Уголовная ответственность
за нарушение избирательного права
В ходе предвыборной кампании по выборам депутатов в новую Государственную Думу, а также ввиду предстоящих этим летом выборов Президента России возникает немало вопросов, касающихся избирательного права. В связи с этим хотелось бы подробнее рассмотреть виды уголовной ответственности за преступления в области избирательного права.
В последнее время был принят ряд законов, которые содержат принципиальные положения избирательной системы, гарантии избирательных прав граждан, четкую регламентацию проведения выборов на всех уровнях. Так, например, Законы "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" (26.10.94), "О выборах Президента РФ" (21.04.95), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (09.06.95).
В целях соблюдения избирательного законодательства, обеспечения прав граждан, предотвращения злоупотреблений и нарушений в данной области 24 марта 1995 г. принят Закон "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Статьи 132, 133 и 133.1 Уголовного кодекса излагаются в новой редакции. Остановимся на них, проанализируем эти составы.
Статья 132 УК предусматривает ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий.
В ч.1 ст.132 устанавливается ответственность за воспрепятствование: а) свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме; б) работе избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума); в) работе членов избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума).
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав гражданином или работе избирательных комиссий может быть осуществлено в одной из следующих форм: а) подкуп; б) обман; в) насилие или угроза его применения; г) уничтожение имущества или угроза уничтожения имущества.
Подкуп означает передачу денег, имущества, иных ценностей или обещание имущественных выгод гражданину, осуществляющему свое избирательное право, или членам избирательных комиссий.
Обман может выражаться в предоставлении ложной информации о месте и времени проведения выборов, о кандидате в депутаты или кандидате в Президенты Российской Федерации и т.п.
Насилие предполагает оказание физического воздействия, выражающегося в нанесении ударов, удержании, лишении свободы, побоях, причинении телесных повреждений (легких и менее тяжких), за исключением тяжких телесных повреждений, наличие которых предполагает дополнительную квалификацию по ст.108 УК.
Угроза насилием осуществляется путем угрозы вышеизложенного физического воздействия.
Уничтожение имущества означает такое внешнее воздействие на материальные предметы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную негодность для их целевого назначения. Уничтожение может быть совершено путем сожжения, разрушения воздействия различного рода химических веществ и т.п. Повреждение имущества не охватывается составом данного преступления.
Угроза уничтожения имущества предполагает угрозу выполнения вышеназванных действий.
Состав этого преступления является формальным, то есть, преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из вышеперечисленных действий.
Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновный осознает, что препятствует осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательных комиссий и желает помешать осуществлению указанных прав или нормальной работе избирательных комиссий.
Субъектом преступления может быть физическое частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Частью 2 ст.132 предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо лицом, в отношении которого гражданин является материально или по службе зависимым.
Под злоупотреблением служебным положением следует понимать выполнение действий, хотя формально и входящих в круг прав и полномочий лица, но совершенных вопреки интересам службы.
В данном случае ответственность наступает за действия, изложенные в части 1, но совершенные специальным субъектом. К числу субъектов этого преступления закон относит: а) должностных лиц (применительно к ст.170 УК); б) лиц, в отношении которых гражданин находится в материально зависимом положении; в) лиц, в отношении которых гражданин находится в служебной зависимости.
К материально зависимым относятся лица, находящиеся в полной или частичной материальной зависимости от виновного.
К лицам, находящимся в служебной зависимости, относятся лица, зависимые от виновного в вопросах дальнейшего пребывания на службе, продвижения по службе, получения материального вознаграждения, решения жилищных и прочих социально-бытовых проблем и т.п.
В ч.3 ст.132 УК устанавливается ответственность за действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные организованной группой.
Под организованной группой, в соответствии со ст.17.1 УК, следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
В отличие от ранее действовавшей нормы новая редакция ст.132 УК имеет ряд существенных отличий. В прежней редакции устанавливалась ответственность за: а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином права избирать или быть избранным народным депутатом или Президентом РСФСР; б) воспрепятствование вести предвыборную агитацию либо осуществлять доверенными лицами кандидатов в депутаты, или кандидатов в народные депутаты, или кандидатов в Президенты РСФСР их полномочий. Закон в новой редакции шире по содержанию и более конкретен. Содержание основных терминов и понятий, используемых в уголовном законодательстве, раскрывается в Федеральном законе от 20 октября 1994 г. "Об основных понятиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Так, в статье 2 этого Федерального закона под избирательным правом граждан понимается право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. В прежней редакции закона речь шла лишь о выборах народных депутатов РСФСР и Президента РСФСР. В новой редакции предусматривается ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданами избирательных прав при проведении всех видов выборов. Далее, если в прежней редакции речь шла только о выборах, то в новой редакции говорится и о референдуме. Прежней редакцией закона также не охватывалось воспрепятствование работе избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума) или членов избирательных комиссий (комиссий по проведению референдума). Диспозиция ст.132 УК дополнена еще одной формой воспрепятствования осуществлению гражданином своих избирательных прав, действиями, соединенными с уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества.
Усилена ответственность за совершение рассматриваемого преступления за счет ужесточения санкций второй и третьей частей.
Статья 133 УК предусматривает ответственность за подлог, подделку избирательных документов (документов референдума), заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов референдума).
