Рассмотрение гражданских дел военными судами
Военные суды, являясь неотъемлемой частью судебной системы нашей страны, представляют собой ее обособленную ветвь, занимавшуюся ранее почти исключительно рассмотрением уголовных дел, где в качестве подсудимого проходил хотя бы один военнослужащий.
Рассмотрение гражданских дел военными судами длительное время было чрезвычайным мероприятием. Данное положение было закреплено ст.12 Положения о военных трибуналах (в редакции от 25 июня 1980 г.), согласно которой военные суды (до 1993 года - военные трибуналы) рассматривают все гражданские и уголовные дела, подобно районным и городским судам общей юрисдикции, лишь "в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды". К ним прежде всего относятся военные суды групп войск, находящихся за пределами России. В настоящее время имеется лишь несколько таких военных судов.
В то же время традиционно военные суды совместно с уголовными делами рассматривали гражданские иски войсковых частей, военных предприятий, учреждений, организаций, кооперативных и иных общественных организаций, а также граждан о возмещении материального ущерба, причиненного им преступлениями (ст.13 Положения о военных трибуналах).
Подведомственность военных трибуналов была расширена в 1993 году с принятием Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", где в ст.4 было предусмотрено право военнослужащего обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
В результате - по данным за 1995 год - военные суды рассмотрели 900 гражданских дел, а также 5 тысяч жалоб военнослужащих на нарушение их прав и свобод, что оказалось почти вдвое меньше, чем в предыдущем 1994 году. Почти половина жалоб (54%) была удовлетворена, в 15% случаях в удовлетворении жалоб было отказано, в остальных случаях было принято иное решение.
Положение дел в Вооруженных Силах России, правовая безграмотность, нигилизм и пренебрежение к человеку в погонах со стороны некоторых командиров и начальников, многочисленные нарушения в войсках законных прав и интересов военнослужащих привели затем к увеличению на треть количества дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, причем в 69% случаев жалобы были военными судами удовлетворены.
Данная тенденция сохранилась и в 1997 году. По данным ряда военных судов гарнизонов Приволжского военного округа, число дел, связанных с рассмотрением жалоб военнослужащих, превышает аналогичные показатели 1996 года.
Таким образом, несмотря на ограниченную подведомственность гражданских дел военным судам, последние все же становятся действенным инструментом защиты законных прав и интересов военнослужащих. Эта тенденция получает дальнейшую поддержку в российском общественном сознании, закрепляется в проекте федерального конституционного закона о военных судах РФ. Проект закона закрепляет направленность военных судов прежде всего на защиту прав и свобод военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, прав и законных интересов войсковых частей, предприятий, учреждений и организаций.
Проект закона предполагает увеличить полномочия военных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Кроме уже известной и ставшей традиционной защиты "прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от решений и действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц", проект закона предусматривает предоставление подобной защиты гражданам, уволенным с военной службы, в случае совершенных в отношении них решений и действий (бездействия) во время прохождения ими военной службы (военных сборов). Военная коллегия Верховного Суда РФ в своих определениях не раз указывала на необоснованность отказа в приеме жалоб уволенных с военной службы граждан: ведь законные права и интересы данных лиц были нарушены в период прохождения ими военной службы (сборов).
Новацией проекта закона представляется возложение на военные суды обязанности рассматривать гражданские дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, по которым одной из сторон являлись бы военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, войсковые части, предприятия, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также всех других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, - при согласии сторон на рассмотрение дела в военном суде.
На военные суды также впервые возлагается в случаях, предусмотренных законодательством России, рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов и гражданами, проходящими военные сборы.
Проект закона закрепляет традиционную подведомственность и подсудность военным судам всех гражданских, административных, уголовных и других дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции, в тех местностях, где отсутствуют иные, кроме военных, суды общей юрисдикции, а также за пределами Российской Федерации.
Судебная реформа в Российской Федерации предусматривает создание института мировых судей в российском судопроизводстве. Рассмотрение дел, подсудных мировому судье, в проекте предполагается возложить на "судью гарнизонного военного суда единолично в установленном для гарнизонного военного суда процессуальном порядке".
