Некоммерческие организации:
благотворительность или предпринимательство?
Понятие некоммерческой организации. Некоммерческими называются юридические лица, основной целью деятельности которых не является получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, развития физической культуры и спорта, для охраны здоровья, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК; ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях"1), далее - Закон о некоммерческих организациях).
В отличие от коммерческих, некоммерческие организации, во-первых, могут создаваться в любых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом, но и другими законами (п. 3 ст. 50 ГК). Во-вторых, их правоспособность является специальной, т.е. некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом (п. 1 ст. 49 ГК). В-третьих, некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов и благотворительных или иных фондов, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению суда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (п. 1 ст. 65 ГК). Наконец, в случае ликвидации имущество некоммерческого юридического лица, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, для достижения которых была создана организация. Исключение составляют потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства, члены которых вправе получить ликвидационную квоту, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами данной организации (п. 7 ст. 63 ГК; п. 3 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
Однако на практике отличить чисто благотворительную организацию от предпринимательской оказывается весьма непросто. Во-первых, нет достаточных правовых критериев, которые позволили бы разграничить коммерческую и некоммерческую деятельность. Далеко не всегда можно однозначно сказать, к какому виду организаций относятся, например, театр, цирк, киноклуб со своей киностудией, где одновременно снимаются научно-популярные фильмы и рекламные ролики, частная платная школа, издательство детской или образовательной литературы и т.д. Во-вторых, законодатель разрешает всем некоммерческим юридическим лицам осуществлять предпринимательскую деятельность с условием, что такая деятельность будет служить достижению целей, ради которых создана конкретная организация, и соответствовать этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). Такая позиция представляется совершенно обоснованной, поскольку в современных условиях, наверное, ни одно юридическое лицо, даже имеющее самые благие намерения и призванное решать некие общечеловеческие задачи, не сможет долгое время существовать только на добровольные взносы своих учредителей и пожертвования меценатов. В-третьих, сама законодательная конструкция некоторых некоммерческих организаций такова, что предполагает распределение прибыли, полученной юридическим лицом, между его участниками. Самый яркий тому пример - потребительский кооператив.
Рассмотрим наиболее актуальные проблемы, возникающих в процессе создания и деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.
Потребительский кооператив. В правовом регулировании отношений с участием потребительских кооперативов в Российской Федерации хотелось бы выделить несколько вопросов, имеющих важное теоретическое и практическое значение.
Во-первых, существует проблема определения потребительского кооператива как самостоятельной правовой формы юридического лица и выявления характерных признаков, отличающих его от кооператива производственного.
Потребительским кооперативом называется некоммерческая организация, созданная гражданами и юридическими лицами путем их добровольного объединения на основе членства и внесения в уставный фонд организации имущественных паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников (п. 1 ст. 116 ГК). Потребительский кооператив (жилищный, дачный, гаражный и т.п.) обычно создается для удовлетворения потребности своих членов сначала в приобретении некоего имущества (частично в свою собственность, частично - в собственность кооператива), а затем - в совместной эксплуатации этого имущества. Как правило, потребительский кооператив не занимается коммерческой деятельностью. Если же в соответствии с законом и уставом кооператива такая деятельность все-таки осуществляется, то полученные от нее доходы распределяются между членами. Напротив, производственный кооператив специально создается несколькими лицами (как правило, физическими, но не исключено участие и юридических лиц) на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов, а также личного трудового и иного участия для совместного осуществления предпринимательской деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) с целью получения прибыли, подлежащей разделу между членами кооператива (ст. 107 ГК). Таким образом, главным отличием потребительского кооператива от производственного являются предмет и цели деятельности, а также отсутствие признака обязательного трудового участия членов некоммерческого кооператива в его деятельности.
