О праве суда выйти за пределы исковых требований
Статья 195 ГПК РСФСР (в редакции Федерального закона от 30 ноября 1995 г.) предусматривает правило, согласно которому суд обязан разрешить дело в пределах заявленных истцом требований. Однако суд вправе выйти за эти пределы, если признает это необходимым для защиты прав и охраняемых законом интересов истца, а также в других случаях, предусмотренных законом. На практике применение данной нормы вызывает большие затруднения, поскольку закон не раскрывает самого понятия "выход за пределы заявленных требований".
Представляется, что при анализе ст.195 ГПК необходимо учитывать два момента. Во-первых, в ст.195 ГПК речь идет о выходе за пределы исковых требований исключительно по инициативе суда, т.е. независимо от согласия на то истца. Во-вторых, в ст.195 ГПК имеются в виду два способа выхода суда за пределы исковых требований: разрешение судом незаявленных истцом требований, тесно связанных с заявленными, а также изменение иска. Разрешение судом незаявленных истцом требований, тесно связанных с заявленными, представляет собой исключение из действия принципа диспозитивности, а поэтому допускается только в случаях, прямо указанных в законе (ст.ст.36, 39 ГПК, ч.2 ст.24 Семейного кодекса РФ). Что же касается права суда на изменение заявленного истцом иска, то суд, исходя из установленных в процессе судебного разбирательства обстоятельств дела, вправе независимо от согласия на то истца уточнить предмет, основание и субъектный состав иска.
Право суда на уточнение субъектного состава иска, т.е. сторон, путем привлечения в процесс не указанных истцом лиц ограничено случаями обязательного пассивного соучастия, иначе говоря, случаями привлечения в процесс обязательных соответчиков. Что же касается предмета иска, то суд по своей инициативе в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела, по общему правилу, может только уточнять его путем увеличения или уменьшения размера исковых требований (см., например, ст.1083 ГК РФ, п.2 ст.39 Семейного кодекса). Предмет иска также может быть изменен путем замены одного способа защиты субъективного права или законного интереса истца другим. Такое изменение возможно только в исках с альтернативным предметом, т.е. в исках, которые представляют собой требования о защите права или интереса, для которых закон предусматривает несколько (альтернативных) способов защиты одного и того же субъективного права или интереса. К искам с альтернативным предметом относятся, например, требования, указанные в ст.ст.398, 475, п.2 ст.687 ГК РФ. Поскольку право выбора одного из альтернативных способов защиты права (интереса) принадлежит истцу, то суд не вправе без согласия истца производить замену одного способа защиты другим, кроме случаев, когда такая замена допускается в силу прямого указания закона. Так, согласно ст.1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела вправе обязать лицо, ответственное за вред, возместить его в натуре (передать вещь того же рода и качества) либо возместить причиненные убытки. Аналогичное право суда на изменение предмета иска, заявленного участником долевой собственности, предусмотрено п.4 ст.252 ГК РФ.
Наконец, суд по своей инициативе вправе изменять основание иска лишь в форме его уточнения. Под таковым понимается его дополнение путем включения в состав основания иска фактов, имеющих юридическое значение для дела, но не указанных истцом, либо исключение из основания иска некоторых из указанных истцом фактов, не имеющих юридического значения для дела. Предоставление суду права уточнять фактическое основание иска обусловлено тем, что лица, заявляющие требование о защите своего или чужого права (интереса), не всегда могут правильно определить, какие факты реальной действительности имеют юридическое значение для данного дела. Право и вместе с тем обязанность суда уточнять основание иска прямо вытекают из ч.2 ст.50 ГПК РСФСР, действующей в редакции Федерального закона от 30 ноября 1995 г. В ней сказано: "суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела... ставит их на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались".
Итак, из изложенного следует вывод о том, что в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела и заслуживающих внимания интересов истца суд по своей инициативе в порядке ст.195 ГПК вправе лишь уточнить состав лиц, участвующих в деле на стороне ответчика, основание и предмет иска. Что же касается изменения иска путем замены сторон, основания и предмета, то право на такое изменение иска предоставляется суду в силу принципа диспозитивности только с согласия истца, за исключением случаев замены предмета иска в силу прямого указания закона. Кроме этого, сравнительный анализ и толкование ст.ст.213 и 195 ГПК дают основание утверждать, что запрет на изменение основания и предмета иска при рассмотрении дела в порядке заочного производства не распространяется на право суда уточнять основание и предмет иска. а в случаях, указанных в законе, производить замену предмета иска.
Осокина Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О праве суда выйти за пределы исковых требований
Автор
Осокина Г. - заведующая кафедрой гражданского процесса Томского государственного университета, профессор, 1998 г.
Российская юстиция, 1998, N 6, стp. 40