Биржевые правонарушения
Устанавливая квалификационные границы понятия "биржевое правонарушение", следует помнить, что в рассматриваемую категорию, помимо прочих, входят всевозможные нарушения, непосредственно или косвенно связанные с биржевой деятельностью (т.е. необязательно совершенные в процессе самой биржевой деятельности), а также нарушения не только нормативных актов, но и биржевых обычаев.
Биржевые правонарушения могут иметь различный характер, но все же их можно объединить в несколько групп.
1. В зависимости от характера и обстоятельств совершения существуют:
а) так называемые "чисто биржевые" правонарушения, иными словами - правонарушения, обусловленные исключительно спецификой биржевой деятельности, например, нарушение порядка допуска к биржевой торговле или преднамеренное искажение данных в заявке на включение в листинг;
б) экономические правонарушения общего характера, совершаемые в процессе биржевой деятельности или связанные с нею.
2. В зависимости от порядка установления ответственности принято различать:
а) правонарушения, для которых биржевым законодательством устанавливается особый режим регулирования, в том числе незаконная биржевая деятельность, нарушение порядка раскрытия биржевой информации (ст.36 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"1; ст.31-33, 34 и 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"2; п. 2-4 ст.32 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности", далее - законопроект);
б) правонарушения, к которым применяются общие регулирующие положения: использование биржевых торгов для легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; принуждение к совершению биржевых сделок или к отказу от их совершения и т.д.
3. Биржевые правонарушения можно также классифицировать по степени тяжести подлежащих наложению мер ответственности. В международной практике к биржевым правонарушениям, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность, относятся: манипулирование ценами, понуждение к биржевой спекуляции, незаконная биржевая деятельность, инсайдерские правонарушения, нарушение биржевой тайны и порядка информационного обеспечения.
Перечисленные правонарушения и рассматриваются в настоящей статье.
Ценовое манипулирование
Первоначально данное правонарушение нашло косвенное отражение в абз.11 ст.18 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле": "В правилах биржевой торговли должны быть определены... меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены". Подготовленный законопроект в целом соответствует данной концепции, однако не указывает конкретных форм подобного правонарушения, а в п.4 ст.19 указывает на необходимость включить в правила биржевой торговли меры контроля "над процессом ценообразования в целях недопущения резкого изменения уровней цен, а также манипулирования ими".
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (п.2 ст.51) содержит несколько иную формулировку: "Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг...", к которой примыкает также положение о недопустимости понуждения "к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о... ценах на ценные бумаги...".
Положения действующего биржевого законодательства России не раскрывают состава данного правонарушения. В этой связи предлагаем сформулировать данное понятие следующим образом. Манипулирование есть умышленное воздействие на цену с целью обмана или введения участников биржевой торговли и иных заинтересованных лиц в заблуждение относительно действительного процесса ценообразования в целях извлечения выгод или преимуществ для себя лично или других лиц. Итак, целью манипулирования всегда является обман или введение других лиц в заблуждение. Под последними понимается не только сторона по биржевой сделке, но и все лица, у которых может возникнуть интерес к заключению биржевой сделки под влиянием наступившего заблуждения. Способ воздействия может быть различным. Из этого вытекает важный вывод о том, что манипулирование основывается не только на предоставлении умышленно искаженной или недостоверной информации (ср. с определением понятия "недобросовестная реклама" в ст.34 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Манипулирование может также осуществляться путем заключения мнимых и притворных сделок, предъявления мнимых биржевых заявок, подкупа средств массовой информации, курсовых маклеров, участников или организаторов биржевой торговли и т.д. Более того, в данном контексте вообще неправильно ставить вопрос о том, какие средства объективно могут быть использованы для манипулирования: для установления факта манипулирования достаточно наличия у правонарушителя стремления к введению в заблуждение путем осуществления тех или иных действий (dolus eventualis).
Объектом манипулирования является цена той или иной биржевой ценности. На наш взгляд, рассматриваемое понятие выходит за рамки манипулирования собственно биржевым курсом, и речь должна идти как о биржевой, так и рыночной цене. С одной стороны, заблуждение относительно действительного биржевого курса может привести к значительному имущественному ущербу при заключении сделок на идентичные ценности вне биржи. С другой - рыночная цена оказывает непосредственное воздействие на формирование биржевого курса. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" учитывает подобные действия на всем рынке ("не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг" - п.2 ст.51). В то же время действующий в настоящее время Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (абз.4 п.3 ст.36) и подготовленный законопроект (абз.7 п.3 ст.32) рассматривают воздействие на процесс ценообразования только на бирже.