В случае рассмотрения военными судами гражданских дел по первой и второй инстанции полномочия надзорной инстанции проект закона возлагает на Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, после принятия федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" резко возрастет объем дел, рассматриваемых каждым из имеющихся ныне 139 военных судов. Это вызывает необходимость заранее позаботиться о необходимой цивилистической гражданско-правовой и процессуальной подготовке как имеющихся 751 военного судьи, так и тех, кто готовится встать в строй военных судей.
Проанализируем структуру дел, рассматриваемых военными судами.
Тяжелое финансово-экономическое положение Вооруженных Сил, регулярное и систематическое их недофинансирование порождают большое количество жалоб - подчас до двух третей от всего их числа (55% - в 1995 году, 67% - в 1996 году) - на необеспечение военнослужащих положенными видами довольствия. Причем наиболее трудными для рассмотрения являются жалобы:
на несоблюдение законодательства при оказании военнослужащим безвозмездной финансовой помощи на строительство или приобретение жилья;
на нарушение прав военнослужащих при получении страхового пособия в связи с признанием их не годными к военной службе;
на нарушение прав военнослужащих, проходящих службу по контракту в войсковых частях и учреждениях, где согласно действующему законодательству установлена система премирования, на получение единовременного денежного вознаграждения по итогам года.
Другая разновидность жалоб военнослужащих связана с нарушениями порядка увольнения с военной службы: 19% жалоб в 1995 году и 14% - в 1996 году. Наибольшую сложность здесь вызывают такие проблемы, как: порядок увольнения военнослужащих при наличии у них нескольких оснований для этого; разрешение жалоб военнослужащих на отказ в досрочном увольнении в связи с невыполнением условий контракта со стороны Министерства обороны Российской Федерации.
Эти проблемы вызываются прежде всего несовершенством военного законодательства, которое, хотелось бы надеяться, будет устранено с принятием нового федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Другая причина - неясность юридической природы контрактной службы.
Следует отметить опережающую роль судебной практики для развития военного законодательства. В Законе РФ "О воинской обязанности и военной службе", принятом в 1993 году, вообще не было предусмотрено такого основания для досрочного увольнения граждан с военной службы, как невыполнение Министерством обороны условий контракта о прохождении военной службы. Эти военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в соответствии с п.7 ст.10 Закона РФ "О статусе военнослужащих" не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, ставились в явно ущемляющее их права и интересы положение. Судебная практика военных судов - начиная с гарнизонной и заканчивая Военной коллегией Верховного Суда России - разрешала данные споры об увольнении с военной службы исходя из контракта о прохождении военной службы как двустороннего договора, распространяя на рассмотрение споров в связи с заключением, исполнением и расторжением этих контрактов все правила искового судопроизводства. В новой редакции Закона законодатель учел этот подход военных судов при определении оснований для увольнения с военной службы.
Тем не менее жизнь убедительно доказала, что в целях повышения уровня социально-правовой защищенности военнослужащих необходимо учитывать процессуальные особенности всех оснований увольнения военнослужащих с военной службы и, в первую очередь, таких неоднозначных оснований, как увольнение за совершение порочащего честь военнослужащего поступка, невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями, отказы в продлении контракта о прохождении военной службы для отдельных категорий военнослужащих (в частности, с женщинами-военнослужащими, имеющими детей в возрасте до 8 лет).
Немалую долю жалоб, рассмотренных военными судами (до 10%), составляют жалобы военнослужащих на необеспечение их жильем, в первую очередь на нарушение очередности при распределении жилья или увольнение с военной службы без предоставления жилья.
Многие проблемы в данной сфере вызваны устаревшей ведомственной нормативной базой. Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте было утверждено приказом Министра обороны СССР еще в 1975 году и во многом противоречит даже действующему Жилищному кодексу РСФСР.
