По какому Налоговому кодексу платить налоги?
Согласно Конституции Российской Федерации, "все законы подлежат официальному опубликованию" (ч.1 ст.15). На территории нашей страны применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы.
Официальным опубликованием федерального закона, согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Данное положение вызвало много споров между юристами. Были все основания предполагать, что тексты одного и того же нормативного акта, напечатанные в разных изданиях, могут иметь разночтения. Подтверждения не пришлось долго ждать.
Так, редакция ст. 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" в "Российской газете" от 29 декабря 1995 г. отличается от редакции в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 1 января 1996 г. только местоположением одной запятой. Но это, казалось бы, незначительное отличие кардинально меняет право акционеров на возврат денег и (или) имущества, внесенных в оплату акций!
Раздел I условий выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного облигационного займа Российской Федерации 1996 г., утвержденный постановлением Правительства России 4 марта 1996 г. N 229, также не может похвастаться тождественностью своих официальных текстов.
К сожалению, подобных примеров становится все больше. 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК).
На сегодняшний день официальный текст НК представлен в виде двух неидентичных редакций, опубликованных в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 31 от 3 августа 1998 г. и в "Российской газете" от 6 августа 1998 г. Из 142 статей 68 имеют не только орфографические, но и смысловые ошибки.
Данная публикация включает богатую подборку упомянутых разночтений. Читатели смогут сами убедиться в том, насколько тексты этих 68 статей, помещенных в "Собрании законодательства Российской Федерации", отличаются от текстов в "Российской газете". Кроме того, будут приведены и некоторые встречающиеся в НК смысловые ошибки, присутствующие в обеих публикациях.
Согласно ст.31 НК, налоговые органы вправе "определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях... непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги". Таким образом, если налогоплательщик не представляет налоговым органам необходимые для расчета налогов документы, то налоговые органы вправе самостоятельно исчислять суммы налогов, которые он должен внести в бюджет.
Интересно, что в соответствии с редакцией той же статьи, опубликованной в "Российской газете", дело обстоит иначе. Налоговые органы вправе "определять суммы налогов... расчетным путем... в случаях... непредставления налоговым органом необходимых для расчета налогов документов". Кому же налоговые органы должны представлять документы, и при чем здесь налоги, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет?!
Больше всех пострадала ст. 64, регламентирующая порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. В обеих официальных публикациях пункт 6 ч.2 ст.64 НК содержит совершенно непонятный текст. Одно из указанных оснований (далее приводим дословно): "если таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации".
Почему законодатели заменили приведенной конструкцией соответствующий текст п.6 ч.2 ст.64 проекта НК, принятого Государственной Думой во втором чтении 3 июля 1998 г. ("... по основаниям, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации"), неизвестно.
Удивительно также и то, что НК (ч. 4 ст.64, ч. 1 ст. 65) исходит из того, что данные основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора приводятся в части первой (а не второй, где они помещены на самом деле) статьи 64. Выходит, что сейчас отсрочки и рассрочки только продекларированы, так как воспользоваться ими фактически невозможно.
Рассмотрим еще одну ошибку. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, согласно ч.2 ст. 119, влечет взыскание штрафа в размере 50% общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета. Приведенная редакция опубликована в обоих официальных источниках. Таким образом, упомянутый нерадивый налогоплательщик не представил вовремя сведения не только о налоговой декларации, но и об открытии "этого" счета. А при чем здесь, собственно, счет?!
Подробный анализ несоответствий, найденных в двух официальных редакциях Налогового кодекса РФ, вскоре будет опубликован в журнале "Законодательство". А пока просто приводим цитаты из указанных редакций Налогового кодекса РФ, вызывающие порой очень существенные вопросы. Первым помещен текст статьи из "Собрания законодательства РФ", после него курсивом набран отрывок из этой же статьи, который в "Российской газете" (далее - "РГ") выглядит иначе.
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
... 4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В "РГ": "...а также обязанных лиц, или иным образом...".
Статья 8. Понятие налога и сбора
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В "РГ": "...денежных средств, в целях...".
Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
... 2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
...сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными климатическими условиями и временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий.
В "РГ": "...связано с природными, климатическими...".