Важнейшей предпосылкой для установления факта манипулирования является наличие у правонарушителя умысла. Правонарушитель должен иметь намерение извлечь выгоду или преимущество для себя или третьих лиц.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" прямо запрещает осуществление подобных действий только профессиональным участникам рынка ценных бумаг (п.2 ст.51). Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (ст.18) также непосредственно указывает только на участников биржевой торговли в смысле ст.19. Однако из существа принципа биржевого самоуправления (п.2 ст.25 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ст. 13 и 50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг") следует, что биржа вправе распространить запрет на манипулирование ценами, включая ответственность за его нарушение, и на других лиц. Законопроект изначально подходит к регулированию манипулирования ценами более обобщенно и не содержит каких-либо ограничений в отношении круга возможных правонарушителей: "Существенным условием договора биржевого посредничества является признание и обязанность исполнения биржевым посредником и клиентом правил биржевой торговли..." (абз.3 п.3 ст.19), "к лицам, нарушившим настоящий Федеральный закон..., Федеральная комиссия применяет административное взыскание в виде штрафа в случаях... нарушения установленного организатором биржевой торговли порядка контроля над процессом ценообразования" (п.3 ст.32).
Порядок ценообразования и осуществление контроля за его соблюдением относятся к компетенции бирж. Они устанавливаются в правилах биржевой торговли или иных внутренних регламентах и подлежат публичному раскрытию (ср. п.7.1 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 23: "Организатор торговли обязан утвердить: процедуры, предотвращающие и выявляющие манипулирование ценами:" и абз.3 ст.9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг": "Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть: любому заинтересованному лицу: правила, ограничивающие манипулирование ценами:"). В качестве основных параметров возможного ценового манипулирования на рынке ценных бумаг устанавливаются:
а) предел превышения цены покупки (продажи) ценных бумаг по отношению к лучшей цене по данной ценной бумаге в течение торговой сессии (в процентах)3;
б) контрактный объем4.
При этом в качестве мероприятия по предотвращению ценового манипулирования, по мнению ГТС, выступает подтверждение действительности совершенной сделки, т.е. факт оплаты и передачи прав собственности на ценные бумаги.
Биржа, как правило, применяет к правонарушителям следующие меры дисциплинарного воздействия:
а) увольнение с работы должностных лиц и служащих биржи (также с наложением штрафа);
б) исключение нарушителя или представителя нарушителя из выборных коллегиальных органов биржи;
в) временное отстранение от участия в биржевых торгах участника биржевой торговли или его сотрудников, приостановление или отмена соответствующей регистрации;
г) наложение штрафа на участников биржевой торговли;
д) исключение из членов биржи, аннулирование статуса посетителя биржевых торгов.
При известных обстоятельствах для защиты интересов инвесторов и своих членов от результатов манипуляционных действий биржа может применять меры экстренного характера вплоть до временного приостановления биржевых торгов.
Наряду с этим для российского биржевого законодательства характерно вынесение вопроса о применении мер административной ответственности за манипулирование ценами на надбиржевой уровень (в государственные и негосударственные надзорные инстанции). Так, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (абз. 2 п.2 ст.51) предусматривает, что факт манипулирования ценами со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг "является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкций, предусмотренных для членов саморегулируемых организаций". Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (п.3 ст.36) особо выделяет санкции КТБ в случае нарушения биржами "порядка контроля за механизмом ценообразования". Законопроект "О биржах и биржевой деятельности" закрепляет указанные полномочия за Федеральной комиссией по биржевой деятельности. Она вправе наложить штраф в 100-кратном размере минимальной оплаты труда (п.3 ст.32) и обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица или лишении гражданина статуса индивидуального предпринимателя (там же, п.5).
Факт манипулирования признается в судебном порядке (п.2 ст.51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), т.е. законодательство исходит из оспоримости биржевых сделок, заключенных на основе манипулирования ценами. Биржевое законодательство прямо не перечисляет лиц, которые могут предъявлять требования о признании таких биржевых сделок недействительными. По смыслу положений ст.166, 168, 170, 178 и 179 ГК РФ, ст.35 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", п.8 ст.44 и ст.49 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" соответствующими правами обладают потерпевшая сторона, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, КТБ, иные государственные органы, осуществляющие полномочия на биржевом рынке, и организатор биржевой торговли.
