Постановление Ленинградского областного суда
от 10 октября 2012 г. N 4а-569/2012
Заместитель председателя Ленинградского областного суда Телятников В.И., рассмотрев в порядке надзора жалобу ФИО 1 на постановление инспектора отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзора Волховского района Ленинградской области от 16 апреля 2012 года, оставленное без изменения решением судьи Волховского городского суда от 18 июня 2012 года и решением судьи Ленинградского областного суда от 31 июля 2012 года, которым должностное лица - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 15000 рублей,
установил:
постановлением инспектора отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзора Волховского района Ленинградской области от 16 апреля 2012 года, должностное лицо ФИО 1 - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>", расположенного по адресу: <адрес>, привлечена к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, норм пожарной безопасности НПБ 110-03, утвержденных приказом ЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315, заключающиеся в том, что на огнетушителях не нанесены порядковые номера, в нарушение п. 108, приложения 3 п. 16 ППБ-01-03, а также помещение общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты><данные изъяты>" не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, в нарушение ППБ-01-03 п. 3, НПБ 110-03, п. 14, п. 4 таблица 1, п. 38, за что предусмотрена ответственность по части 1 и части 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 18 июня 2012 года постановление от 16 апреля 2012 года оставлено без изменения, жалоба ФИО 2 - без удовлетворения.
Решением судьи Ленинградского областного суда от 31 июля 2012 года решение судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 18 июня 2012 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО 2 без удовлетворения.
В надзорной жалобе ФИО 1 просит постановление инспектора и судебные постановления отменить, мотивируя неправильным применением судами норм права; отсутствием объективной оценки, изложенных в жалобе доводов; неправильным установлением обстоятельств, исключающих производство по делу; признанием судами в качестве допустимых доказательств документов, полученных с нарушением закона. Указывает, что решениями судов существенно нарушены конституционные права ФИО 1, поскольку по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность лиц - владельцев и пользователей помещений. Просит производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения в ее действиях.
Изучение истребованных материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать вывод, что принятые по делу постановление и судебные решения подлежат отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обстоятельства совершения должностным лицом ФИО 1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены при проведении проверки инспектором Волховского района Ленинградской области по пожарному надзору.
Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы.
Ссылка в жалобе на то, что ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в помещениях, является несостоятельной в силу следующего.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности".
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 383-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливающего минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования пожарной безопасности (ст. 6), помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 384"
Положениями ст. 26 указанного Федерального закона предусматривается классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, которая применяется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях.
Руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности"). За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Таким образом, из указанных и иных положений названных Федеральных законов следует, что помещение, как часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями, также является объектом противопожарной защиты, необеспечение которой в части, предусмотренной диспозицией ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет административную ответственность в соответствии с санкцией данной статьи.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части 5 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
К материалам дела приобщена копия постановления государственного инспектора по пожарному надзору от 10 февраля 2012 года, которым ФИО 1 привлечена к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, поскольку допущены нарушения Правил пожарной безопасности: "на огнетушители не нанесены порядковые номера; помещение ООО "<данные изъяты>" не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации". Кроме того указано, что отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, ответственным за пожарную безопасность лицом не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. Постановление принято на основании протокола об административном правонарушении, составленном на основании результатов плановой проверки, проведенной 2 февраля 2012 года по распоряжению от 19 января 2012 года.
9 апреля 2012 года постановление от 10 февраля 2012 года оставлено без изменения решением судьи Волховского городского суда с уточнением нормы правил пожарной безопасности, которая нарушена.
28 мая 2012 года постановление инспектора и решение судьи Волховского городского суда изменены решением судьи Ленинградского областного суда с отменой постановления и решения в части юридической квалификации допущенных нарушений по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначением наказания по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Постановление от 16 апреля 2012 года вынесено инспектором отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзор Волховского района при наличии неотмененного постановления того же инспектора от 10 февраля 2012 года, которым принято решение о привлечении ФИО 1 за допущенные нарушения правил пожарной безопасности, которые указаны и в повторном постановлении и акте проверки от 16 апреля 2012 года.
При этом внеплановая проверка в отношении ООО "<данные изъяты>" проведена в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности начальника отдела надзорной деятельности Волховского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области от 6 апреля 2012 г. Как указано в распоряжении, проверка проводилась "с целью контроля предписания отдела надзорной деятельности Волховского района N 29/1/4 от 02 февраля 2012 г.".
Новые факты нарушений правил пожарной безопасности, которые давали бы основания для составления протокола об административным правонарушениях по основаниям, предусмотренным ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.
При таких обстоятельствах принятые по делу постановление инспектора отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзора Волховского района от 16 апреля 2012 года, решение судьи Волховского городского суда от 16 июня 2012 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 31 июля 2012 года подлежат отмене по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с прекращением производства по делу при наличии оснований, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместитель председателя Ленинградского областного суда,
постановил:
постановление инспектора отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзора Волховского район Ленинградской области от 16 апреля 2012 года, решение судьи Волховского городского суда от 18 июня 2012 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 31 июля 2012 года в отношении, в отношении должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" ФИО 1 - отменить, производство по делу прекратить.
Заместитель председателя |
В.И. Телятников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Ленинградского областного суда от 10 октября 2012 г. N 4а-569/2012
Текст постановления размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)