Статья 20. Взаимозависимые лица
1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одно лицо участвует в имуществе другого лица (организации), и доля такого участия составляет более 20 процентов;
В "РГ": "...(организации) и...".
Статья 25. Сборщики налогов и (или) сборов В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов и (или) сборов.
В "РГ": "...их в бюджет может...".
Статья 31. Права налоговых органов
1. Налоговые органы вправе:
... приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
В "РГ": "...и иных обязанных в порядке...".
... определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
В "РГ": "...непредставления налоговым органом...".
Статья 36. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
... 3. Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в трехдневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
В "РГ": "...выявления таких обязательств...".
Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
... 3. В случаях, указанных в пункте втором настоящей статьи, когда, по мнению налогового органа, примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются (в ту или иную сторону) более чем на 30 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен. Для определения цены сделки учитываются условия, предусмотренные пунктами 4-12 настоящей статьи. Указанное выше решение налогового органа может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 138 настоящего Кодекса.
В "РГ": "...работ или услуг) налоговый орган...".
... 10. При определении степени значительности колебания уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени, учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, учитывающие факторы спроса и предложения на рынке товаров, работ или услуг.
К цене товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделок, не применяются положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если указанные скидки вызваны, в частности, сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров, маркетинговой (ценовой) политикой, в том числе при продвижении товаров, работ или услуг на новые для них рынки, при продвижении на рынки новых изделий, не имеющих аналогов, при предоставлении индивидуальных скидок новым потребителям, а также при реализации опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления потребителей с ними и в иных аналогичных случаях.
В "РГ": "...с ними, и в иных аналогичных случаях".
... 14. Положения, предусмотренные пунктами 3, 10 и 11 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой настоящего Кодекса "Налог на прибыль (доход) организаций".
В "РГ": "...настоящей статьи при определении...".
Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора
... 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
... 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В "РГ": "...организации-налогоплательщика - после...".
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
... 2. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд).
В "РГ": "...Государственного Комитета... по связи и информации".
... Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в счет предстоящего платежа по налогу.
В "РГ": "...установленного статьей 78...".
Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках
... 2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
В "РГ": "...или налогового агента инкассового поручения...".
Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации
... 2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:
... резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
В "РГ": "...резолютивная часть...".
Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
... 2. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации или учредительными документами.
В "РГ": "...указанной организации, в пределах...".
Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица
... 2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
В "РГ": "При этом правопреемник (правопреемники) должны уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к ним обязанностям".
... 7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. баланс или передаточный акт не позволяют определить долю правопреемника еорганизованного юридического лица либо исключают возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
В "РГ": "...правопреемником, и такая...".
8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
В "РГ": "...по уплате налогов, и такая реорганизация...".
... 10. Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В "РГ": "...до реорганизации, налога...".
Статья 52. Порядок исчисления налога
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В "РГ": "...налоговый период исходя из...".
Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
В "РГ": "...налоговом периоде, перерасчет...".
2. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации.
В "РГ": "...хозяйственных операций, в порядке...".
Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов
1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
В "РГ": "...всей суммы налога или либо...".
Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора
1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора (далее - уполномоченные органы), являются:
1) по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 настоящего пункта и абзацем третьим пункта 1 статьи 66);
В "РГ": "...абзацем третьим пунктом 1...".
Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
... 2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
... 6) если таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Несогласованность пункта "6" как в "Собрании законодательства Российской Федерации", так и в "Российской газете" (см. п. "е" ч. 2 ст. 64 проекта Налогового кодекса, принятого Государственной Думой во втором чтении 3 июля 1998 г.).
... 4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Вероятно, в предыдущем абзаце, опубликованном в данной редакции в обоих официальных источниках, имеются в виду подпункты 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи.
5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований и приложением необходимых документов подается в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
В "РГ": "... либо поручительства".
... 8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.
В "РГ": "...установленного для уплаты налога до дня вступления в силу этого решения,...".
Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
В "РГ": "...решение об ее...".
Статья 65. Порядок и условия предоставления налогового кредита
1. Налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
Вероятно, в предыдущем абзаце, опубликованном в данной редакции в обоих официальных источниках, имеются в виду подпункты. 1-3 пункта 2 настоящей статьи.
Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
... 6. ...Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В "РГ": "...трех четвертых ставки...".
7. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
В "РГ": "...и местным налогам соответственно...".
Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
... 4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик или иное обязанное лицо должны в течение 30 дней после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
В "РГ": "...после получения им...".
... 8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.
В "РГ": "...действовавший за период...".
Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
1. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
В "РГ": "...могут обеспечиваться...".
Статья 75. Пеня
1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В "РГ": "...плательщик сборов, или налоговый агент...".
Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке
... 7. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
В "РГ": "...понесенные налогоплательщиком, в результате...".
Статья 77. Арест имущества
... 13. Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога.
В "РГ": "...таможенного органа, при...".
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы или таможенного органа, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым или таможенным органом или судом.
В "РГ": "...таможенным органом, или судом".
Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени
... 3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В "РГ": "...ставшем известным...".
Статья 79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени
... 2. Решение о возврате излишне взысканного налога производится налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, а судом - в порядке искового судопроизводства.
В "РГ": слово "налогоплательщика" пропущено
Статья 81. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
... 4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 121 настоящего Кодекса, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента вручения ему акта налоговой проверки, выявившей обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также уплатил недостающую сумму налога и пени.
Статья 83. Учет налогоплательщиков
... 5. Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
6. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям и лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Вероятно, в предыдущем абзаце, опубликованном в данной редакции в обоих официальных источниках, имеется в виду пункт 5 настоящей статьи.
... 8. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
В "РГ": "...на учет, решение...".
Статья 84. Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика
1. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
В "РГ": "...индивидуального предпринимателя, или...".
... 3. Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
В "РГ": "...видами деятельности, организации...".
4. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то переучет налогоплательщика (снятие с учета в прежнем налоговом органе и постановка на учет в новом) производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или жительства в пятидневный срок с момента такого изменения.
В "РГ": "...или местожительства".
5. В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
В "РГ": "...своего филиала, или...".
Статья 89. Выездная налоговая проверка
... При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
В "РГ": "...налогообложения в порядке...".
Статья 92. Осмотр
... 2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
В "РГ": "...контроля, или при согласии...".
Статья 93. Истребование документов
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
2. Отказ налогоплательщика или иного обязанного лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленный пунктом 1 статьи 127 срок признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.
Вероятно, в предыдущем абзаце, опубликованном в данной редакции в обоих официальных источниках, имеется в виду пункт 1 настоящей статьи.
Статья 95. Экспертиза
... 3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
В "РГ": "...фамилия эксперта или наименование организации...".
Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
...3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.
В "РГ": "...физическим лицом, не достигшего...".
Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
... 3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В "РГ": "...(бездействия), либо вредный характер...".
4. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
В "РГ": "...ее должностных лиц, либо...".
Статья 114. Налоговые санкции
... 4. При наличии обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
В "РГ": "...частью 2 статьи 112 размер штрафа...".
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе,
влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
В "РГ": "...на учет в налоговом органе...".
Статья 119. Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов
... 2. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации
влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти процентов общей суммы денежных средств, поступивших а счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
Несоответствие второго абзаца первому (как в "Собрании законодательства Российской Федерации", так и "Российской газете").
3. Нарушение установленного срока представления налогоплательщиком или иным обязанным лицом в налоговые органы предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах документов и (или) иных сведений, а равно заявление налогоплательщика или иного обязанного лица об отказе должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, представить имеющиеся у налогоплательщика или иного обязанного лица и запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений
влечет взыскание штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.
В "РГ": "...иных сведений,...".
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом,
влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В "РГ": "...влечет взыскание штрафа в размере... от неуплаченной суммы...".
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике
1. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В "РГ": "...недостоверными сведениями, влечет...".
Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
В "РГ": "...проверки, влечет...".
Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления последним свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие налогоплательщику счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
В "РГ": "1. Открытие...".
Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора
... 2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа,
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
В "РГ": "...непоступившей...".
Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
... 2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В "РГ": "...со дня когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав".
Статья 141. Последствия подачи жалобы
... 2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
В "РГ": "...исполнение обжалуемого акта...".
НПП "Гарант-Сервис" | Урумова Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По какому Налоговому кодексу платить налоги?
Автор
Урумова Е.С. - НПП "Гарант-Сервис"
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 1999, N 3