В отношении манипулирования находит применение общая отсылочная норма о том, что допустившие его лица несут ответственность в случаях и в порядке, предусмотренных уголовным законодательством РФ (п.1 ст.51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п.1 ст.32 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Однако в УК РФ, в отличие от уголовных законов других стран (например, Criminal Act of Canada), не содержится специального наказания за ценовое манипулирование. В известных случаях подобные правонарушения можно подвести под действие положений ст.165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", ст.178 "Монополистические действия и ограничение конкуренции", ст.182 "Заведомо ложная реклама", ст.204 "Коммерческий подкуп" и некоторых других статей УК РФ.
Биржевая спекуляция
Действующее законодательство России не содержит специальных норм о биржевой спекуляции. При квалификации данного правонарушения следует учитывать два аспекта.
Первый касается установления самого факта биржевой спекуляции. В самых общих чертах суть биржевой спекуляции состоит в получении прибыли из разницы между курсами различных биржевых сделок. Предпосылкой для определения спекулятивного характера той или иной биржевой сделки являются экономические основания ее заключения. Это означает, что не могут быть названы спекулятивными биржевые сделки, направленные на осуществление соответствующих капиталовложений (в том числе на создание инвестиционных портфелей), а также на страхование существующих правоотношений от изменения биржевой конъюнктуры (например, страхование валютных рисков по внешнеторговым операциям, будущих ценовых рисков по товарным операциям или страхование доходности пакета акций).
Второй аспект состоит в том, что на квалификационные критерии не оказывают существенного влияния такие факторы, как:
а) действительный результат спекулятивной сделки, т.е. появление прибыли или убытков у стороны, ее совершившей;
б) характер намерений у сторон по такой сделке относительно ее исполнения;
в) способ окончания правоотношений между сторонами по сделке, например, проведение дифференциального зачета или использование права на отказ от исполнения сделки.
Состав правонарушения образует прямое или скрытое понуждение к биржевой спекуляции, что доказывается следующими обстоятельствами:
1. Должно присутствовать определенное волевое воздействие на потерпевшего, результатом которого является совершение им биржевой спекулятивной сделки.
2. Понуждение к биржевой спекуляции должно сознательно совершаться в целях получения выгод или преимуществ для себя лично или другого лица; в основе его лежит использование неопытности потерпевшего в сфере биржевой торговли. Итогом таких действий часто является заблуждение потерпевшей стороны относительно самой природы биржевой сделки как спекулятивной.
3. Важной квалификационной предпосылкой является следующее обстоятельство: в момент выдачи биржевого поручения на проведении спекулятивной сделки или в момент заключения спекулятивной сделки потерпевшим другая сторона знала или должна была знать о наличии у биржевой сделки качества спекулятивной и о том, что проведение биржевой спекуляции создает или может создать у потерпевшего имущественный ущерб.
4. Признание факта понуждения к биржевой спекуляции осуществляется независимо от наличия правоотношений между потерпевшим и другой стороной в момент понуждения.
5. Правовые формы проведения биржевой спекуляции - осуществление биржевой сделки от своего имени и за свой счет или на основании клиентского договора - не имеют решающего значения.
Цивилистическое значение установления судом факта понуждения к биржевой спекуляции ведет к признанию совершенных биржевых сделок недействительными; при этом находят применение общие положения п.2 ст.167 ГК РФ. Понуждение к биржевой спекуляции попадает под действие ст.178 ГК РФ ("Недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения") и ст.179 ("Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана:").
В уголовной практике в случае понуждения к биржевой спекуляции применяется ст.165 УК РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", а при наличии признаков принуждения - ст.179 УК РФ.
Осуществление незаконной биржевой деятельности
В некоторых случаях лицо не имеет права осуществлять биржевую деятельность. На ее незаконный характер указывают следующие обстоятельства.
1. Отсутствие специального разрешения.
1.1. Безлицензионная биржевая деятельность. Напомним, что существует несколько видов лицензий:
а) лицензия на организацию биржевой торговли для товарных бирж, отделов (секций) биржевых товаров5;
б) брокерская лицензия для биржевых посредников и брокеров, совершающих сделки со стандартными товарными контрактами6;
в) лицензия фондовой биржи7, под которой подразумеваются лицензия по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований и лицензия по операциям с остальными ценными бумагами8;
г) лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг9;
д) лицензия валютной биржи (на основании п.2 ст.4 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле");
е) лицензии ЦБ РФ на проведение банковских операций в рублях и с иностранной валютой (п.5 Правил членства в секции валютного рынка ММВБ).
