Право на забастовку как новый институт трудового права стран
Восточной Европы
1. На рубеже 80-90-х годов в трудовом праве стран Восточной Европы возник и получил достаточно четкую регламентацию институт права на забастовку. В развитие конституционных норм, закреплявших в числе основных прав и право на забастовку, в этих странах либо были изданы соответствующие законы, посвященные исключительно проблемам реализации права на забастовку (венгерский Закон VII 1989 г. о забастовке, югославский Закон о забастовке от 3 апреля 1991 г., замененный Законом Союзной Республики Югославии (СРЮ) от 19 июня 1996 г.), либо в общем законе о трудовых конфликтах объединялись порядок рассмотрения коллективных трудовых споров и правила реализации права на забастовку (болгарский Закон об урегулировании коллективных трудовых споров от 13 марта 1990 г., польский Закон о разрешении коллективных споров от 23 мая 1991 г.1, румынский Закон N 15 о разрешении коллективных трудовых конфликтов 1991 г., чехо-словацкий Закон о коллективных переговорах от 4 декабря 1990 г.)2. Этими правовыми актами стран Восточной Европы реализовано положение принятого 16 декабря 1966 г. на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах о том, что государства обязуются обеспечить право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны (ст. 8).
Говоря о праве на забастовку как о новом институте трудового права, нужно иметь в виду, что забастовка как явление была известна и в послевоенной жизни практически всех стран Восточной Европы, например забастовки 1972-1973 гг. в Югославии из-за невыплаты заработанного, забастовки шахтеров в Румынии в 1977 г. в связи с неудовлетворяющими их положениями нового пенсионного закона, массовые забастовки в Польше в 80-е годы. Однако эти забастовки не были легитимными, и даже возможность забастовок в социалистическом обществе отрицалась.
2. Конституционное законодательство 80-90-х годов закрепляет право на забастовку как одно из основных прав всех граждан, которое может быть ограничено только законом. Но уже сами конституционные нормы ограничивают рамки данного права предметом требований бастующих: забастовки допускаются только в защиту экономических и социальных интересов. Соответственно в законодательстве о забастовке всех стран предмет трудового конфликта ограничивается требованиями, вытекающими из трудовых и социальных отношений. Прямой запрет выдвижения требований, противоречащих конституции, политических требований содержат законы Болгарии, Венгрии, Румынии.
Общий запрет забастовок предусматривается законодательством в связи с возникшей в стране или ее части чрезвычайной ситуацией. Например, законы Болгарии и Венгрии запрещают забастовку во время стихийного бедствия, препятствующую предотвращению и устранению его последствий; согласно Закону Чехии и Словакии, недопустима забастовка "в случае оборонной готовности и во время чрезвычайных мероприятий" и "в областях, пострадавших от стихийных бедствий, где объявлены чрезвычайные мероприятия". Хотя в законах о забастовке других стран непосредственно не указывается на такую причину запрета забастовки, последняя считается недопустимой в силу специальных законов о чрезвычайном положении.
Большим разнообразием и широтой охвата характеризуются устанавливаемые законодательством запреты или ограничения забастовок по иным основаниям: сфере деятельности, характеру производства, значению данной деятельности в обеспечении нужд населения.
Практически во всех рассматриваемых странах запрещены забастовки в вооруженных силах, органах общественного порядка и иных вооруженных службах, а также в органах суда и прокуратуры. В то же время в них порой весьма значительно различается регламентация забастовок служащих аппарата государственного управления. Так, если законы Польши, Румынии, СРЮ установили абсолютный запрет забастовок государственных служащих, то венгерский Закон допускает их забастовку, но на основе особых правил, определенных соглашением между Советом министров и заинтересованным профсоюзом; законы Болгарии, Чехии и Словакии не содержат оговорок о недопустимости забастовок служащих органов государственного управления.
