарушения, была установлена обязанность Скутина В.И. совершить определенные действия, направленные на соблюдение требований нормативных документов РФ, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, в т.ч. и тех, к исполнению которых Скутин В.И. обязан оспариваемым в рамках настоящего дела предписанием, в частности, провести проверку лиц, назначенных ответственными за обеспечение транспортной безопасности в Петрозаводском центре организации работы железнодорожных станций и на станции Петрозаводск на соответствие требованиям ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (на предмет наличия или отсутствия непогашенной или не снятой судимости); разместить на станции Петрозаводск информацию в наглядной и доступной форме о требованиях законодательства транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности; дополнить приказ начальника Петрозаводского центра организации работы железнодорожных станций N 284 от 11.11.2011 "Об установлении порядка информирования об угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства на объектах центра организации работы железнодорожных станций" положением о предоставляемой информации об угрозе совершения и совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ N 56 от 16.02.2011, и его вина в несовершении указанных действий.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
В соответствии с абз. 4 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении" на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Таким образом, вступившим в законную силу судебным постановлением по делу об административном правонарушении установлена вина Скутина В.И. в нарушении требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности.
Требования оспариваемого заявителем предписания фактически сводятся к тому, чтобы обязать Скутина В.И. совершить действия, за несовершение которых Скутин В.И. ранее был привлечен к административной ответственности.
С учетом изложенного, при наличии решения судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21.07.2011, имеющего преюдициальное значение, у суда первой инстанции в настоящем случае отсутствовали основания для признания незаконными требований предписания.
Позиция заявителя, оспаривающего обоснованность требований, изложенных в предписании, основанная на том, что Центр не является субъектом транспортной инфраструктуры в связи с отсутствием у него на балансе железнодорожных путей, перронов, зданий станций и иных объектов, а потому заявитель, будучи руководителем Центра, не обладает полномочиями по организации и осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, является необоснованной, поскольку Центр, в чьем управлении находятся железнодорожные станции, является структурным подразделением ОАО "РЖД", которое в свою очередь, являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, призвано обеспечивать эффективные и безопасные перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, в связи с чем, на Центр в полной мере распространяются положения ФЗ РФ "О транспортной безопасности".
Указанная правовая позиция уже была высказана ранее в рамках административного дела по жалобе Скутина В.И. на постановление о привлечении его к административной ответственности от 03.06.2011.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2012 года оставить без изменения, поданную апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-8922
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)