Представляется, что, с точки зрения теории гражданского права, указанных различий недостаточно, чтобы рассматривать производственный и потребительский кооперативы в качестве двух самостоятельных организационно-правовых форм юридического лица. Более того, при более детальном изучении законодательства о кооперации оказывается, что и эти различия в значительной мере сглаживаются. Так, на основании п. 2 ст. 7 Федерального закона "О производственных кооперативах" 2) (далее - Закон о производственных кооперативах) часть членов кооператива могут только внести паевой взнос, но не принимать личного трудового участия в его деятельности. В то же время, как уже было сказано, закон прямо разрешает потребительским кооперативам заниматься предпринимательской деятельностью и распределять полученные доходы между своими членами, как в зависимости от трудового участия, так и пропорционально имущественным вкладам (п. 5 ст. 116 ГК; ст. 12 Закона о производственных кооперативах). Еще необходимо отметить, что потребительские и производственные кооперативы сближает наличие субсидиарной ответственности их членов по долгам кооператива (п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 116 ГК), возможность объявления кооператива несостоятельным или банкротом (ст. 65 ГК) и многое другое.
Во-вторых, справедливое недоумение юристов вызывает обилие законов, посвященных правовому регулированию потребительской кооперации; они создаются чуть ли не в каждой сфере хозяйственной деятельности. Например, статус такой разновидности потребительского кооператива, как потребительское общество (а также союзов потребительских обществ), определяется Федеральным законом от 19 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 11 июня 1997 г.) "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 3). Данный закон не распространяется на жилищные, жилищно-строительные, дачные, гаражные, кредитные и тому подобные специализированные потребительские кооперативы, действующие в соответствии с законодательством об отдельных видах этих кооперативов. В сельском хозяйстве потребительские кооперативы создаются на основании Федерального закона от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" 4).
В-третьих, эти законы настолько противоречивы, что порождают путаницу даже в терминологии. Так, Закон от 19 июня 1992 г. в редакции 1997 г. называется "О потребительской кооперации". Однако касается он только потребительских обществ и их союзов. Использование словосочетания "потребительское общество" в названиях других видов потребительских кооперативов не допускается. Согласно ст. 1 указанного закона, потребительским обществом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основании членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Основными задачами потребительского общества являются: закупка у граждан и юридических лиц продукции сельского хозяйства и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непроизводственных (?) товаров с последующей реализацией через организации розничной торговли; оказание членам обществ производственных и бытовых услуг и т.д. Таким образом, несмотря на название, по сути потребительское общество представляет собой специфическую форму даже не потребительского, а производственного кооператива, особенности правового статуса которого связаны опять-таки с предметом и целями его деятельности.
Как видим, российское законодательство о кооперации не позволяет ясно и недвусмысленно разграничить понятия "производственный кооператив", "потребительский кооператив", "потребительское общество", "сельскохозяйственный кооператив". Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди, желающие создать тот или иной кооператив, затрудняются в выборе организационно-правовой формы, соответствующей целям и задачам кооператива, а в случае возникновения спора юристы и судьи сомневаются в том, какой закон следует применить к правоотношениям с участием данного кооператива.
Представляется, что в целях дальнейшего развития и поддержки этой весьма популярной организационной формы, в равной степени пригодной для осуществления как предпринимательской, так и некоммерческой деятельности, действующее законодательство о производственных и потребительских кооперативах следовало бы упорядочить, может быть, путем принятия единого закона "О кооперации", приведя его в соответствие с Гражданским кодексом РФ" 5).
Некоммерческое партнерство. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в нашем законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике.
Некоммерческим партнерством называется основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественных благ (ст. 2, 8 Закона о некоммерческих организациях). Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Некоммерческое партнерство обладает целым рядом признаков, сближающих его с хозяйственными обществами и товариществами. Во-первых, учредительными документами партнерства являются учредительный договор и устав (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Следовательно, между его участниками возникают договорные отношения. Во-вторых, имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, а также приобретенное или произведенное впоследствии самим партнерством, является собственностью юридического лица. Однако участники партнерства обладают по отношению к его имуществу практически теми же обязательственными правами, которые принадлежат учредителям хозяйственного общества или товарищества. Они имеют право участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства; получать информацию о его деятельности; в порядке, предусмотренном учредительными документами, выходить из его состава, а в случае ликвидации партнерства - получать ликвидационную квоту. Кроме того, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, то при выходе из некоммерческого партнерства его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Процедура выхода и порядок соответствующих выплат определяются учредительными документами партнерства.
Казалось бы, важным отличием правового положения членов некоммерческого партнерства от статуса участников общества или товарищества является то, что учредители партнерства не получают дивидендов, поскольку доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. В действительности же это различие не столь существенно, так как участники партнерства получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам (например, подрядным).