Основанием запрета забастовки выступает и опасность производства. Венгерский и польский законы установили подобный запрет в общей форме. Согласно венгерскому Закону, "не допускается забастовка, если она непосредственно угрожает жизни, здоровью, физической целостности или окружающей среде". Польский Закон гласит: "Недопустимо прекращение работы в результате забастовочных акций на рабочих местах, сооружениях и оборудовании, прекращение работы на которых угрожает жизни и здоровью людей или безопасности государства". При такой общей формуле запрета решение о допустимости или недопустимости забастовки выносит суд, об этом, например, прямо говорится в венгерском Законе. Законы Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии установили менее или более широкие перечни опасных производств. К ним отнесены прежде всего атомные электростанции (Чехия и Словакия) или вообще электростанции (Болгария, Румыния), нефте- и газопроводы (Чехия и Словакия); в Чехии и Словакии запрещены законом забастовки работников, управляющих воздушным транспортом и обслуживающих его и т.п.; согласно румынскому Закону, не может быть объявлена забастовка "работниками предприятий национальной энергетической системы, оперативной службы атомных реакторов, единиц непрерывного сжигания, при остановке которых возникает опасность взрыва"; Закон СРЮ относит к опасным производствам химическую промышленность, производство стали, черную и цветную металлургию. Законы отдельных стран устанавливают запреты или ограничения забастовок в важнейших отраслях народного хозяйства: на транспорте, в связи, на оборонных предприятиях, а также на предприятиях, выполняющих работы по обеспечению международных обязательств по поставкам продукции, транспортным услугам и пр.
Чаще всего основанием ограничения права на забастовку является потребность в обеспечении снабжения и обслуживания населения. В частности, болгарский Закон полностью запрещает забастовки в сфере здравоохранения; законы же других государств, допуская забастовку медиков, требуют обеспечить необходимый минимум обслуживания населения. Аналогичное требование об обеспечении необходимого минимума обслуживания (например, по румынскому Закону, на одну треть) предусмотрено и в отношении забастовок работников предприятий по снабжению населения важной продукцией (основные продукты питания, электроэнергия, тепло, вода и т. п.), транспортными, коммунальными услугами и т.д.
В отличие от законов других стран Восточной Европы, Закон СРЮ не содержит прямых запретов забастовок (кроме забастовок государственных служащих, военнослужащих, работников полиции), устанавливая только обязанность бастующих обеспечить выполнение требуемого минимума процесса труда в деятельности, имеющей публичный интерес. При этом в Законе представлен достаточно подробный перечень подобного рода производств и деятельности.
Таким образом, запреты и ограничения забастовок затрагивают значительные контингенты работников и исходят из потребности в обеспечении функционирования государства, интересов и безопасности населения страны.
3. В законах большинства государств Восточной Европы имеются краткие определения понятия забастовки. Эти определения различны по указанным в них элементам и, как любое определение, неполны.
Так, ст.1 Закона СРЮ гласит: "Забастовка есть временное прекращение труда, которое работники организуют для защиты своих экономических интересов на основе труда". В данном определении наряду с другими признаками отмечены организованность и цель прекращения труда. В румынском Законе подчеркивается добровольность прекращения работы, что в законодательстве других стран фиксируется обычно вне рамок определения как запрет принуждения к участию или неучастию в забастовке. Закон Чехии и Словакии, указывая, что "под забастовкой понимается частичное или полное прекращение работы работниками", делает акцент на масштабе забастовки.
Все приведенные законодательные определения в совокупности дают более или менее полную характеристику забастовки как временного прекращения работы, отмечая добровольность участия в ней, ее организованность, масштабность и целенаправленность. Законодательство стран Восточной Европы, как правило, различает забастовки по их уровню, масштабу, от чего может зависеть порядок их объявления. Так, польский и венгерский законы выделяют забастовку работников предприятия и многозаводскую забастовку (в отношении нескольких работодателей); в Чехии и Словакии может проводиться забастовка работников предприятия в связи с заключением заводского коллективного договора и забастовка по поводу заключения коллективного договора высшего уровня (отраслевого); в Законе СРЮ выделены забастовка работников предприятия (или его части), забастовка отраслевая или в определенной области деятельности и генеральная забастовка (в масштабе отдельной республики или союзного государства). И хотя в болгарском и румынском законах не упоминаются забастовки, направленные против группы работодателей, они, безусловно, возможны, поскольку и в этих странах применяется система коллективных договоров - заводских, отраслевых, территориальных, - при заключении которых возможны забастовки. Законы Болгарии, Румынии, СРЮ прямо указывают на допустимость забастовок работников части предприятия. В законодательстве выделяются различные виды забастовок: "собственно" забастовка (все страны), нацеленная на коренное решение вопроса о требованиях работников; символическая забастовка (только Болгария), предупредительная забастовка (кроме Словакии, Чехии) и забастовка солидарности (кроме Румынии и СРЮ). Символическая и предупредительная забастовки предшествуют основной ("собственно") забастовке, в то время как забастовка солидарности с основной забастовкой не связана.
