Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 21 августа 2012 г. N 33-9832
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Сухаревой С.И.
судей
Быханова А.В. и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Челноковой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2012 года дело N 2-994/12 по апелляционным жалобам Соболевой Н. А. и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по заявлению Соболевой Н. А. о признании незаконным отказа в получении доплаты к пенсии,
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения Соболевой Н.А., ее представителя Соболева Л.М. по доверенности от <дата>, представителя МО "Владимирский округ" Дягилевой Л.В. по доверенности от <дата>, возражавших против доводов апелляционной жалобы Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр", представителя Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" Горбачевой Г.М. по доверенности от <дата>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, поданной Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской информационно-расчетный центр", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Соболева Н.А. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании незаконным отказа в праве на доплату к пенсии; признании незаконным действия по невыполнению государственной функции по вводу персональных данных заявителя представленных Муниципальным Советом МОМО "Владимирский округ" в АИС "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга", указывая, что с <дата> года избиралась депутатом местного самоуправления МОМО "Владимирский округ" и более 10 лет работала в Муниципальном Совете на постоянной основе. На основании Закона Санкт-Петербурга от <дата> N... "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" заявителю решением Муниципального Совета была установлена доплата к пенсии и документы переданы в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" (далее Городской центр), однако указанное учреждение письмом от <дата> N... отказало заявителю в праве на получение пенсии со ссылкой на увольнение Соболевой Н.А. <дата> по переводу в муниципальное учреждение.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2012 года заявление Соболевой Н.А. о признании незаконным отказа в получении доплаты к пенсии удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" по невыполнению государственной функции по вводу персональных данных Соболевой Н.А. переданных Муниципальным Советом МОМО "Владимирский округ" в АИС "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга". В удовлетворении остальных требований Соболевой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" просит решение суда отменить, считая его неправильным и производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе Соболева Н.А. просит, не отменяя решение суда, вынести по делу новое решение о признании незаконным решения Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" об отказе в праве на доплату к пенсии и обязании МС МО Владимирский округ внести записи в трудовую книжку Соболевой Н.А. об увольнении с должности в указанные Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской информационно-расчетный центр" периоды.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает, что оснований для отмены решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2012 года не имеется.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно пп.1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Статья 1 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50 "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предусматривает, что лица, замещавшие муниципальные должности, в том числе выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципальных образований, должности муниципальной службы, в том числе, муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований, имеют право на получение доплаты к пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных названным Законом Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50 право на получение доплаты к пенсии имеют: лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, получающие трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности, пенсию за выслугу лет, замещавшие муниципальные должности, достигшие возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, уволенные с муниципальной должности в связи с истечением срока полномочий либо в связи с прекращением полномочий досрочно, за исключением увольнения по основаниям, установленным в п. 1, 2, 3, 6 и 9 ч. 6 ст. 36, в п. 5 и 8 ч. 10 ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Право на получение доплаты к пенсии может быть реализовано при условии, если лицу, замещавшему муниципальную должность, должность муниципальной службы, по его выбору не установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, законодательством других субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления других субъектов Российской Федерации доплаты или иные выплаты к пенсии, связанные с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Санкт-Петербурга, государственных должностей других субъектов Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, государственной гражданской службы других субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований других субъектов Российской Федерации.
Лица, указанные в п. 1 настоящей статьи, по своему выбору имеют право на получение одной доплаты к пенсии в случае: замещения муниципальных должностей на постоянной основе не менее 6 лет; замещения должностей муниципальной службы не менее 10 лет.
В силу п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50, назначение доплаты к пенсии производится органом местного самоуправления муниципального образования, в котором лицо, обращающееся за назначением доплаты к пенсии (далее - заявитель), замещало муниципальную должность, должность муниципальной службы перед увольнением с замещаемой должности, или правопреемником соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования.
Указанная доплата к пенсии выплачивается согласно ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50, за счет средств местных бюджетов муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что решением Муниципального Совета Муниципального образования муниципального округа "Владимирский округ" от <дата> N... Соболевой Н.А. замещавшей муниципальную должность заместителя Главы муниципального образования установлена ежемесячная доплата за стаж работы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга к пенсии за выслугу лет в размере <...> рублей с <дата>.
Согласно п. 2.4. Порядка оформления документов, необходимых для назначения, перерасчета доплаты к пенсии, приостановления, возобновления, прекращения выплаты доплаты к пенсии и ведения реестра граждан, которым назначена доплата к пенсии в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 13 апреля 2011 года N 204-50 утвержденного Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 07 октября 2011 года N 244-р, городской центр в течение десяти рабочих дней со дня поступления личного дела осуществляет проверку и формирование электронного дела заявителя в автоматизированной информационной системе "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга", оформление документов на выплату доплат к пенсии и возвращает личное дело в орган местного самоуправления для хранения. В случае неправильного установления доплаты к пенсии или расчета размера доплаты к пенсии направляет личное дело в орган местного самоуправления на доработку с указанием причины неоформления документов на выплату доплаты к пенсии.