Юридическая конструкция некоммерческого партнерства, несомненно, вызовет большой интерес у бизнесменов. Дело в том, что, будучи организацией некоммерческой, партнерство, как и потребительский кооператив, вполне пригодно для систематического занятия предпринимательством. Между тем условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, нежели порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц. Поэтому в ряде случаев, например, для оказания платных услуг, выгоднее создавать именно некоммерческое партнерство, чем коммерческую организацию в любой из форм, предусмотренных законом. Еще одним несомненным достоинством некоммерческого партнерства с точки зрения предпринимателей является то, что его члены не отвечают по долгам юридического лица, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (п.1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" 6), в форме некоммерческого партнерства создаются фондовые биржи.
Автономная некоммерческая организация является, пожалуй, самой загадочной среди непредпринимательских юридических лиц. Она не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и впервые появилась в Законе о некоммерческих организациях.
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и т.д. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Конструкцию автономной некоммерческой организации можно с успехом использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические либо иные консультации и иные подобные образования. Условия налогообложения для этих организаций также будет более благоприятным, чем для коммерческих юридических лиц. При этом, в отличие от государственных или частных (негосударственных) учреждений, имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей.
Автономная некоммерческая организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в том числе переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
Как видим, правовая природа автономной некоммерческой организации имеет много общего с конструкцией фонда 7), также представляющего собой посвященное некоторой цели персонифицированное имущество с правами юридического лица (ст. 118 ГК, ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Закон не устанавливает никаких специальных требований к тексту устава этой организации, не содержит даже диспозитивных норм, которые могли бы применяться при наличии в нем пробелов. Между тем из текста закона не вполне понятно, как будут строиться взаимоотношения учредителей, а также отношения между ними и самой организацией в процессе ее создания и деятельности. Например, неясно, каков высший орган управления автономной некоммерческой организацией, кто и в каком порядке может изменить или дополнить ее устав, определить направления расходования средств, принять постановление о ее реорганизации или ликвидации? Кто будет совершать сделки от имени организации, представлять ее интересы в отношениях с третьими лицами, решать другие насущные вопросы ее деятельности? В законе сказано, что учредители осуществляют надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации в порядке, предусмотренном учредительными документами (п. 3 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Однако нет ответа на вопрос о том, каким образом такой надзор производится.
Все эти вопросы учредители автономной некоммерческой организации должны решить и отразить в ее уставе. Однако если организация создается двумя или более лицами, то одного устава здесь явно недостаточно, поскольку учредители не связаны с организацией и друг с другом ни вещными, ни обязательственными, ни членскими отношениями. Представляется, что, прежде чем принимать устав автономной некоммерческой организации, учредителям надлежит заключить между собой учредительный договор, в котором нужно предусмотреть все условия их участия в создании и деятельности данного юридического лица. Именно учредительный договор, вступающий в силу с момента заключения и действующий все время существования организации, свяжет учредителей друг с другом и с самой организацией обязательственными отношениями, что даст возможность в случае возникновения непредвиденной ситуации легко найти выход из затруднения. Преимущество договора состоит в том, что этот гибкий правовой инструмент позволит найти удачный компромисс в отношениях между учредителями и организацией в целом при решении таких проблем, как финансирование, выборы органов управления, смена исполнительных органов и т.д.
Безусловно, нормы действующего законодательства об автономных некоммерческих организациях нуждаются в конкретизации.
Учреждение. Учреждением называется юридическое лицо, созданное собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое полностью или частично этим собственником. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник его имущества (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). В зависимости от того, кем создано учреждение, оно может быть как государственным, так и негосударственным (частным).
Имущество любого учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Это означает, что учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п.1 ст. 298 ГК).
Однако если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то прибыль от такой деятельности и приобретенное за счет нее имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).
