Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 28 августа 2012 г. N 33-12345/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Зарочинцевой Е.В.
судей
Петровой Ю.Ю.,
Параевой В.С.
при секретаре
Веселовой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1715/12 по апелляционной жалобе Е к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "<...>" о признании отказа установить повышающий базовый коэффициент в зависимости от уровня образования незаконным, обязать произвести перерасчет, производить начисление заработной платы с учетом коэффициента.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Е обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "<...>" /далее - СПб ГБУЗ "<...>"/ о признании незаконным отказа установить повышающий базовый коэффициент в зависимости от уровня образования, также просила обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы и осуществлять в дальнейшем начисление заработной платы с учетом повышающего коэффициента 1,5.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что с <дата> по настоящее время она состоит в трудовых отношениях с СПб ГБУЗ "<...>" в должности медицинской сестры, имеет высшее медицинское образование, <дата> окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная академия им. И.И. Мечникова. В январе <дата> истица обратилась к руководству СПб ГБУЗ "<...> с просьбой установить величину базового коэффициента в зависимости от уровня образования в размере 1,5, как имеющей высшее профессиональное образование, однако, ей было отказано в увеличении коэффициента, поскольку он не соответствует занимаемой ею должности.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13.06.2012 года в удовлетворении исковых требований Е отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда первой инстанции отменить, считает, что изложенные судом в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая, что Е подробно изложила свои доводы в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Е состоит в трудовых отношениях с СПб ГБУЗ "<...>", с <дата> по настоящее время работает в должности медицинской сестры, имеет высшее медицинское образование, <дата> окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская государственная академия И.И. Мечникова".
В январе <дата> истица обратилась к руководству СПб ГБУЗ "<...>" с просьбой установить величину базового коэффициента в зависимости от уровня образования в размере 1,5, в чем ей было отказано, поскольку в соответствии с квалификационными требованиями работник, занимающий должность медицинской сестры, должен иметь среднее профессиональное образование. В случае если занимаемая должность не требует высшего образования, по должностям, занимаемая лицами с высшим образованием, применяется коэффициент, соответствующий среднему образованию, то есть соответствует коэффициенту 1,2.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно абз.3 ч. 1 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положения ст. 8 Закона Санкт-Петербурга N 531-74 от 12.10.2005 года "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" устанавливают, что особенности оплаты труда работников учреждений здравоохранения определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1673 от 01.11.2005 года "О системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" установлена система оплаты труда работников учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, а кроме того определено, что размеры повышающих коэффициентов для определения величины должностных окладов, и иные вопросы оплаты труда устанавливаются Комитетом по Здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга.
Комитетом по здравоохранению в Распоряжении N 58-р от 15.02.2011 года "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" и Распоряжении N 121-р от 23.03.2011 года "Об утверждении Методических рекомендаций по оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" установлены особенности системы оплаты труда в подведомственных учреждениях здравоохранения.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, отказывая Е в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что СПб ГБУЗ "<...>" является учреждением здравоохранения, подведомственным Комитету здравоохранения Правительства Санкт-Петербурга. Должность медсестры, занимаемая истицей, относится к категории специалиста в соответствии с Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга N 121-р. Также судом учтено то, что в соответствии с п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных указанным Распоряжением и Приложением N 2 к Методическим рекомендациям, заработная плата медицинских сестер производится на условиях оплаты труда специалистов. При расчете заработной платы (п. 4 Методических рекомендаций) применяется коэффициент образования, соответствующий требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, а также устанавливается коэффициент для должностей специалистов в размере 1,20.
На момент заключения трудового договора с Е точно такой же порядок был установлен Комитетом по здравоохранению в п. 2.2 Распоряжения от 28.11.2005 года N 431-р (в дальнейшем Распоряжением N 431-р было отменено в связи с изданием Распоряжений N 121-р и N 58-р, в которых порядок расчета заработной платы работников не изменился).
В случае если занимаемая должность не требует высшего (полного или неполного) или среднего профессионального образования по должностям, занимаемым лицами с высшим (полным или неполным) или средним профессиональным образованием, применяется коэффициент, соответствующий среднему (полному) общему образованию.
Для занятия должности медицинской сестры требуется среднее профессиональное образование, что предусмотрено Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения", утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года N 541н.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что заявленные Егоровой С.А. требования не основаны на законе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Трудовой кодекс РФ имеет высшую юридическую силу перед Распоряжением Комитета по здравоохранению от 23.03.2011 года N 121-р и в соответствии со ст. 21 ТК РФ истица имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона. Гарантированное работнику в ст. 21 ТК РФ право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы определяется совокупностью критериев.
Зависимость оплаты труда от квалификации и сложности выполняемой работы закреплена также в ст. 132 ТК РФ,
Основной смысл ч. 1 ст. 132 заключается в том, что заработная плата работника определяется не произвольно, а на основе установленных законодательством критериев, которые отражают значимость его труда, позволяют разумно и справедливо дифференцировать оплату труда работников в зависимости от объективных обстоятельств. Установление таких критериев - основа обеспечения справедливой заработной платы, которая гарантируется всем трудящимся в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966).
С учетом положений вышеприведенных нормативных актов, установленных по делу юридически значимых обстоятельств судебная коллегия не усматривает нарушений в действиях ответчика при начислении заработной платы истице.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона, основано на объективной, всесторонней и полной оценке всех обстоятельств дела, оснований для отмены его по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июня 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Е - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 августа 2012 г. N 33-12345/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)