Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 сентября 2012 г. N 33-12380/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кудасовой Т.А.
судей
Ильинской Л.В., Шиловской Н.Ю.
при секретаре
при секретаре
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 года гражданское дело N 2-3043/12 по апелляционной жалобе Администрации Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2012 года по заявлению Евлентьевой М. Н., Евлентьевой В. И., Евлентьева В. И. об оспаривании решения Администрации Невского района Санкт-Петербурга по снятию с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об обязании восстановить на учете,
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А.
Объяснения представителя заинтересованного лица - Администрации Невского района - Ефимовой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя Евлентьевой М.Н., представителя заявителей Кулаева А.С., возражавших против доводов жалобы,
установила:
Евлентьевы М.Н., В.И., В.И. обратились в Невский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании недействительным решения Администрации Невского района Санкт-Петербурга о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, просили обязать Администрацию Невского района Санкт-Петербурга восстановить их на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование своих требований заявители указали, что их семья была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит заявителям, а также Евлентьеву И.Н. и Гридуновой И.Г., которые в квартире не зарегистрированы, на праве совместной собственности. Заявители составляют единую семью, на них приходится 20,01 кв. м. жилой площади, т.е. по 6,67 кв. м. на каждого, что не превышает установленную законом норму обеспеченности. Из письма жилищного отдела АНР от <дата> заявителям стало известно, что <дата> было принято решение о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что в квартире зарегистрировано только трое из пяти собственников.
С данным решением жилищной комиссии заявители не согласны, просят признать его недействительным, обязать Администрацию Невского района восстановить их на очереди, ссылаясь на то, что никто из сособственников квартиры иным жилым помещением не владеет, нанимателем жилья не является, место регистрации граждан, состоящих на учете, в данном случае значения не имеет.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Невского района просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет.
На основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года с изменениями и дополнениями от 27 мая 2008 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением уполномоченного органа по основаниям и в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 13 вышеназванного Закона граждане подлежат снятию с жилищного учета в случаях утраты ими оснований признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 29.1 правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде N 712/6 от 07 сентября 1987 года, действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане подлежали снятию с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв. м. жилой площади на человека), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В настоящий момент статьей 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена норма предоставления жилого помещения, равная 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Как следует из материалов дела, семья заявителей с 1981 года состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В 1992 году квартира по адресу: <адрес> по договору передачи в собственность предоставлена Гридунову Н.М., Евлентьевой М.Н., Евлентьевой В.И., Евлентьеву И.Н., Евлентьеву В.И., Гридуновой И.Г. (по 1/6 доле).
В настоящее время собственниками квартиры являются Евлентьева М.Н. (2/6 доли), Евлентьева В.И. (1/6 доля), Евлентьев В.И. (1/6 доля), Евлентьев И.Н. (1/6 доля) и Гридунова И.Г. (1/6 доля).
На <дата> все собственники были зарегистрированы в указанной квартире.
<дата> Евлентьев И.Н. был снят с регистрационного учета, с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес>, где в трехкомнатной квартире его супруге Евлентьевой Ж.Н. принадлежит на праве собственности две комнаты.
С <дата> Гридунова И.Г. зарегистрирована в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> которая принадлежит праве собственности ее зятю Баранову О.А.
Иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма ни заявители, ни Евлентьев И.Н. и Гридунова И.Г. не имеют.
Согласно ответа Администрации Невского района Санкт-Петербурга N... от <дата> Евлентьева М.Н., Евлентьева В.И. и Евлентьев В.И. были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ст. 6 ФЗ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", при этом администрация исходила из того, что семья из трех человек зарегистрирована в отдельной двухкомнатной квартире жилой площадью 30,02 кв. м, т.е. обеспеченность жилой площадью на одного человека составляет 10,01 кв. м. жилой площади.
Разрешая вопрос о неправомерности снятия заявителей с учета нуждающихся в жилой площади, суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеперечисленными нормами права и тем обстоятельством, что семья заявителей, состоящая из трех человек, имеет в собственности жилое помещение общей площадью 45,6 кв. м., жилой площадью 30,02 кв. м., что не превышает учетную норму предоставления, составляющей в настоящее время, согласно ст. 5 Закона Санкт-Петербурга "О порядке введения учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" 18 кв. м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Поскольку заявители занимают менее 18 кв. м. общей площади на одного человека, т.е. не достигли уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности распоряжения администрации о снятии их учета нуждающихся в жилых помещениях и необходимости восстановления заявителей на учете.
К тому же при решении вопроса о снятии заявителей с учета администрации необходимо было учитывать и то обстоятельство, что заявители являются собственниками не всей квартиры, а имеют в собственности только 4/6 доли квартиры, а то обстоятельство, что Евлентьев И.Н. и Гридунова И.Г. в квартире не зарегистрированы, не свидетельствует о том, что право пользования квартирой принадлежит только заявителям.
Доводы Администрации Невского района о неправомерности взыскания с нее в пользу истцов судебных расходов, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" даны разъяснения, что в случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
При этом с органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе только при привлечении к участию в деле соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления (пункт 29 Постановления).
Таким образом, решение суда в части взыскания госпошлины с Администрации является правомерным, однако судебная коллегия полагает, что в данном случае подлежит изменению порядок взыскания судебных расходов, поскольку из имеющихся в деле квитанций об уплате госпошлины следует, что Евлентьева М.Н. оплатила госпошлину в размере <...> руб., Евлентьева В.И. оплатила госпошлину в размере <...> руб., Евлентьев В.И. - в размере <...> руб. Учитывая изложенное, оплаченная госпошлина должна быть взыскана с администрации Невского района в пользу каждого заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> изменить в части взыскания госпошлины.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Евлентьевой М. Н. госпошлину в размере <...> рублей.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Евлентьевой В. И. госпошлину в размере <...> рублей.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Евлентьева В. И. госпошлину в размере <...> рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 сентября 2012 г. N 33-12380/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://www.sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)