Нотариус-необходимая фигура в экономическом процессе
Прошло три года, как были введены в действие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, положившие начало существованию в стране наряду с государственным так называемого "частного" нотариата. Это новый правовой институт сегодня знают все - и граждане, и юридические лица, и представители органов власти. С введением частнопрактикующего нотариата, в котором сегодня работает 70% нотариусов, в стране в основном решена проблема нотариального обслуживания, здесь по данным статистики втрое выше производительность труда, несравнима техническая оснащенность, нет очередей, создаются дополнительные рабочие места.
Важным событием этого периода стало принятие России в члены Международного союза Латинского нотариата и непосредственное ее участие в деятельности этой организации в качестве члена Комиссии по делам Европы и Средиземноморья. Иными словами, международное сообщество признало наличие в России свободного, независимого нотариата, способного нести полную и реальную материальную ответственность в процессе регулирования гражданских правоотношений, что немаловажно для зарубежного инвестирования экономики страны.
И тем не менее вопросы нотариального обслуживания продолжают иметь место и, более того, некоторые из них создаются искусственно.
Как известно, с 1 марта 1996 года введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации - законодательного акта, целью которого было создание единого правового порядка в Российской Федерации в части регулирования гражданско-правовых отношений и сближения его с континентально-европейской правовой системой. Важность такой задачи трудно переоценить. Однако оказалось иначе. Новый ГК РФ отменил веками существовавшую в России и существующую сегодня во всех европейских странах обязательную нотариальную форму сделок, ограничив их "письменной формой" (ст.ст.550, 560 и 574 ГК РФ).
В основу такого решения положены соответствующие нормы англосаксонской правовой системы. При этом, однако, не учитывалось наличие в указанной правовой системе таких особенностей оформления сделок с недвижимостью, как обязательное участие в сделке специализированной страховой компании, которая занимается сбором сведений и документов, подтверждающих права собственности на недвижимость и законность перехода этого права, начиная с первичного возникновения имущества и права на него; обязательное заключение договора страхования права собственности на недвижимость; наличие института защиты прав добросовестного приобретателя, гарантирующего ему в случае признания сделки недействительной сохранение за ним права собственности на приобретенную недвижимость, а также возмещение страховой компанией стоимости понесенных им убытков надлежащему собственнику.
К сожалению, в законодательстве Российской Федерации эти важные основания безопасности сделок отсутствуют. Замена нотариального удостоверения сделок с недвижимостью англосаксонской правовой системой и государственной регистрацией сделок не создала действенного правового механизма, обеспечивающего и гарантирующего неприкосновенность собственности от незаконных посягательств.
Дело в том, что некоторые положения Кодекса, связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, разработаны без учета тех негативных последствий, которые могут возникнуть в стране в результате исключения нотариата из процесса осуществления гражданских прав. Одной из причин отстранения нотариата из этого процесса послужило неточное представление о тех функциях, которые возлагаются на данный институт, и сведение нотариального действия исключительно к чисто техническим моментам, в частности, проставлению удостоверительной надписи на договоре, подписи нотариуса и печати.
Между тем истинным предназначением нотариата является обеспечение граждан и юридических лиц квалифицированной правовой помощью, гарантированной Конституцией Российской Федерации (ст.48), включающей обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, консультирование ее участников, выяснение обстоятельств дела, разъяснение смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия ее содержания действительным намерениям сторон и требованиям законодательства. Нотариус устанавливает личность участников договора, их полномочия, право собственности на отчуждаемое имущество. Особое внимание нотариус уделяет тому, чтобы не были ущемлены интересы неопытных, недостаточно квалифицированных в правовом отношении участников сделки. В правовом государстве нотариату отводится ключевая роль не только в оказании правовой помощи гражданам и юридическим лицам и в обеспечении их правовой безопасности, но и предотвращении в будущем возможных споров между участниками договорных отношений.
Отсутствие обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью негативно повлияет и на международный авторитет Российской Федерации. Международный союз Латинского нотариата при решении этого вопроса исходит из европейских правовых традиций, отличных от англосаксонской правовой системы. Ни одна страна, входящая в континентально-европейскую систему права, не имеет норм о заключении сделок с недвижимым имуществом в простой письменной форме. Гражданское законодательство этих стран при совершении сделок и заключении договоров, которые имеют далеко идущие последствия с экономической точки зрения, предусматривает обязательное участие нотариуса.
Кроме того, авторы Гражданского кодекса оказались непоследовательны. В одних случаях при сделках с недвижимостью нотариус не участвует, в других - договоры о залоге (ипотеке), договоры ренты (ст.ст.339 и 584) - нотариальное удостоверение обязательно. Требует кодекс и нотариального удостоверения согласия одного супруга на отчуждение другим супругом недвижимого имущества, нажитого ими в период брака и являющегося их совместной собственностью (ст.ст.34, 35 и 41 Семейного кодекса Российской Федерации). В результате оказалось утраченным единство в регулировании соответствующих вопросов в российском законодательстве.
