Определение Ленинградского областного суда
от 30 августа 2012 г. N 33-3901/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Петровой С.Е.,
при секретаре: Глазуновой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года по гражданскому делу N 2-1727/2012 по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести работы по строительству нового канализационного напорного коллектора в деревне Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Федоровой А.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Бокуц Е.Ю. и представителя третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Таргоний Е.В., полагавших, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор 12 марта 2012 года обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании произвести работы по строительству нового канализационного напорного коллектора в деревне Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области.
В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в деревне Сяськелево с находящего в разрушенном состоянии комплекса очистных сооружений осуществляется бесконтрольный сброс сточных вод в болотистую местность. Указанные сточные воды не соответствуют СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод". Производственно-технологический комплекс очистных сооружений и водоснабжения (далее - КОС) дер. Сяськелево находится в собственности МО "Гатчинский муниципальный район Ленинградской области"; полномочия по организации в границах поселения централизованного тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения возложены также на ответчика. Не соответствие сточных вод требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания. Устранение нарушения прав неопределенного круга лиц и приведение содержания загрязняющих веществ в сточных водах КОС дер.Сяськелево в соответствие с санитарными нормами возможно путем строительства канализационного напорного коллектора в дер.Сяськелево. При этом обязанность по строительству может быть возложена только на его собственника - администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (л.д. 3-6).
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил свои требования, просил обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области произвести работы по строительству нового канализационного напорного коллектора в деревне Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области в срок не позднее двух лет с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 148).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен. Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана произвести работы по строительству нового канализационного напорного коллектора в дер. Сяськелево Гатчинского района Ленинградской области в срок не позднее двух лет с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 171-182).
Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что избранный прокурором способ защиты нарушенного права не предусмотрен ни ст. 12 ГК РФ, ни ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В своем иске прокурор не ссылается на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий такой способ защиты прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора являются абстрактными, из них не следует, какой объем работ будет необходимо выполнить и какие бюджетные ассигнования выделить. Исполнение решения суда повлечет нецелевое расходование средств местного бюджета, в котором выделение денежных средств на эти цели не предусмотрено. Представленный прокурором акт осмотра от 07.10.2011 г. является недопустимым доказательством, поскольку в данном случае органы прокуратуры подменили собой иные государственные органы, в права и обязанности которых входит осуществление санитарно-эпидемиологического надзора. Утверждения прокурора о нарушении прав граждан на благоприятную среду не обоснованны и не доказаны. Решение суда неисполнимо, поскольку утвержденной решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Долгосрочной целевой программой строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства Гатчинского муниципального района запланированы предпроектные работы по строительству канализационного коллектора от дер. Сяськелево до комплекса очистных сооружений п. Войсковицы протяженностью 10 км., со строительством канализационной насосной станции. Строительство же нового канализационного напорного коллектора в дер. Сяськелево нерентабельно (л.д. 185-189).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей третьих лиц ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района", администрации Сяськелевского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Комитета финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, а также в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания (л.д. 202, 204-206).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Муниципальное образование "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области с 05.03.2009 г. является собственником производственно-технологических комплексов очистных сооружений и водоснабжения дер. Сяськелево (л.д. 50-51).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Согласно абзацу 2 п.п.19 п. 2.2 Положения об администрации Гатчинского муниципального района (утвержденного решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 23.12.2011 г. N 186) к полномочиям администрации Гатчинского муниципального района относится заключение соглашений с органами местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав Гатчинского муниципального района, по передаче администрации Гатчинского муниципального района осуществления части полномочий городских и сельских поселений, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с БК РФ (л.д. 113).
Решениями Совета депутатов Сяськелевского сельского поселения на период 2011 - 2012 г.г. Гатчинскому муниципальному району переданы полномочия по организации в границах Сяськелевского сельского поселения централизованного тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения за счет субвенций из бюджета Сяськелевского сельского поселения в бюджет Гатчинского муниципального района в сумме 62.000 руб. (в 2011 г.) и 48.000 руб. (в 2012 г.) (л.д. 54-67).
МО "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области в соответствии с договором аренды N от <дата> передало ОАО "Коммунальные системы Гатчинского района" во временное владение и пользование ряд объектов коммунального назначения для оказания услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 126-129). Вместе с тем, КОС дер. Сяськелево в перечень имущества, указанного в данном договоре, не входит (л.д. 156-157).
Исходя из изложенного, ответчик является собственником КОС дер.Сяськелево и принял на себя обязанности по организации в 2011 - 2012 г.г. в границах Сяськелевского сельского поселения централизованного тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что вышеуказанные обязанности ответчиком надлежащим образом не исполняются, как не исполняются и установленные ст. 210 ГК РФ его обязанности как собственника в отношении КОС дер.Сяськелево.