Символическая забастовка по болгарскому Закону, проводится без прекращения работы посредством ношения или установления знаков, плакатов протеста, лент, значков и т.п. и фактически представляет собой предзабастовочную акцию, готовящую коллектив работников к объявлению забастовки и создающую общественное мнение по выдвигаемым требованиям. Румынский Закон установил возможность объявления предупредительной забастовки без прекращения работы, не называя ее символической и не предопределяя форм ее выражения. Надо полагать, что такого рода акции, по сути дела не являющиеся забастовкой, поскольку в них отсутствует основной признак забастовки - прекращение выполнения работы, возможны и в других странах.
Предупредительная забастовка с прекращением работы в течение определенного времени (до 1 часа - в Болгарии и СРЮ, до 2 часов - в Венгрии, Польше, Румынии) может объявляться либо в период рассмотрения коллективного трудового спора (Венгрия, Польша), либо после его безуспешного рассмотрения (Болгария, Румыния) и свидетельствует о решимости трудового коллектива объявить забастовку при неудовлетворении его требований.
Забастовка солидарности допускается в поддержку законной забастовки работников других предприятий (Болгария, Венгрия). Но по чехо-словацкому Закону такая забастовка возможна при условии, что работодатель работников, объявляющих забастовку солидарности, в силу хозяйственных связей может влиять на удовлетворение требований работников другого предприятия, проводящих забастовку. Согласно польскому Закону, забастовка солидарности может быть объявлена только в поддержку требований работников, не имеющих права на забастовку. Продолжительность забастовки солидарности прямо ограничена лишь польским Законом: она может длиться не свыше половины рабочего дня.
4. Как и в процессе рассмотрения коллективного трудового спора3, представителем интересов работников выступает обычно профсоюзный комитет предприятия, его части либо вышестоящий профсоюзный отраслевой или территориальный орган. При отсутствии всеобщности и единства профсоюзного движения в странах Восточной Европы, возможной множественности профсоюзных организаций на предприятии, в отрасли законодательством ряда государств (Болгария, Румыния, СРЮ) установлено, что работники могут сами образовать орган, который будет выступать их представителем при объявлении и проведении забастовки. Для обозначения органа, создаваемого профсоюзом или избираемого работниками для проведения забастовки, мы используем термин "организатор забастовки", хотя нужно иметь в виду, что в законах отдельных стран этот орган именуется по-разному, например "забастовочный комитет" - в СРЮ, "организатор забастовки" - в Польше и Румынии, "соответствующий профсоюзный орган" - в Чехии и Словакии.
В отношении полномочий организатора забастовки на ее объявление и проведение в законах отдельных стран существуют значительные различия. Так, по Закону СРЮ, генеральная и отраслевая забастовки могут объявляться решением соответствующего профсоюзного органа в силу уставных положений, в то время как забастовка на предприятии - либо профсоюзным комитетом, либо решением большинства работников, которые в этих целях избирают забастовочный комитет. В Румынии решение об объявлении забастовки выносится профсоюзом с согласия как минимум половины его членов, но для работников, не объединенных в профсоюзы, такое решение принимается путем тайного голосования с согласия не менее половины их численности. В соответствии с Законом Польши, где забастовка всегда объявляется только профсоюзным органом, профсоюз выступает организатором забастовки тогда, когда в голосовании, в котором должны участвовать не менее 50 % работников, за забастовку выскажется их большинство (при многозаводской забастовке голосование по тем же правилам проводится на каждом предприятии); если на предприятии нет профсоюзной организации, то решившие бастовать работники должны обратиться к профсоюзному органу (по их выбору) с просьбой выступить организатором забастовки. Чехословацкий Закон, тоже предусматривающий объявление забастовки только профсоюзом, устанавливает, что последний может сделать это с согласия большинства работников предприятия. В Болгарии забастовка объявляется решением большинства работников, которые определяют также орган, который будет проводить забастовку: профсоюзный комитет или избранный работниками орган.
Следовательно, в большинстве стран профсоюзные органы пользуются правом объявить забастовку только при поддержке большинства (в Польше возможно и меньшинство) работников или членов профсоюза (Румыния).
