Глава 65. Наследование по закону
В этой главе наибольшее внимание было уделено статьям 1184-1189, посвященным очередности наследования по закону, а также 1192 "Нетрудоспособные иждивенцы наследователя", 1193 "Право на обязательную долю в наследстве", 1194 "Права супруга при наследовании", 1195 "Наследование выморочного имущества".
Статьи 1185-1189 посвящены кругу наследников по закону. По сравнению с действующей нормой (ст.532 ГК 1964 г.) круг наследников по закону предлагается значительно расширить, включив в него лиц до шестой степени родства: двоюродных правнуков, правнучек, троюродных братьев, сестер, внуков и т.д.
В ходе дискуссии было высказано мнение, что такое расширение круга лиц определяется господствующей в государстве тенденцией ко всемерному, может быть, даже не всегда оправданному, освобождению государства от управления каким бы то ни было имуществом. Понятно, что такие нормы резко уменьшат количество выморочного имущества, так что при обсуждении этих вопросов была затронута и ст.1195 "Наследование выморочного имущества".
Точка зрения участников - критиков этих статей проекта - сводилась приблизительно к следующему. Лица, входящие в число наследников по закону, определены ст.532 ГК, и круг этот традиционно сложился. Теперь же придется разыскивать и троюродного племянника, тогда как сам наследодатель мог даже и не подозревать, что существует такое лицо. Не следует бояться того, что какое-то имущество останется выморочным. Очень многое написано в проекте именно для того, чтобы сохранить хоть какого-то частного собственника имущества, утвердить частную собственность во всех ее проявлениях. Может быть, это и достойно внимания, но нельзя забывать и о другой стороне. Жизнь наша сейчас не так богата, очень многие остались обездоленными. Государство не в состоянии всех обеспечить. В детских домах, домах-интернатах, домах престарелых, в лечебных учреждениях не хватает средств. Граждане часто не в состоянии сохранить или восполнить принадлежащие им культурные ценности для того, чтобы народ смог пользоваться этим достоянием. Государство не всегда может сделать то, что нужно для развития литературы, процветания музеев, школ, библиотек, других культурных учреждений. Если есть опасение, что государство не сможет разумно распорядиться выморочным имуществом, пусть законодатель сделает это. В отношении исторических, литературных, художественных ценностей следует записать адресно, что все, что касается подобного имущества, должно быть отнесено к федеральной собственности. А другое имущество, не представляющее исторической или культурной ценности, останется в муниципальной собственности и поступит в дома престарелых, школы, больницы и иные учреждения.
Возражение разработчиков на это было следующим. Они полагают, что в проекте предложен вполне логичный шаг в развитии нашего наследственного права. С чего начиналось наследственное законодательство? Сначала был декрет об отмене наследования. Потом стали призывать к наследованию по закону лишь родителей и супругов. До 1964 г. даже братья и сестры не входили в число наследников. Круг наследников по закону должен быть расширен. Очевидно, что вообще этот круг должен быть представлен довольно широко. Его следует не ограничивать, а предусмотреть возможность призвания наследников до шестой степени родства. Это сложилось исторически, а не придумано составителями: начало положено Юстинианом, продолжается Кодексом Наполеона и старыми российскими законами, где такой широкий круг наследников был предусмотрен. И трудно себе представить, что такого рода имущество могло бы оказать вспомоществование слабым, сирым и убогим. Не следует бояться расширения круга наследников. И государство должно заботиться о своих гражданах, а не они должны заботиться в данном случае о соблюдении интересов государства. Хотя, конечно, гражданам не должны быть безразличны интересы государства.
Некоторых участников обсуждения очень смущала проблема доказывания принадлежности к очередям наследования. Как на практике доказать, что лицо является кому-то двоюродной внучкой или двоюродным внуком? У нас и третью степень родства доказать очень сложно.
Но разработчики расширили круг наследников по закону сознательно. Если родственники существуют, то не следует применять механизм передачи имущества государству, в этом случае должна быть сохранена частная собственность.
По поводу ст.1192 дискуссия была не менее острой, в ходе ее были затронуты и некоторые вопросы обязательной доли в наследстве.
Выяснилось, что по этому вопросу и среди разработчиков нет единства. По мнению некоторых из них, проект совершенно по-иному определил права иждивенцев, чем предыдущий закон, и даже еще ухудшил их положение. Они утверждали, что не нужно делить иждивенцев на тех, кто проживал совместно с наследодателем, и прочих. Если они не родственники, то могут и не проживать совместно. Поэтому в проекте выделено две категории иждивенцев.
Часть участников дискуссии полагали, что это нецелесообразно, потому что именно иждивенцы, которые получали от умершего средства к существованию, нуждаются в выделении им определенных средств для того, чтобы сохранить хоть какой-то материальный достаток. Они возражали и против того, чтобы ограничить долю этих иждивенцев одной четвертой наследственного имущества, и против того, что в состав обязательных наследников эти иждивенцы вообще не включены. Это несправедливо, их нужно защищать и не умалять ту защиту, которой они пользовались раньше.
Авторы проекта считают, что разногласия вызваны тем, что наше право на протяжении довольно короткого периода истории проходит путь от наследования как института, практически направленного только на обеспечение ближайших родственников, до наследования как института, где главное значение приобретает распоряжение собственностью. Все, что сегодня говорится в проекте о наследовании, касается распоряжения собственностью. Наследование всегда будет сохранять обеспечительный элемент. Конечно, останется и институт обязательной доли, и др. Вопрос в том, чему отдать предпочтение. Ставя на первое место завещание, ограничивая в чем-то наследников по закону, мы ставим на первое место наследование как институт распоряжения собственностью на случай смерти. Невозможно написать такой закон, который содержал бы правила, учитывающие все нюансы личных отношений между членами семьи, между наследодателем и совершенно посторонними лицами, которым он завещал имущество. Между наследодателем и иждивенцами, которые могут быть в большей или меньшей степени ему близки, иногда складываются очень сложные отношения. Обеспечивая кого-то, наследодатель делает это часто из очень разных соображений: одному помогает, поддерживая практически как члена своей семьи, а другому - просто считая, что этот человек действительно 8 трудном положении, и что людям надо по возможности помогать. Учесть все эти ситуации закон, конечно, не может. Выход из положения в наиболее сложных случаях следует оставить для судебного разрешения, основанного на добросовестности, разумности, справедливости, на тех общих принципах, на которых строится наше новое гражданское право, наш Гражданский кодекс.
Ст.1194 проекта, посвященная правам супруга при наследовании, вызвала некоторые возражения. Особо спорной показалась ч.2, где предусмотрено, что по решению суда переживший супруг наследодателя может быть устранен от наследования по закону, если будет доказано, что брак, формально не расторгнутый, фактически прекратился не менее чем за пять лет до открытия наследства, хотя может быть и позднее, но имеются достаточные основания считать распад семьи окончательным. По мнению оппонентов, это совершенно невозможно установить, кроме того, это противоречит ст.21-23 Семейного кодекса, где записано, когда прекращаются права и обязанности, и говорится о наследовании.
Иванов Г.А.