Определение Санкт-Петербургского городского суда
от 20 декабря 2012 г. N 33-17614/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Кордюковой Г.Л., Лебедева В.И.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Игнатьевой А.А.
рассмотрела в судебном заседании 20 декабря 2012 года дело N 2-3546/12 по апелляционной жалобе Военного комиссариата Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года по иску Лякина В. Ф. к Военному комиссариату Санкт-Петербурга об обязании производить выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Лякина В.Ф., представителя городского военного комиссариата Санкт-Петербурга - Аристарховой И.В. (доверенность N... от <дата>); заключение прокурора Мазиной О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Лякин В.Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт-Петербурга, просил обязать ответчика выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда в размере <...> с <дата>, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В обоснование иска указал, что он является ветераном подразделений особого риска, инвалидом <...> группы, получившим заболевание в связи с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска. <дата> в ответ на его заявление ответчиком отказано ему в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года исковые требования Лякина В.Ф. удовлетворены: на Военный комиссариат Санкт-Петербурга возложена обязанность за счет средств федерального бюджета выплачивать Лякину В.Ф. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <...> с <дата>; с ответчика за счет средств федерального бюджета в пользу истца взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, за период с <дата> по <дата> включительно.
В апелляционной жалобе представитель Военного комиссариата Санкт-Петербурга просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года отменить, указывая на то, что для назначения гражданину ежемесячной денежной компенсации участие в ПОР должно иметь место до <дата>, а Лякин В.Ф. участвовал в действиях ПОР в 1995 году, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежали.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Мазиной О.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая заявленные Лякиным В.Ф. требования, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1, Определением Конституционного Суда РФ от 07.10.05 N 385-О, Постановлением Пленума Верховного Суда от 14.12.00 N 35 и пришел к выводу, что участие истца в ликвидации последствий аварии в составе подразделения особого риска в 1995 году не имеет правового значения для дела и не лишает его права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Как усматривается из материалов дела, Лякин В.Ф. является пенсионером Министерства обороны РФ, ветераном подразделений особого риска РФ, ему выдано удостоверение серии N... от <дата> о праве на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1.
Согласно акту N... освидетельствования по установлению непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска от <дата>, истец принимал участие в ликвидации аварии <...> <дата>. Согласно указанному акту Лякин В.Ф. является непосредственным участником действий подразделений особого риска. На момент ликвидации аварии он находился в должности <...> (войсковая часть N...), в составе аварийной партии, принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии.
Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета N... от <дата> на основании изучения медицинской документации истца установлена причинно-следственная связь имеющихся у него заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска.
Согласно справке МСЭ-2011 N... от <дата> Лякин В.Ф. является инвалидом второй группы с <дата> бессрочно. Причиной инвалидности указано заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
<дата> Лякин В.Ф. обратился в центр социального обеспечения при военном комиссариате Санкт-Петербурга с заявлением о выплате ему ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере, соответствующем второй группе инвалидности.
Военным комиссариатом Санкт-Петербурга Лякину В.Ф., письмом N... от <дата> истцу было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" в его первоначальной редакции предусматривал, что лицам, ставшим инвалидами, указанным в п. 1 этого Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных ст.14, ч. 1 - 3 и 7 ст. 24, ст. 29, ч. 1 ст. 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
С 01.01.2005 г. названное Постановление действует в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из пункт 2 Постановления в новой редакции следует, что гражданам из подразделений особого риска, ставшим инвалидами, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п.1-14 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Разрешая вопрос о праве ветерана подразделений особого риска на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует руководствоваться правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.10.2005 г. N 385-О по запросам о проверке конституционности вышеназванных нормативных актов.
В соответствии с п. 1 резолютивной части указанного Определения положения п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1 (в редакции ст. 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) и ст. 9 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ - по их конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении на основании ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2123-1.
Таким образом, по смыслу указанного Определения, для решения вопроса о праве граждан из подразделений особого риска на вышеназванные меры социальной поддержки определяющими являются обстоятельства причинения вреда их здоровью, повлекшего инвалидность (испытания ядерного оружия либо радиационные аварии, вызвавшие радиационное излучение), которые должны были иметь место до вступления в силу вышеназванного Постановления ВС РФ, при этом время наступления инвалидности, вызванной этими обстоятельствами, не имеет существенного значения.
Такое понимание согласуется с содержанием мотивировочной части Определения, где со ссылкой на ранее вынесенные Постановления от 01.12.1997 г. N 18-П и от 19.06.2002 г. N 11-П указано, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В силу этого факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами.
В рамках правовой регламентации этих конституционно-правовых отношений, как указал Конституционный Суд, государство обязано защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя создания и использования эффективного правового механизма возмещения вреда здоровью граждан. Федеральный законодатель, в свою очередь, определяя порядок обеспечения функционирования данного механизма, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда, - такой объем должен безусловно соблюдаться; иное означало бы нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает разумную стабильность правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм.
13.06.2006 г. Конституционным Судом РФ вынесено Определение N 186-О "По ходатайству Министерства здравоохранения и социального развития РФ об официальном разъяснении Определения от 07.10.2005 г. N 385-О", в котором ставился, в частности, вопрос о том, имеют ли право на назначение ежемесячной денежной компенсации граждане, вред здоровью которых был причинен радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, а причинная связь между инвалидностью и радиационным воздействием была установлена после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Признавая указанное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленных в нем вопросов официальное разъяснение названного Определения не требуется, Конституционный Суд РФ указал, что в пунктах 4 и 5 его мотивировочной части и п. 1 резолютивной части изложены правовые позиции, в которых содержатся ответы на эти вопросы и из которых со всей очевидностью следует, что вред, причиненный здоровью гражданина, признанного впоследствии ветераном подразделений особого риска и инвалидом, подлежит возмещению, если: а) ущерб здоровью причинен пребыванием данного гражданина в зоне радиационного излучения, возникшего вследствие испытания ядерного оружия либо аварии энергетических ядерных установок; б) пребывание в зоне радиационного излучения обусловлено выполнением служебных или профессиональных обязанностей гражданина, как правило, не информированного о возникновении угрозы его здоровью и, соответственно, не выразившего добровольного волеизъявления на пребывание в этой зоне; в) причинение вреда имело место в начальный период освоения и использования ядерной энергии в СССР (40 - 60 годы XX века).
Таким образом Конституционный Суд РФ конкретно указал, что если гражданин официально признан ветераном подразделений особого риска, находившимся в зоне радиационного излучения, вызванного испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в начальный период освоения и использования ядерной энергии, то налицо все указанные условия для признания его имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей на момент признания его инвалидом.
Вывод суда первой инстанции о распространении на всех граждан, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия обязанности по возмещению вреда здоровью нельзя признать правильным также в связи с его противоречием п. 17.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 11 мая 2007 г.), согласно которому требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 27 декабря 1991 г., также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Поскольку истец признан инвалидом вследствие заболевания, обусловленного радиационным воздействием при непосредственном участии в действиях подразделений особого риска, имевших место после вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1, отсутствовали основания, на которые сослался суд в решении, для назначения Лякину В.Ф. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Лякина В.Ф.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 октября 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лякина В. Ф. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2012 г. N 33-17614/2012
Текст определения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)