Забастовка - прежде всего форма экономического давления на работодателя в целях благоприятного для работников разрешения трудового конфликта; она служит крайним средством такого разрешения. Забастовка сопровождается значительным экономическим ущербом для работодателя и связана с материальными лишениями бастующих. Поэтому, например, польский Закон прямо требует от организаторов забастовки, чтобы при принятии решения об объявлении забастовки (а это относится и к голосующим за забастовку работникам) принималась во внимание соизмеримость требований с потерями, связанными с забастовкой. Организатор забастовки должен обычно в письменной форме сообщить работодателю о дате начала забастовки, о выдвигаемых работниками требованиях и представить другие необходимые документы. Так, согласно чехо-словацкому Закону, работодателю должно быть сообщено, когда будет начата забастовка, указаны ее причины и цели, представлены поименный список представителей соответствующего профсоюзного органа, которые вправе представлять участников забастовки, и не менее чем за один день до начала забастовки поименный список бастующих.
О забастовке работодатель должен быть извещен в Болгарии за 7 дней до ее начала, в Польше и СРЮ - за 5 дней (в определенных случаях в СРЮ - за 10 дней), в Словакии и Чехии - за 3 рабочих дня, а в Румынии - за 48 часов. Предупредительная забастовка в основном везде объявляется без уведомления работодателя, и только Закон СРЮ установил, что о такой забастовке работодатель должен быть извещен за 24 часа до ее начала. При объявлении забастовки солидарности применяются общие правила о сроке.
5. До начала забастовки конфликтующие стороны согласовывают меры по обеспечению необходимого объема деятельности бастующего предприятия, когда законодательство допускает возможность забастовки при условии ограничения ее масштаба, а также по выполнению тех работ на предприятии, прекращение которых недопустимо. Так, согласно болгарскому Закону не позднее чем за 3 дня до начала забастовки работники и работодатель письменным соглашением должны обеспечить условия для осуществления в течение забастовки деятельности, неисполнение или приостановка которой может создать опасность: 1) для удовлетворительного коммунально-бытового и транспортного обслуживания населения и приостановки теле- и радиовещания; 2) нанесения непоправимого ущерба общественному или личному имуществу или природной среде; 3) для общественного порядка. Чехо-словацкий Закон подробно описывает виды работ, выполняемых для поддержания жизнедеятельности предприятия, определяя, что организатор забастовки обязан оказывать работодателю в течение всего времени забастовки необходимое содействие в обеспечении охраны оборудования от повреждения, утраты, уничтожения или злоупотребления и эксплуатации оборудования, если этого требуют его характеристики или цель, с учетом безопасности и охраны здоровья либо возможности возникновения ущерба данному оборудованию.
Общая обязанность организаторов забастовки сотрудничать с работодателем в целях обеспечения минимума работ установлена в законах и других стран.
При решении вопроса о выполнении бастующими определенного минимума работ возможны споры между сторонами конфликта, которые разрешаются обычно путем переговоров. Так, в соответствии с болгарским Законом по этому вопросу не менее чем за 3 дня перед началом забастовки заключается письменное соглашение. При недостижении соглашения спор решается единоличным арбитром или арбитражной комиссией. Закон же СРЮ исходит из того, что определение минимума работ - право и обязанность учредителя либо директора, которые должны учитывать мнение, замечания и предложения профсоюза; порядок обеспечения минимума процесса труда определяется актом работодателя в соответствии с коллективным договором; если за 5 дней до начала забастовки это не будет обеспечено, то решение о мерах и порядке выполнения минимума труда принимает государственный орган или орган местного самоуправления.
6. И до начала забастовки, и в ходе нее конфликтующие стороны обязаны принимать меры к разрешению конфликта, к предотвращению забастовки и к прекращению начатой забастовки. Урегулирование конфликта должно обеспечиваться личными переговорами сторон, использованием посредничества незаинтересованных в конфликте лиц и органов в ходе переговоров сторон и иными подходящими способами. Так, Закон СРЮ предусматривает: "Забастовочный комитет и представитель органа, которому объявлена забастовка, обязаны со дня объявления забастовки и во время забастовки стремиться к решению возникшего спора соглашением.
По приглашению сторон спора в переговорах о решении возникшего спора соглашением могут включаться представители профсоюза, если профсоюз не является организатором забастовки, соответствующего объединения работодателей, если забастовка не направлена против них, и представители надлежащих государственных органов или органов местного самоуправления". Отказ любой стороны спора от переговоров расценивается как нарушение закона.
Кроме общей обязанности вести переговоры, законы стран Восточной Европы определяют и другие основные обязанности сторон конфликта в ходе забастовки.