Судом первой инстанции установлено, что письмом Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчетный центр" N... от <дата>, личное дело Соболевой Н.А. возвращено Главе муниципального образования муниципального округа "Владимирский округ", в связи с тем, что право на установление доплаты к пенсии в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50 не подтверждено, поскольку Соболева Н.А. была уволена <дата> по п. 5 ст. 77 ТК РФ по переводу в Муниципальное учреждение; данная причина увольнения не относится к случаям досрочного прекращения полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отказывая Соболевой Н.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в праве на доплату к пенсии, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" не уполномочено Законом Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50 принимать решение о назначении доплаты к пенсии, подобное решение принимается муниципальным органом, где работал гражданин, а согласно Порядку оформления документов, необходимых для назначения, перерасчета доплаты к пенсии, приостановления, возобновления, прекращения выплаты доплаты к пенсии и ведения реестра граждан, которым назначена доплата к пенсии в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 13 апреля 2011 года N 204-50 утвержденному Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 07 октября 2011 года N 244-р, Городской центр лишь осуществляет проверку и формирование электронного дела заявителя в автоматизированной информационной системе.
Согласно п. 1.1. Административного регламента Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации проведения единого учета граждан, получающих меры социальной поддержки, посредством обеспечения ведения автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее Административный регламент), организация проведения единого учета граждан, получающих меры социальной поддержки, посредством обеспечения ведения автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее АИС "ЭСРН") является государственной функцией.
В силу п. 2.1. Административного регламента, результатом исполнения государственной функции является ввод в АИС "ЭСРН" сведений о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки (наличии у них льготных категорий, в зависимости от которых устанавливаются перечень и объем мер социальной поддержки, документов, подтверждающих наличие этих категорий).
Согласно п. 1.3.2. 1.3.2. Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской информационно-расчетный центр" обеспечивает автоматизированный контроль за соответствием мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам с использованием АИС "ЭСРН", документам, удостоверяющим наличие у граждан такого права, и соблюдения срока их предоставления.
Следовательно, выполнение указанной выше государственной функции, частично осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Городской информационно-расчетный центр" и в указанной части его действия (бездействие) могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50 для назначения доплаты к пенсии необходимо являться получателем пенсии, иметь стаж работы на муниципальных должностях на постоянной основе не менее 6 лет, достичь возраста определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии и быть уволенным с муниципальной должности не в связи с совершением, предусмотренного Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проступка или преступления.
Как усматривается из удостоверения N... от <дата>, Соболевой Н.А. <дата> назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении военнослужащих".
Заявитель достигла возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для назначения ей пенсии по старости.
Из вкладыша в трудовую книжку N... N... усматривается, что Соболева Н.А. <дата> была принята на должность депутата Муниципального круга N... Санкт-Петербурга на постоянной основе и <дата> уволена по собственному желанию на основании ст. 31 КЗоТ РФ. <дата> Соболева Н.А. была принята на должность депутата Муниципального образования "Владимирский округ" на постоянной основе и <дата> с нее сняты депутатские полномочия (2 созыв). В тот же день Соболева Н.А. была наделена депутатскими полномочиями депутата Муниципального образования "Владимирский округ" 3 созыва, которые прекращены <дата>.
<дата> Соболева Н.А. наделена депутатскими полномочиями депутата Муниципального образования "Владимирский округ" 4 созыва и в тот же день избрана заместителем Главы муниципального образования. <дата> заявитель была уволена по переводу в Муниципальное учреждение, на основании п. 5 ст. 77 ТК РФ.
Случаи досрочного прекращения полномочий, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления установлены ч. 10 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в силу пп.10 указанный перечень не является исчерпывающим.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что прекращение полномочий заявителя, в связи с увольнением по п. 5 ст. 77 ТК РФ не противоречит ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Трудовому кодексу РФ, в связи с чем Городской центр в отсутствие законных оснований не выполнил государственную функцию, допустил незаконное бездействие, а именно не ввел персональные данные Соболевой Н.А., представленные Муниципальным Советом МОМО "Владимирский округ" в АИС "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга". Заявителем бездействие Городской центр по невыполнению государственной функции, ошибочно названо действием.
В силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. По смыслу ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 10 мая 2011 года N 204-50, доплата к пенсии выплачивается за счет средств местных бюджетов муниципальных образований этими муниципальными образованиями.
Суд первой инстанции правильно указал, что указанная доплата не ставится законом в зависимость от размещения данных Соболевой Н.А. в АИС "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга", следовательно, восстановить нарушенное право заявителя на получение доплаты к пенсии с <дата> можно лишь, обязав произвести соответствующие выплаты МОМО "Владимирский округ". Соболевой Н.А. такие требования к Муниципальному Совету МОМО "Владимирский округ" не были предъявлены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Городского центра о том, что записи в трудовой книжке Соболевой Н.А. за период ее работы в МО "Владимирский округ" не соответствуют формулировкам, установленным действующим законодательством не могут быть приняты во внимание, поскольку на данные обстоятельства Городской центр при возвращении личного дела Соболевой Н.А. не ссылался.
Соболева Н.А. в своей апелляционной жалобе не оспаривает решение суда, а требования, изложенные ею в апелляционной жалобе о принятии решения об обязании МС МО "Владимирский округ" внести записи в ее трудовую книжку выходят за рамки заявленных требований в суде первой инстанции. (п. 6 ст. 327 ГПК РФ).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 05 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 августа 2012 г. N 33-9832
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)