Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 16 августа 2012 г. N 33-11337/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ничковой С.С., Лебедева В.И.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Игнатьевой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2012 года дело N 2-2238/12 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 года по иску Потехина А. В. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Потехина А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Потехин А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга, в окончательном варианте заявленных требований, просил обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, начиная с <дата>.
В обоснование исковых требований указал, что с <дата> является инвалидом <...> группы бессрочно, инвалидность связана с воздействием радиационных факторов при исполнении обязанностей военной службы, связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска. Истец считает, что имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, однако ответчиком в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, отказано.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 года исковые требования Потехина А.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Санкт-Петербурга просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 года отменить, указывая на то, что положения примененного при рассмотрении дела нормативного акта на истца не распространяются.
Учитывая, что Военный комиссариат Санкт-Петербурга извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Потехина А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Потехин А.В. является пенсионером Министерства обороны РФ, ветераном подразделений особого риска РФ, ему выдано удостоверение N... от <дата> о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в п.п. "в" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1. При этом Потехин А.В. является инвалидом <...> группы вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска бессрочно, что подтверждается справкой <...> N... от <дата>.
Как усматривается из акта освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска N... от <дата>, истец принимал участие в ликвидации аварии <...>. Согласно указанному акту Потехин А.В. является непосредственным участником действий подразделений особого риска. На момент ликвидации аварии он находился в должности <...> (<...>), в составе экипажа с момента возникновения аварии до ее ликвидации.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета N... от <дата> на основании изучения медицинской документации истца установлена причинно-следственная связь имеющихся у него заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
Как усматривается из справки <...> N... от <дата> истцу установлена вторая группа инвалидности бессрочно. В справке также указано, что причиной инвалидности является заболевание, полученное при исполнении обязанностей воинской службы и связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Военным комиссариатом Санкт-Петербурга Потехину А.В. было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в возмещение вреда гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется выплата ежемесячных денежных компенсаций.
Согласно абз. 2 п. 1, п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, принимавших непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах были распространены выплаты и компенсации, установленные ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Таким образом, федеральный законодатель наделил граждан данной категории - граждан-инвалидов из подразделений особого риска, на которых распространяется положения Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1, и к которой, как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, относится истец, правом на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановление Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления, а на лиц, перечисленных в пункте 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.
По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.96 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 17.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.00 N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 27 декабря 1991 года, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Конституционный суд РФ в ряде определений, в том числе от 07.10.05 N 385-О, 01.03.10 N 296-О-П, неоднократно высказывался, что положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 2123-1 "О распространении действия Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" (в ред. ст. 9 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) и статьи 9 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - по их конституционно-правовому на основании выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 2123-1.
Как следует из материалов дела, вред здоровью истца причинен радиационным излучением, вызванным радиационной аварией, имевшей место в <дата>, то есть до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года N 2123-1.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Военного комиссариата Санкт-Петербурга за счет средств федерального бюджета в выплате Потехину А.В. ежемесячной денежной компенсации является законным и обоснованным, подробно мотивирован в решении.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Определяя момент возникновения у ответчика обязанности по выплате истцу ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, размер задолженности, необходимо руководствоваться Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.01 N 607, Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.97 N 18-П, Постановлением Правительства РФ от 08.12.11 N 1019, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.00 N 35.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2012 г. N 33-11337/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)