Так, в Законе СРЮ отмечено, что "забастовочный комитет и работники, которые участвуют в забастовке, должны организовывать и вести забастовку в порядке, который не угрожает безопасности лиц, имуществу и здоровью людей, предотвращает нанесение непосредственного материального ущерба и обеспечивает возобновление работы по окончании забастовки". Подобное положение, хотя и в иных формулировках, включено в законы и других стран. Как уже упоминалось, организаторы забастовки должны обеспечить выполнение необходимых работ на предприятии бастующими работниками и в этих целях сотрудничать с работодателем. Бастующий работник, которому поручено выполнение таких работ, подчиняется указаниям руководителя работ и несет ответственность за их неисполнение в соответствии с трудовым законодательством. Организаторы забастовки и бастующие не должны создавать препятствий работодателю для выполнения его функций. Недопустимо также принуждение к участию в забастовке отказавшихся от нее работников, но переговоры с ними о присоединении к забастовке не являются нарушением этого запрета, что отмечено в чехо-словацком Законе. Законы о забастовке не определяют способа проведения забастовки. Один лишь болгарский Закон обязывает бастующих работников находиться на своих рабочих местах полное рабочее время, и это можно считать забастовкой в форме "оккупации предприятия".
В свою очередь работодатель не вправе препятствовать деятельности организаторов забастовки. Законами Болгарии и СРЮ запрещены увольнение работодателем бастующих работников и прием на работу на их место новых работников (запрет штрейкбрехерства)4. Согласно болгарскому Закону, работодатель не может после объявления забастовки применить локаут5. Не допустимы действия работодателя по принуждению работников к отказу от участия в забастовке, причем Закон СРЮ приравнивает к таким действиям и "стимулирование" небастующих более высокой оплатой и более благоприятными условиями труда.
7. Участие в правомерной забастовке является правом работника, которое, как отмечено в венгерском Законе, вытекает из трудового отношения. Поэтому законы всех стран подчеркивают, что к работнику в связи с его участием в правомерной забастовке не может быть применена дисциплинарная и иная ответственность. Во всех законах указывается, что за работником, участвующим в правомерной забастовке, сохраняются все права, вытекающие из трудового отношения, кроме права на заработную плату, и права, установленные законодательством о социальном страховании. Период участия в правомерной забастовке включается в трудовой стаж.
Поскольку за время забастовки бастующий работник лишен заработной платы, законы Болгарии и Польши установили, что материальная поддержка бастующих осуществляется из забастовочных фондов, образуемых, как правило, профсоюзами, причем блокирование этих фондов запрещено. В отличие от законов других стран венгерский Закон допускает заключение соглашения о компенсации бастующим утраченной заработной платы.
Участие в незаконной забастовке считается нарушением обязанностей по трудовому отношению и влечет за собой применение всех мер ответственности по трудовому законодательству.
Работникам, не участвующим в забастовке, оплата производится в обычном порядке или в соответствии с нормами об оплате труда при переводе на другую работу, при полном же прекращении работ - как при простое не по вине работника.
8. Законы всех стран (кроме Польши) содержат нормы, более или менее подробно регламентирующие способы прекращения забастовки: соглашение конфликтующих сторон, решение организатора забастовки или бастующих о прекращении забастовки, признание забастовки незаконной (неправомерной).
Соглашение о прекращении забастовки является результатом обязательных переговоров конфликтующих сторон, в ходе которых полностью или частично удовлетворяются требования бастующих. Соглашение - наиболее оптимальный способ прекращения забастовки, при котором учитываются интересы обеих сторон, что вытекает из проведенного в трудовом праве принципа социального партнерства.
Забастовка может быть прекращена односторонним решением организатора забастовки или бастующих. Обычно, когда организатором забастовки выступает профсоюз, он пользуется правом прекратить забастовку. Однако в румынский Закон включено положение, при котором в ходе забастовки большинство членов профсоюза, ведущего забастовку, отказывается от участия в ней, что обязывает профсоюз объявить о прекращении забастовки; аналогичное правило применяется и в том случае, если забастовка объявлена не профсоюзом, а самими работниками. Несколько иной подход представлен в Законе СРЮ, предусматривающем прекращение забастовки решением большинства работников.
Более детально законами Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехии и Словакии урегулированы основания и порядок признания забастовки незаконной (неправомерной), влекущего за собой ее прекращение.