В настоящее время среди правоведов имеются серьезные разногласия по поводу оценки имущественного статуса учреждения. Приведем простой пример. Государственная общеобразовательная школа города Москвы, являющаяся юридическим лицом, получила доход от деятельности разрешенных платных кружков, спортивных секций, факультативов и т.д. В мае 1997 г. за счет этих средств в жилом доме были куплены две квартиры, которые по решению педагогического совета школа безвозмездно передала в собственность двум учителям, остро нуждавшимся в улучшении жилищных условий. Узнав о совершении сделок, прокурор на основании ст. 168 ГК обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании договоров купли-продажи квартир недействительными, как не соответствующие закону. Правомерны ли действия школы, и какое решение должен принять суд?
Большинство ученых считают, что право самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от хозяйственной деятельности, есть особое вещное право учреждения, а сами эти доходы и приобретенное за счет них имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления. Следовательно, школа могла купить квартиры, но не имела права их отчуждать. Поэтому договор купли-продажи квартир является законным, а вот сделки по их передаче в собственность учителям следует признать недействительными и применить правило о двусторонней реституции. Квартиры находятся на балансе школы, но даже в аренду они могут быть переданы только собственником, в данном случае - Комитетом по управлению имуществом города Москвы.
Некоторые юристы полагают, что полученные учреждением доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в хозяйственное ведение учреждения. Таким образом, оно владеет, пользуется и распоряжается имуществом и доходами самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. В частности, учреждение не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (ст. 294, 295 ГК). По мнению сторонников такого подхода, школа имела право купить квартиры, но не могла отчуждать их или иным образом распоряжаться без согласия собственника (Москомимущества).
Наконец, третья позиция состоит в том, что заработанные средства и приобретенное на них имущество принадлежат учреждению на праве собственности, ибо самостоятельное распоряжение, о котором идет речь в законе, есть одно из важнейших правомочий, составляющих право собственности. Приверженцы этой точки зрения полагают, что школа имела право купить и передать квартиры в собственность третьим лицам. Согласно п. 2 ст. 298 ГК, школа самостоятельно распоряжается полученными от доходной деятельности деньгами и приобретенным на них имуществом. Квартиры школа приобрела за счет дохода, вырученного от разрешенной деятельности. Никакого ограничения на право свободного распоряжения указанным имуществом в отношении недвижимости закон не устанавливает. Таким образом, законными являются как договоры на покупку школой квартир, так и сделки по их безвозмездной передаче в собственность учителям.
Вывод о том, что заработанные деньги и купленное на них имущество находятся в оперативном управлении учреждения, представляется спорным, так как законодатель прямо разделяет правовой режим имущества и средств, переданных учреждению собственником и приобретенных самим учреждением, устанавливая даже разный порядок их учета. В то же время утверждение, что такие доходы и имущество составляют собственность учреждения, противоречит норме п. 2 ст. 48 ГК, согласно которой собственником имущества учреждения является его учредитель. По нашему мнению, наиболее логичным будет вывод о том, что доходы, полученные учреждением от прибыльной деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество принадлежат учреждению на праве хозяйственного ведения. Причем объем этого права несколько расширен по сравнению с режимом хозяйственного ведения, установленным для государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку в данном случае нет законодательных ограничений в отношении объектного состава имущества, которым может самостоятельно распоряжаться учреждение.
При оценке законности спорных сделок суд еще должен выяснить, не нарушают ли заключенные договоры принцип специальной правоспособности школы как учреждения. На наш взгляд, школа приобрела квартиры, чтобы создать нормальные условия для жизни и работы педагогов. Поэтому можно признать, что совершенные сделки служат достижению целей, ради которых создана школа, и соответствуют этим целям (п. 3 ст. 50 ГК).
Подводя итоги анализа практики применения действующего российского законодательства о юридических лицах, следует сказать, что еще многие проблемы, возникающие в процессе создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организациях, нуждаются в осмыслении и требуют четкого и однозначного законодательного решения.
-------------------------------------------------------------------------
1) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
2) СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
3) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.
4) СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120.
5) Обстоятельный и подробный анализ правового статуса производственных и потребительских кооперативов, а также иных форм некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ, см.: Суханов Е. А. Юридические лица, государственные и муниципальные образования. Комментарий ГК РФ // Хозяйство и право. 1995. N 4. С. 3-26.
6) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
7) О правовой природе фонда см., напр.: Суханов Е. А. Указ соч. С. 18-20 и др.
Козлова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство?
Автор
Козлова Н.В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 1998, N 1