Пределы правового регулирования азартных игр
С принятием второй части Гражданского кодекса Российской Федерации впервые был введен новый институт регулирования общественных отношений, связанный с проведением игр и пари. Как показывает исторический опыт дореволюционной России, законодательство того периода к ним относилось достаточно негативно.
Скажем, так называемый "заем по игре", составляющий в сущности не заем, а долг по игре, образовавшийся вследствие проигрыша, был недействителен, хотя бы обе стороны и были согласны на установление обязательства займа. На это указывалось в Своде законов гражданских (ч.4 ст.2014).
В целом такое отношение к играм и пари сохранилось в гражданском праве. Анализ ст.1062 ГК РФ показывает, что стороны в результате участия в игре или пари не наделяются правами и обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных п. 5 ст.1063 ГК РФ.
Вместе с тем ст.1062 ГК РФ вводит в действие институт защиты потерпевшей стороны от участия в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари. Причем защите подлежат только участники игр и пари.
Следует признать, что содержание ст.1062 ГК РФ имеет необычный для российского права характер.
Что конкретно понимается под играми, упомянутыми в ст.1062 ГК РФ? Постановка этого вопроса важна с точки зрения действующего административного и уголовно-исполнительного законодательства. Статья 164.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях гласит: участие в азартных играх (в карты, рулетку, "наперсток" и другие) на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях - влекут предупреждение или наложение штрафа с конфискацией игральных принадлежностей, а также денег, вещей и иных ценностей, являющихся ставкой и игре, или без таковой. Повторное правонарушение такого рода является квалифицирующим признаком, что может повлечь за собой более строгую ответственность.
В соответствии с п.6.3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 26 января 1996 г. N 41, подозреваемым и обвиняемым запрещается играть в карты и другие азартные игры. Согласно ч.3 п.3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом МВД России от 30 мая 1997 г. N 330, осужденным запрещается играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды.
Таким образом, с одной стороны, мы наблюдаем достаточно четкое отрицательное отношение к этому явлению, с другой - разнобой в терминологии, что вызывает необходимость уточнения понятия игры и азартной игры в частности. Сравнительное исследование гражданского, административного и уголовно-исполнительного законодательства показывает, что здесь существуют серьезные разночтения.
Административное законодательство упоминает лишь об азартных играх, уголовно-исполнительное использует смешанную терминологию (об играх и азартных играх, но в целом направленных на участие в играх с меркантильным интересом), а гражданское - ссылается на игры вообще. Однако нормы ст.1062 ГК РФ дают повод говорить и о том, что речь идет преимущественно об азартных играх, где проигравшая сторона несет имущественную или иную "ответственность" перед выигравшей, имеющую, однако, явно неправовой характер. Поэтому важно выяснить, что понимается под азартными играми вообще. Ведь, как показывает правоприменительная практика, зачастую азартные игры признаются разновидностью мошенничества.
Словари русского языка под "азартом" понимают: случай, случайность, риск, сильное возбуждение, задор, увлечение и т.д. Можно сделать вывод, что азарт как эмоциональная категория преследует человека на протяжении всей его жизни. Без азарта, риска, увлечений невозможно представить себе полноценную жизнь людей. Другое дело - азартная игра как разновидность человеческих страстей, доведенная до пикового состояния и преследующая имущественные интересы участников.
В словаре С.И.Ожегова под азартной игрой понимается такая игра, в которой выигрыш зависит от случая, случайности, расклада карт и т.п. На мой взгляд, более точное определение азартной игры дается в Словаре русского языка (М., 1985): азартная игра - это игра, в которой выигрыш зависит только от случая, а не от умения игрока.
Согласно этому непременным условием всякой азартной игры может служить случай (случайность). С точки зрения гражданского права такая игра может быть отнесена к условной сделке под отлагательным условием. Такого рода сделки иначе называют рисковыми (алеаторными).
Основываясь на вышеизложенном, можно без труда отличить азартную игру от прочих игр.
Тем не менее правовое регулирование игр различными отраслями законодательства должно базироваться на единых принципах.
За общую же точку отсчета, как мне представляется, необходимо принять ст.1062 ГК РФ, являющуюся базовой в регулировании общественных отношений, связанных с организацией азартных игр и участием в них.
Думается, что ст.164.1 КоАП РСФСР утратила свое общественное значение и должна быть упразднена. Об административной ответственности может идти речь лишь тогда, когда азартные игры отягощены обманом, насилием, угрозой или злонамеренным соглашением представителей участников игр с организаторами игр, либо если деятельность участников азартных игр и их организаторов носит прямо запрещенный и т.п. характер.
Иначе складывается ситуация во втором случае. Исторический опыт показывает, что привычка играть в азартные игры в условиях изоляции давно укоренилась в уголовном мире и трансформировалась в "естественные законы" микросреды. Социальная опасность азартных игр в условиях изоляции основана прежде всего на том, что проигравшая сторона зачастую попадает в имущественную или иную зависимость от других лиц. Как показывает практика, чаще всего жертвами посягательств становятся осужденные, которые своевременно не выплачивают карточные и иные долги. Активный поиск денег в уплату долга также ведет к серии правонарушений. По существу, азартные игры в местах лишения свободы давно стали элементом социального паразитирования. Между прочим, в 1996 году в соответствующих учреждениях Хабаровского края было зафиксировано 134 случая участия в азартных играх. Совершенно очевидно, что латентность упомянутых правонарушений довольно высока. Да и с точки зрения действующего законодательства сделки между осужденными в местах лишения свободы не допускаются.
Дерюга Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пределы правового регулирования азартных игр
Автор
Дерюга Н. - кандидат юридических наук, доцент Хабаровской Высшей школы МВД РФ, 1998 г.
Российская юстиция, 1998, N 6, стp. 52