Забастовка считается незаконной, если: нарушен запрет забастовки для данной категории работников; не выполнены условия объявления забастовки (например, забастовке не предшествовало закрепленное в законе обязательное рассмотрение коллективного трудового спора, не обеспечено выполнение необходимого минимума процесса труда на бастующем предприятии); не соблюден порядок объявления забастовки (форма объявления, сроки и пр.). Иски о признании забастовки незаконной (неправомерной) рассматриваются судебными органами. По общему правилу, в суд вправе обратиться работодатель. Болгарский Закон предоставляет такое право и работникам, которые не участвуют в забастовке; чехо-словацкий Закон - и прокурору, а венгерский - тем, "кто имеет правовой интерес в определении правомерности или неправомерности" забастовки, не конкретизируя круг субъектов. Для рассмотрения таких исков в суде предусмотрены краткие сроки: 3 дня - в Румынии, 5 дней - в Венгрии, 7 дней - в Болгарии. Решение суда по этим искам в Болгарии и Венгрии окончательное, в Румынии допускается кассационная жалоба. Польский Закон, перечисляя случаи недопустимости забастовки и устанавливая ответственность за забастовку, организованную вопреки предписаниям закона, не содержит механизма признания забастовки неправомерной, но как любой правовой спор это входит в компетенцию судебных органов. Только румынский Закон предусматривает возможность временной приостановки забастовки, но лишь при условии, "если она нарушает интересы национальной экономики или интересы гуманного порядка". Механизм разрешения конфликта в данном случае таков: 1) Верховный суд юстиции по требованию работодателя может приостановить такую забастовку на срок до 90 дней; 2) если стороны в течение 20 дней не ведут переговоры, Министерство труда и социальной защиты передает спор на рассмотрение арбитражной комиссии, а забастовка со дня направления предложения о переговорах сторонам и до вынесения решения арбитражем приостанавливается. Арбитраж может вынести решение о прекращении забастовки, и это решение окончательное.
9. Почти все законы, регламентирующие забастовку, за исключением венгерского и чехословацкого, установили административную (денежный штраф), а румынский Закон и уголовную (с наказанием лишением свободы на срок от 3 до 6 месяцев) ответственность за их нарушение той или другой стороной конфликта. Составы нарушений содержат либо отсылку к соответствующим статьям закона (Болгария), либо более или менее их подробное описание. Работодатель несет ответственность за принуждение работника к неучастию в забастовке, а в СРЮ - за установление более высокой заработной платы или предоставлению более благоприятных условий труда для работников, не участвующих в забастовке. Согласно законам Болгарии и СРЮ, работодатель может быть привлечен к административной ответственности за запрещенный прием на работу новых работников. Кроме того, в Болгарии работодатель подвергается штрафу за объявление локаута и увольнение работника после объявления забастовки, за блокирование забастовочного фонда, а в СРЮ - за необеспечение минимума процесса труда, что входит в обязанности работодателя. Возможности привлечения к административной ответственности работодателя увеличиваются, когда в законе его ответственность выражается весьма общей формулой "за неисполнение обязанностей, установленных этим Законом" (Польша).
Организаторы забастовки и бастующие могут привлекаться к ответственности за принуждение к участию в забастовке и препятствование работникам, не участвующим в забастовке, продолжать работу. Организаторы забастовки ответственны также за соблюдение правил объявления забастовки. Бастующие работники, которые отказываются выполнять распоряжения руководителя при обеспечении минимума процесса труда, по Закону СРЮ подлежат штрафу в административном порядке.
Если в ходе забастовки неправомерными действиями организаторов забастовки работодателю был причинен имущественный ущерб, то на основании законов Польши, Румынии, Чехии и Словакии организаторы забастовки могут быть привлечены к имущественной ответственности по нормам гражданского законодательства.
-------------------
1 В Польше право на забастовку было определено еще Законом о профессиональных союзах от 8 октября 1982 г.
2 В дальнейшем при ссылках на указанные законы мы будем пользоваться терминами "болгарский Закон", "венгерский Закон" и т.д.
3 Подробнее о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров см.: Миронов В.К. Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) в странах Восточной Европы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1997. N 2. С. 71-82.
4 Закон СРЮ допускает в качестве исключения прием новых работников при возникновении угрозы безопасности лиц и имущества, обеспечению минимума процесса труда, который предохраняет имущество и лиц, а также выполнению международных обязательств.
5 В Законе Чехии и Словакии установлены те же условия, запреты и ограничения локаута, что и при забастовке, но запрета применения локаута во время забастовки нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право на забастовку как новый институт трудового права стран Восточной Европы
Автор
Миронов В.К. - доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник
Вестник Московского унивеpситета, Серия 11, Право, 1998, N 2