Определение Ленинградского областного суда
от 25 июля 2012 г. N 33-3478/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Пучковой Л.В.
при секретаре Глазуновой Ю.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2012 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения представителей Совета депутатов Ульяновского городского поселения Кечина С.А. и Кожевниковой Е.Б. поддержавших доводы жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Петровой О.Г.,
установила:
Тосненский городской прокурор обратился в Тосненский городской суд с иском к Совету депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района об обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта, опубликованного на официальном сайте Ульяновского городского поселения - решения Совета депутатов Ульяновского городского поселения N от 22.09.2011 г. "Об утверждении положения о газификации жилых домов на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области".
В обоснование требований прокурор указала, что в нарушении требований Федерального закона N 172-ФЗ от 17.07.2009 г. Советом депутатов не проведена экспертиза указанного нормативного правового акта, что приводит к несвоевременному выявлению коррупционных факторов и нарушает права неопределенного круга лиц.
В суде прокурор предъявленные требования поддержал по основаниям указанным в иске.
Представитель Совета депутатов в суде иск не признал, указав, что в силу возложенных на прокуратуру обязанностей антикоррупционная экспертиза должна была быть проведена прокуратурой не позднее 22.10.2011 г. и на момент обращения прокурора в суд результаты экспертизы были известны. Информации о наличии коррупциогенных факторов в указанном акте в Совет депутатов от прокуратуры не поступало. Нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не наступало.
30 мая 2012 г. Тосненским городским судом постановлено решение, которым Совет депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района обязан провести антикоррупционную экспертизу решения Совета депутатов N от 22.09.2011 г. "Об утверждении положения о газификации жилых домов на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области".
Совет депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение отменить, в основание требований указав доводы, аналогичные возражениям по иску, а так же на то, что закон не обязывает администрацию Ульяновского городского поселения Тосненского района проводить самостоятельно антикоррупционную экспертизу постановлений администрации.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам изложенным в жалобе.
Решением Совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района от 22.09.2011 г. N утверждено Положение о газификации жилых домов на территории Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. При этом соответствующим Положением определен порядок взаимоотношений при осуществлении газификации индивидуальных жилых домов на территории Ульяновского городского поселения между администрацией поселения и инициативной группой г.п. Ульяновка Тосненского района (группой физических лиц, отбирающих от граждан заявления о выдаче разрешений на подключение домов к газопроводу за собственные средства).
Указанное решение имеет существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, имеет правовые нормы (правила поведения), обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений.
Таким образом, решение Совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района от 22.09.2011 г. N, является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется, в том числе путем применения основной меры: антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно п. 1 ст. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с указанным Федеральным законом, Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что антикоррупционная экспертиза решения от 22.09.2011 г. N, Советом депутатов Ульяновского городского поселения не проводилась.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Таким образом, в силу прямого указания закона, на Совет депутатов Ульяновского городского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не зависимо от наличия иных субъектов, на которые законом так же возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, а так же независимо от выводов соответствующих компетентных органов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
При этом п.4 постановления Правительства Ленинградской области от 23 ноября 2010 года N 310 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Ленинградской области и проектов нормативных правовых актов Ленинградской области" рекомендовано органам местного самоуправления принять нормативные правовые акты о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Совета депутатов Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 25 июля 2012 г. N 33-3478/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)