В соответствии с частью 1 ст.133 рассматриваемое преступление может быть совершено в следующих формах: а) подлог; б) составление заведомо ложных документов; в) выдача заведомо ложных документов; г) заведомо неправильный подсчет голосов; д) неправильное установление результатов выборов.
Содержание подлога раскрывается в диспозиции нормы и дополнительных комментариев не требует.
Составление заведомо ложных документов предполагает подготовку избирательных документов, в которые внесены сведения, не соответствующие действительности.
Выдача заведомо ложных документов состоит в предоставлении заведомо ложных избирательных документов для голосования.
Заведомо неправильный подсчет голосов означает сознательное занижение или завышение числа бюллетеней, поданных в пользу кого-то из кандидатов, а также при проведении референдума.
Заведомо неправильное установление результатов выборов (референдума) может заключаться в том, что выборы или референдум (вопреки закону) объявляются недействительными или наоборот недействительные выборы объявляются действительными либо кандидат, не набравший необходимого количества голосов, объявляется избранным или наоборот кандидат, набравший достаточное количество голосов, объявляется не избранным, и т.п.
Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения подлога, составления и выдачи заведомо ложных документов, заведомо неправильного подсчета голосов, установления результатов выборов (референдума).
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает одно из перечисленных в диспозиции ст.133 УК действий и желает совершить эти действия.
Субъект данного преступления специальный. Он называется прямо в законе: должностное лицо, лицо, удостоверяющее правильность подписного листа. В данном случае речь идет о должностных лицах, имеющих отношение к проведению выборов. К ним можно отнести, например, командиров воинских частей, поскольку они подписывают списки избирателей военнослужащих, капитана судна, находящегося в плавании в день проведения выборов, так как он подписывает списки избирателей, голосующих на судне. Субъектом преступления может быть также член вышестоящей избирательной комиссии, должностное лицо органа власти, регистрирующего списки избирателей, и т.п.
Частью 2 ст.133 УК предусматривается ответственность за подделку документов, указанных в части первой настоящей статьи, либо умышленное искажение результатов выборов (референдума), совершенные иным лицом.
Под искажением результатов выборов следует понимать действия по предоставлению или распространению сведений, статистических данных о результатах выборов (референдума), не соответствующих действительности.
Субъектом преступления может быть только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 3 ст.133 УК предусматривает ответственность за понуждение к совершению действий, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, равно совершенное путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением.
Данное преступление выражается в действиях, перечисленных в ч.3, направленных на принуждение к совершению подлога, составление и выдачу заведомо ложных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, неправильное установление результатов выборов, искажение результатов выборов. Содержание способов принуждения в данном случае соответствует насильственным способам, изложенным в ст.132 УК.
Понуждение, совершенное путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, представляет собой действия, совершенные должностным лицом вопреки интересам службы. Использование служебного положения предполагает, что содеянное формально входит в круг прав, полномочий и обязанностей лица, в пределы его служебной компетенции, но при этом виновный нарушает принципы, порядок или правила выполнения должностных обязанностей. Понуждение, совершенное путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, состоит в принуждении членов избирательной комиссии, лиц, удостоверяющих правильность подписного листа, а также других должностных лиц к подлогу, составлению и выдаче заведомо подложных документов, к заведомо неправильному подсчету голосов или установлению результатов выборов, к подделке этих документов или искажению результатов выборов.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление предполагает наличие только прямого умысла.
Субъектом этого преступления может быть как частное лицо, достигшее 16-летнего возраста, так и должностное лицо.
Статья 133 УК в новой редакции шире по содержанию прежней редакции этой статьи. Это относится к объективной стороне и субъекту преступления. В объективную сторону включены новые признаки: составление и выдача заведомо подложных документов (ч.1), понуждение к совершению незаконных действий, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества (часть 3). По ч.2 в качестве субъекта называется иное лицо, то есть имеется в виду, что это не должностное лицо и не лицо, удостоверяющее правильность подписного листа. По ч.3 наряду с должностным лицом субъектом этого преступления может быть и частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. В старой редакции ст.133 назывался специальный субъект, которым могли быть только члены избирательной комиссии и другие должностные лица.
Статья 133.1 УК предусматривает ответственность за нарушение избирательного законодательства (законодательства о референдуме) лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения. В данном случае речь идет о нарушении Федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", законов о референдуме, а также избирательных законов, принятых субъектами Российской Федерации. В ст.133.1 не указывается, нарушение каких положений избирательного законодательства влечет за собой уголовную ответственность. Учитывая то обстоятельство, что эта норма с административной преюдицией, то есть уголовная ответственность наступает только в случае, если лицо, подвергавшееся административному взысканию, в течение года вновь нарушает избирательное законодательство (законодательство о референдуме), то содержание объективной стороны следует искать в ст.ст.40.1 - 40.13 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, нарушено одно и то же или разные положения избирательного законодательства (законодательства о референдуме).
С субъективной стороны это преступление может быть совершено только с прямым умыслом.
Субъектом этого преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, подвергавшееся в течение года административному взысканию за нарушение избирательного законодательства (законодательства о референдуме).
В прежней редакции ст.133.1 УК предусматривала только ответственность за нарушение законодательства о референдуме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного права
Автор
Корабельников С. - консультант Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук
Российская юстиция, 1996 г., N 5