Практика применения законодательства
о занятости граждан
Ответы на вопросы читателей
Не можете ли привести последние правовые акты, в соответствии с которыми трудоустраиваются инвалиды?
Капурова С., г.Нижневартовск
Последним таким правовым актом является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 1995, N 32, Ст.3198). В соответствии с названным Законом государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания оказывают помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам в профессиональной подготовке и трудоустройстве (ст.1). Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора (контракта). Названным работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (ст.13).
Можно ли признать безработными граждан, осужденных к исправительным работам?
Мартьянова Н., г. Каменск-Уральский,
Свердловская область
Лица, осужденные к исправительным работам, не могут быть признаны безработными, поскольку исполнение этого вида наказания за совершенное преступление возложено на Министерство внутренних дел РФ.
Какими дополнительными правами по трудоустройству пользуются граждане, уволенные с военной службы?
Гавырин Т., г. Подольск,
Московская область
В соответствии со ст.22 Закона РФ "О статусе военнослужащих" гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей установлены следующие дополнительные права по трудоустройству:
- предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращения в органы службы занятости, на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения или организации;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва на военную службу на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях или организациях, права поступления на работу на те же предприятия, в те же учреждения или организации, а за проходившими военную службу по призыву и офицерами, призывавшимися на военную службу на два года из запаса, также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- преимущественное право оставления на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
- обеспечение гражданам, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, бесплатного приобретения профессионального образования.
В каком нормативном акте определен правовой статус государственного служащего и предусмотрена ли в нем его социальная защищенность?
Проскурякова Т., г.Краснодар
Правовой статус государственного служащего определен в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ. 1995. N 31, ст.2990). Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.3 Закона о госслужбе).
На государственных служащих распространяется действие законодательства о труде РФ с особенностями, предусмотренными вышеназванным Федеральным законом. Эти особенности связаны как с дополнительными требованиями к гражданам, поступающим на государственную службу, так и с основаниями ее прекращения. В частности, правом поступления на такую службу обладают граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом (п.3 ст.21 Закона о госслужбе).
Гражданин не может состоять на государственной службе в следующих случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившего в законную силу; лишения этого права на определенный срок решением суда, вступившего в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с их использованием; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от предоставления сведений о доходах и об имуществе (п.3 ст.21 Закона о госслужбе). Перечень этих оснований для отказа в принятии на государственную службу и невозможности нахождения на государственной службе исчерпывающий.
Особенности правового статуса государственного служащего обусловливают и необходимость для него более высокого уровня социальной защищенности. Так, при ликвидации государственного органа или сокращении штата всем увольняемым выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в реестре госслужащего с сохранением в течение года непрерывного стажа (ст.16 Закона о госслужбе).
Денежное содержание госслужащего складывается из следующих компонентов: должностной оклад, надбавки к нему за квалификационный разряд, особые условия труда, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Закрепляя право госслужащих на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, закон в то же время предусматривает и возможность его увеличения для отдельных категорий госслужащих. Кроме того, в нем содержится положение о дополнительных оплачиваемых отпусках госслужащих за выслугу лет (ст.17 Закона о госслужбе). Однако названный Закон содержит лишь нормы, а механизм их действия будет представлен в других нормативных актах. По трудовому законодательству отпуск без сохранения заработной платы для любых других работников, как правило, разрешен кратковременный, госслужащему он предоставляется на срок до одного года.
Предусмотрена ли в законодательстве социальная защищенность членов выборных профсоюзных органов на предприятиях или в организациях?
Гришина Г., г. Оренбург
Да, социальная защищенность членов выборных профсоюзных органов гарантирована Федеральным законом РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 1996, N 3, Ст.148). Например, работники, входящие в состав профсоюзного органа организации и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия названного органа. Этот запрет распространяется и на руководителей профсоюзных органов в подразделениях организаций. Руководители профсоюзных органов в организациях и профорганизаторы не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.
Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов (ст.26 Закона о профсоюзах).
Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж (ст.26 Закона о профсоюзах).
Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение (ст.27 Закона о профсоюзах).
Может ли центр занятости не признать гражданина безработным, если он отказался от предложенной ему подходящей работы?
Лебедева Е., г. Череповец,
Вологодская область
Гражданин не может быть признан безработным, если он в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущий работу (не имеющий профессии, специальности) - в случае двух отказов от прохождения профессиональной подготовки или от двух предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Одна и та же работа (место учебы) не может предлагаться гражданину дважды.
Отказ гражданина от предлагаемой ему работы правомерен, если: работа связана с переменой места жительства, каковым признается место его постоянного или преимущественного проживания (ст.20 ГК РФ); условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.
Решение об отказе в признании гражданина безработным принимается службой занятости по каждому гражданину индивидуально с обязательным письменным уведомлением о причинах отказа. Гражданин, не признанный безработным, вправе повторно обратиться в службу занятости через две недели.
Никитин Е.
Димитриев В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Практика применения законодательства о занятости граждан
Авторы
Димитриев В. - декан Института подготовки и повышения квалификации кадров Министерства труда РФ, кандидат экономических наук, доцент,
Никитин Е. - кандидат юридических наук, доцент
Российская юстиция, 1996 г., N 5