Из акта осмотра, проведенного 07.10.2011 г. Ленинградской межобластной природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, а также из заключения Главного специалиста отдела водного контроля Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и результатов лабораторных исследований, усматривается, что производственно-технологический комплекс очистных сооружений дер. Сяськелево находится в разрушенном нерабочем состоянии, очистка сточных вод не производится, что исключает возможность использования очистных сооружений в соответствии с их назначением. Сбрасываемые на почву сточные воды согласно экспертных заключений не отвечают требования СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (л.д. 8-25, 27-38, 47-49).
Ответчик оспаривает обоснованность составления сотрудниками Ленинградской межобластной природоохранной прокуратуры и Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области акта осмотра от 07.10.2011 г., однако его доводы о том, что данный акт является недопустимым доказательством, несостоятельны, поскольку им самим не оспаривается, что КОС дер. Сяськелево находится в разрушенном нерабочем состоянии, сброс неочищенных сточных вод осуществляется на рельеф и далее по канаве в болотистую местность, а характеристики сбрасываемых вод не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.980-00.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены и иными доказательствами, полученными в ходе рассмотрения настоящего дела: актом N от <дата>, составленным врачом по коммунальной гигиене Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе", протоколом лабораторных исследований N от <дата>, экспертным заключением Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Гатчинском районе" по результатам лабораторных исследований N от <дата> (л.д. 130-133).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон).
В соответствии со ст. 10 Закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 34 Закона эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, являясь собственником находящихся в разрушенном состоянии очистных сооружений, допускает сброс на почву неочищенных сточных вод, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Удовлетворение исковых требований прокурора и приведение комплекса очистных сооружений в работоспособное состояние влечет прекращение бесконтрольного сброса неочищенных сточных и восстанавливает нарушенное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Довод ответчика об избрании прокурором не предусмотренного законом способа защиты нарушенного права несостоятелен, поскольку согласно абзацу 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Требование прокурора направлено на пресечение действий ответчика, приводящих к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, то есть в то время, когда канализационный напорный коллектор в деревне Сяськелево находился в рабочем состоянии и выполнял возложенные на него функции.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости обязания администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области произвести работы по строительству нового канализационного напорного коллектора в дер. Сяськелево.
Установленный судом срок, в течение которого данные работы должны быть произведены (два года с момента вступления решения суда в законную силу), является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
В обоснование своей жалобы ответчик ссылается на то обстоятельство, что Постановлением Администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 747 от 29.02.2012 г. утверждена Долгосрочная целевая программа строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства Гатчинского муниципального района на 2012 год, которой предусмотрено строительство канализационного напорного коллектора от дер. Сяськелево до КОС пос. Войсковицы (со строительством канализационной напорной станции) проектной мощностью 2.500 м3/сут., протяженностью 10.000 пог.м. (л.д. 123-125). Таким образом, органом местного самоуправления принято другое решение по вопросу отвода сточных вод в дер.Сяськелево; строить заново то, что было разрушено годы назад, нецелесообразно, нерентабельно и причинит ущерб муниципальному образованию.
Судебная коллегия не считает, что утверждение ответчиком Долгосрочной целевой программы строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства Гатчинского муниципального района на 2012 год является препятствием для удовлетворения требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в том виде, в котором они заявлены.
При рассмотрении настоящего дела ответчиком не представлено доказательств, что им совершаются какие-либо действия по исполнению утвержденной им на 2012 год программы (составлен проект строительства канализационного напорного коллектора от дер. Сяськелево до КОС пос. Войсковицы, выделено финансирование и т.п.). Отказ в удовлетворении заявленных прокурором требований со ссылкой на наличие Долгосрочной программы, которая существует только на бумаге и не исполняется, не приведет к восстановлению нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
При этом, если в течение предоставленного судом двухлетнего срока ответчик реализует свое намерение решить вопрос отвода сточных вод в дер. Сяськелево иным способом, чем указано в решении суда, то он не лишен возможности в порядке ст. 203 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об изменении способа и (или) порядка исполнения решения суда, приложив к заявлению доказательства, свидетельствующие о реальном исполнении вышеуказанной Долгосрочной целевой программы.
Ссылка ответчика на отсутствие в местном бюджете финансовых средств для исполнения решения суда, не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения и не может повлечь за собой его отмену или изменение.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Формирование расходов бюджетов органов местного самоуправления должно происходить в очередном финансовом году.
Отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных для исполнения решения суда денежных средств не освобождает ответчика от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Кроме того, в силу ст.ст. 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушений процессуального законодательства, которые в силу положений ч.ч.3, 4 ст. 330 ГПК РФ могли бы послужить основанием для отмены решения, судом первой инстанции допущено не было.
Исковое заявление подано Ленинградским межрайонным природоохранным прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему законом, в защиту гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью обеспечения для последних благоприятной окружающей среды.
При рассмотрении настоящего дела было установлено, что по причине неконтролируемого администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области сброса неочищенных сточных вод в дер. Сяськелево подвергается отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Ленинградского областного суда от 30 августа 2012 г. N 33-3901/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)