Касаясь чисто процессуальных особенностей деятельности военных судов по рассмотрению жалоб военнослужащих, можно отметить нереальность установленного законом срока рассмотрения жалоб - 10 суток. Число дел, рассмотренных с превышением указанного срока, неуклонно, как показывает обобщение судебной практики, возрастает. Причины подобного явления, как правило, объективны: первичное звено военной судебной системы - гарнизонный военный суд нередко обслуживает территорию, равную по площади одной, а то и нескольким областям. Поэтому в случае прохождения заявителем военной службы не в месте дислокации военного суда подготовка к судебному заседанию затягивается обычно на гораздо больший срок, чем установлено законом. Это ведет к массовому нарушению закона, причем с самых первых шагов в судопроизводстве по рассмотрению конкретного дела. Думается, для устранения подобных ситуаций следовало бы предоставить Военной коллегии Верховного Суда или военным судам военных округов и им равным право корректировать применительно к местным условиям указанные сроки.
Как известно, действующий ГПК устанавливает ограничения в возможности судебного обжалования действий (решений) органов военного управления и воинских должностных лиц (ст.239.3 ГПК). Это, в частности, индивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации.
Но это положение противоречит гарантированному Конституцией России праву каждого на судебную защиту его прав и свобод: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п.2 ст.46 Конституции РФ).
Одной из сложнейших проблем, стоящих перед военными судами, является разрешение споров о возмещении морального вреда.
Пункт 5 ст.18 Закона РФ "О статусе военнослужащих" предусматривает гарантию возмещения военнослужащим морального и материального ущерба, причиненного им противоправными действиями должностных лиц органов государственного и военного управления в результате незаконного понижения в должности или воинском звании, несоблюдения условий контракта, незаконного лишения прав и льгот. Таким образом, имеет место случай, когда законом предусматривается компенсация морального вреда, причиненного действиями, нарушающими имущественные права гражданина (ст.1099 ГК). Возмещение морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, предусмотрено ст.151 ГК. Таким образом, военнослужащий во всех случаях имеет право на возмещение причиненного ему морального вреда.
Но процессуальное обеспечение возмещения морального вреда военнослужащим еще ждет исследования. Практически нет научно обоснованных рекомендаций как по определению самого наличия морального вреда, так и по определению размера компенсации морального вреда, в силу чего наблюдается далеко не всегда оправданный субъективизм в разрешении данных вопросов.
Неясен вопрос об индексации размера причиненного ущерба, особенно в случаях значительного опоздания выплаты заявителю причитающихся и взысканных судом денежных средств. Без использования научно обоснованного способа индексации невозможно обеспечить реальную компенсацию потерь, связанных с ростом цен, который является, увы, повседневным спутником нашей жизни.
Имеется и немалое число проблем, связанных с исполнением вынесенных военными судами решений. Это, прежде всего, нарушение установленных законом сроков исполнения. Здесь можно указать на две основные причины данного негативного явления, подрывающего в самом корне авторитет судебной власти и уважение к ней. Взыскание в пользу заявителей различных денежных выплат нередко не исполняется по причине отсутствия на расчетных счетах войсковых частей денег из-за ненадлежащего финансирования Вооруженных Сил. Свою лепту в затягивание сроков вносит также неисполнение судебных решений о совершении определенных действий должностными лицами, незнание или умышленное игнорирование требований закона об обязательном исполнении судебного решения.
Закон предоставляет суду возможность воздействовать на нерадивых ответчиков как в форме возбуждения уголовного дела по признакам ст.315 Уголовного кодекса РФ, так и путем обращения взыскания на имущество должника или наложения штрафа в порядке ст.406 ГПК. Но судьи прибегают к ним крайне редко. И даже в случае применения этих санкций они обезличиваются: их налагают на войсковую часть, поэтому страдает не виновное должностное лицо, а весь личный состав части, организации, предприятия.
Таким образом, при рассмотрении военными судами жалоб военнослужащих на решения и действия (бездействие) органов военного управления и воинских должностных лиц возникает немало проблем, нуждающихся в исследованиях и законодательном урегулировании.
Синюков В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрение гражданских дел военными судами
Автор
Синюков В. - преподаватель военного права Пензинского высшего артилерийского инженерного училища
Российская юстиция, 1998, N 5, стp. 39