Безусловно, подлинной причиной отказа от нотариального удостоверения сделок с недвижимостью является искаженное представление авторов части второй ГК РФ, сумевших "протащить" его через Госдуму без обсуждения, о доходах, получаемых нотариусами, занимающимися частной практикой. При этом "забывается", что государство без каких-либо затрат с помощью введения системы независимого нотариата создало достаточно эффективный механизм по оказанию гражданам правовой помощи. Все затраты по содержанию нотариальной конторы, оплате собственного труда и социальному обеспечению нанимаемых им сотрудников, коммунально-бытовому обслуживанию, оплате аренды помещения и другие расходы по этой деятельности несет исключительно сам нотариус, к тому же государство имеет достаточно открытый и доступный в силу особенностей делопроизводства для контроля источник бюджетных поступлений за счет налогообложения доходов нотариуса.
Однако и это не главное. Главное в том, что закон возложил на нотариуса имущественную ответственность за ошибки, независимо от того, умышленно или неумышленно они совершены, перед клиентами за счет собственных денежных средств и другого имущества. Поэтому поступающие средства к нотариусу за совершение нотариальных действий - это не его доход, а средства обеспечения нотариальной деятельности, средства обеспечения имущественной безопасности граждан и юридических лиц.
Что же касается вопроса, в каком размере должны быть эти средства у нотариуса, то он, конечно, должен решаться не через Гражданский кодекс путем "выкидывания" нотариуса из экономического процесса, а на основании соответствующих изменений в законодательстве о государственной пошлине и налогообложении, причем взвешенно, без эмоций, с учетом интересов граждан, государства и нотариуса. Нет у нотариуса таких накоплений, нет и реальной ответственности, закон перестанет работать.
И здесь не могу не сказать о предложении администрации Орловской области установить для нотариусов налог в размере 70 процентов. Приходится удивляться близорукости авторов подобных "инициатив". Результат очевиден. Нотариусы, не в силах вынести налогового бремени, опять уйдут в полуподвалы, заменят компьютерную технику на пишущие машинки, тысячи их сотрудников пополнят армию безработных, сократится интенсивность работы, возродятся очереди и присущие им поборы. Клиент, кто бы он ни был, вновь станет просителем и будет платить, чтобы попасть к нотариусу. Все это уже было и сегодня имеет место при решении наследственных дел во многих государственных нотариальных конторах.
Вообще решение наследственных вопросов, а это единственное нотариальное действие, которое может совершать только государственный нотариус, превратилось для людей, особенно в Москве, в огромную проблему, хотя в 12 регионах страны, где государственного нотариата нет и эти дела ведут частнопрактикующие нотариусы, она решена полностью.
По нашему мнению, стране выгоднее во всех отношениях иметь единый нотариат на основе частного, убедительно доказавшего свои преимущества перед государственным нотариатом. Новый нотариат, естественно, должен строиться на условиях широкого самоуправления при контроле со стороны судов, органов прокуратуры и налоговых инспекций в рамках их компетенции, с одной стороны, и органов юстиции - с другой.
Говоря о юстиции как государственном органе контроля, мы за решительное расширение ее функций, в том числе в вопросах определения численности нотариусов, назначения их на должность и освобождения от должности, повышения их квалификации, проведения квалификационных экзаменов и конкурсов на замещение вакансий, в вопросах дисциплинарной и иной ответственности.
И это понятно, нотариус при совершении нотариальных действий осуществляет государственную функцию и действует от имени Российской Федерации, поэтому он не может быть вне контроля со стороны государства. Иное дело, что виды, формы и предметы такого контроля должны быть четко определены законом.
Будет оправданным и расширение полномочий субъектов Российской Федерации в урегулировании нотариальной деятельности.
Нуждается в существенном изменении и роль Нотариальной палаты как общественно-правового, профессионального объединения. Именно правовой характер Палаты, создаваемой не по желанию кого-то, а в силу закона, с обязательным, а не добровольным членством в ней нотариусов, обусловливает наделение ее не только аморфными, как сегодня, функциями, но и определенными по отношению к каждому нотариусу властными полномочиями.
Как и любая другая профессиональная организация, нотариат кровно заинтересован в очищении своих рядов, высоком собственном имидже, создании условий для нормальной творческой работы по обслуживанию граждан и юридических лиц на основе строгого соблюдения всеми участниками этого процесса действующего законодательства.
В Москве первые шаги уже сделаны. Подготовлены изменения и дополнения в Устав Нотариальной палаты, подготовлен проект закона о нотариате г.Москвы, в которых учтен опыт как положительный, так и негативный, накопленный за три года. Управление юстиции и Нотариальная палата уже сейчас, до законодательного закрепления, все вопросы деятельности государственного и частного нотариата решают совместно на паритетных началах, и это дает неплохие практические результаты. Надеемся и на восстановление обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, по крайней мере в Москве, с тем, чтобы не допустить разгула криминализации в этой сфере, защитить конституционные права и интересы граждан.
Черемных Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нотариус-необходимая фигура в экономическом процессе
Автор
Черемных Г. - нотариус, Президент Московской городской нотариальной палаты
Российская юстиция, 1996, N 10, стp. 31