Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда
от 6 сентября 2012 г. N 33-12829
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Быханова А.В. и Сухаревой С.И.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 06 сентября 2012 года гражданское дело N 2-1157/12 по апелляционной жалобе Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., Надеина С.А. на решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 05 июля 2012 года по заявлению Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., Надеина С.А. о признании недействительными налоговых уведомлений
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., судебная коллегия,
установила:
Надеин А.Г., Надеина И.Ю., Надеин С.А. обратились в Октябрьский районный суд с заявлением об обязании признать недействительными налоговые уведомления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N... по Санкт-Петербургу N... в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере <...>, N... в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере <...>, N... в части определения суммы транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год в размере <...>.
В обоснование заявленных требований заявители указали на то, что расчёт транспортного налога был произведён с нарушением действующего законодательства, так как Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ "С внесении изменений в главы 22 и 28 НК РФ", вступившим в силу с 01.01.2010 года внесены изменения в ч. 2 ст. 361 НК РФ, в соответствии с которым региональным властям предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в НК РФ ставку транспортного налога не более чем в 10 раз, однако, в период с 01.01.2010 по 30.11.2010 закона субъекта РФ - Санкт-Петербурга, увеличивающего ставки, установленные НК РФ в 10 раз, не было принято, соответственно, ставки транспортного налога с 01.01.2011 в Санкт-Петербурге равны пятикратному значению ставок, установленных НК РФ.
Решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 05 июля 2012 года в удовлетворении заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Надеин А.Г., Надеина И.Ю., Надеин С.А. просят отменить решение суда, полагая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Надеин С.А., представитель МИФНС N... по Санкт-Петербургу в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили /л.д. 59, 61/.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленное в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что заявители являлись владельцами автомашин, указанных в качестве объектов налогообложения в оспариваемых уведомлениях, а именно, Надеин С. А. являлся единственным владельцем в течение 7 месяцев 2011 года автомашины марки <...> г.р.з. N..., мощностью двигателя - <...> л.с, Надеин А. Г. - в течение 12 месяцев 2011 года автомашины марки <...>, г.р.з. N..., мощностью двигателя <...> л.с, Надеина И. Ю. - в течение 11 месяцев автомашины марки <...>, г.р.з. N..., мощностью двигателя - <...> л. с, в связи с чем, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, считает данное обстоятельство установленным, а, следовательно, Надеин С. А., Надеин А. Г. и Надеина И. Ю. являются налогоплательщиками транспортного налога за 2011 год.
В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 44 НК Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 357 НК Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 363 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 1 ст. 45 НК Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1-го июня года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Об обязанности уплатить транспортный налог за 2011 г. на автомобиль <...> в размере <...>, на автомобиль <...> в размере <...>, на автомобиль <...> в размере <...> указано в оспариваемых уведомлениях, которые были направлены заявителям и получены ими 16.06.2012 года.
Разрешая исковые требования, суд правильно применил положения ст. 75 НК Российской Федерации, Главы 28 НК Российской Федерации, а также п. 7 ч. 2 ст. 358 НК Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 года N 487-53 "О транспортном налоге" и пришел к обоснованному выводу о том, заявителя являются собственниками вышеуказанных автомобилей и соответственно являются плательщиками транспортного налога, обязаны были произвести оплату налога в установленные законом сроки.
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных указанным Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Согласно закону Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года N 487-53 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 416-81), налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются с 1 января 2010 года в следующих размерах: для объектов налогообложения - автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 24,00 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 35,00 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. - 150,00 рублей с каждой лошадиной силы.
Указанные налоговые ставки были введены нормативным правовым актом субъекта РФ - Санкт-Петербурга в порядке, установленном положениями приведённых статей 356 и 361 НК РФ, в размере, не превышающем более чем в пять раз размер ставок, установленный п. 1 ст. 361 НК РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ).
Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2010 года были внесены изменения в п. 2 ст. 361 НК РФ, в соответствии с которыми, налоговые ставки, указанные в пункте 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ вступившим в силу с 1 января 2011 года был уменьшен размер ставок, установленных НК РФ, для объектов налогообложения - автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно он составил 2,5 рубля с каждой лошадиной силы; свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 3,5 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 250 л.с. - 15,00 рублей с каждой лошадиной силы.
Таким образом, размер ставок транспортного налога, установленный Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года N 487-53 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 416-81) исходя из которых должен быть произведён расчёт транспортного налога, подлежащего уплате за 2011 год, не превышает более чем в 10 раз размер ставок, установленных НК РФ с 1 января 2011 года.
При вынесении решения суд исходил из того, что транспортный налог относится к региональным налогам и субъекты РФ при его введении вправе определять конкретные размеры налоговых ставок, порядок и сроки уплаты налога. Оспариваемые заявителем нормы не противоречат и согласуются с нормами действующего налогового законодательства (ст. ст. 12, 17, 28, 55, 58, 356 - 360, 362 НК РФ). Позиция заявителя не может быть признана обоснованной из-за неправильного толкования вышеуказанных норм права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку органами государственной власти Санкт - Петербурга не принят соответствующий закон об увеличении ставок транспортного налога, более чем в пять раз, то с 01 января 2011 года не могут применяться налоговые ставки, указанные в Законе Санкт - Петербурга "О транспортном налоге" от 04 ноября 2002 года (редакции Закона Санкт - Петербурга от 26.09.2007 года N 416-81), не могут быть приняты во внимание, поскольку налоговые ставки, установленные в названном законе, не превышают установленный ст. 361 НК РФ максимально возможный уровень ставок.
Кроме того, решением Санкт - Петербургского городского суда от 22 августа 2012 года Надеину А.Г., Надеиной И. Ю., Надеину С. А. отказано в удовлетворении заявления об оспаривании части 8 статьи 2 Закона Санкт - Петербурга от 16.10.2002 года N 487-53 "О транспортном налоге".
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Надеина А.Г., Надеиной И.Ю., Надеина С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 сентября 2012 г. N 33-12829
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)