Таким образом, действующее российское законодательство выработало единый подход к вопросу об обязательном лицензировании деятельности организатора биржевой торговли. При этом законодательство России о ценных бумагах, как и валютное законодательство, требует лицензирования всех видов профессиональной деятельности на биржевом рынке ценных бумаг (абз.1 ст.39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), а законодательство о товарных биржах разрешает получать лицензии лишь для определенных видов деятельности (связанных с товарной биржей и срочных биржевых сделок). Наряду с этим законопроект выделяет расчетную лицензию для биржевых расчетных палат и их членов (п.3 ст.27).
1.2. Отсутствие специального (квалификационного) аттестата у физических лиц, самостоятельно выступающих в качестве участников биржевой торговли либо являющихся руководителями или работниками организаций - участников биржевой деятельности10. В случае отсутствия квалификационных аттестатов у установленных правовыми актами лиц их деятельность является незаконной. Кроме того, при известных обстоятельствах, например при лишении всех руководителей и специалистов аттестатов, незаконной будет считаться и деятельность соответствующих организаций.
1.3. Отсутствие лицензионного свидетельства: свидетельства на право рассмотрения заявлений и выдачу лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки11, или генеральной лицензии на осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг12.
1.4. К указанным лицензиям на осуществление биржевой деятельности тесно примыкают лицензии саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, выдаваемые Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (п.8 ст.42 и ст.50 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
1.5. Кроме того, незаконной является любая деятельность, осуществляемая как биржевая или связанная с биржевой, если для такой деятельности необходимо получение иных лицензий, выдача которых не входит в компетенцию специализированных государственных органов в области биржевой деятельности. Здесь примечательны общие положения п.3 ст.5 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности": "когда законодательством установлено лицензирование деятельности, связанной с оборотом или организацией оборота какого-либо имущества или информации".
2. Нарушение условий, содержащихся в выданном разрешении, в том числе осуществление деятельности, несовместимой с указанной в лицензии или аттестате, например, одновременная организация торговли на рынке ценных бумаг и иной профессиональной деятельности за исключением депозитарной деятельности и клиринга (ст.10 и абз.1 ст.11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"), сочетание деятельности в качестве фондовой биржи и в качестве организатора внебиржевой торговли (п.3.2 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг), осуществление товарной биржей торговой, торгово-посреднической и иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли (п.2 ст.3 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"); а также продолжение деятельности в случае приостановления действия лицензии или аттестата.
3. Отсутствие регистрации, которое имеет значение в трех случаях.
3.1. Выдача лицензий участникам биржевой деятельности (профессиональным участникам рынка ценных бумаг) предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, о брокерах см.: ст.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п.4 ст.10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле") или юридических лиц (например, об организаторах биржевой торговли см.: ст.2 Федерального закона "О рынке ценных бумах"; п.1 ст.11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср: п.1 ст.8 и п.п.1 и 2 ст.9 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность - незаконно осуществляемой.
Ликвидация юридического лица или прекращение действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является основанием для отзыва лицензии (п.19 Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле от 9 октября 1995 г. N 981), а дальнейшая биржевая деятельность при наличии подобных обстоятельств является незаконной.
3.2. Одновременно с выдачей лицензии специализированные государственные органы должны зарегистрировать устав и правила биржевой торговли. Это правило закреплено в абз.2 п.4.3 Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг: "Лицензия при отсутствии перечисленных документов с печатью Федеральной комиссии и штампом "Зарегистрировано" является недействительной".
3.3. Биржевое законодательство и внутренние биржевые документы устанавливают регистрационную процедуру для надлежащей организации биржевых торгов. При этом товарные биржи обязаны регистрировать участников биржевой торговли и - через посредство последних биржевых брокеров13; члены фондовой биржи регистрируют своих уполномоченных лиц14, далее в срочной торговле клиринговые члены регистрируют своих клиентов15. Из данного обстоятельства вытекает, что деятельность указанных участников биржевой торговли на бирже следует считать противоправной, если соответствующая регистрация на этой бирже отсутствует.
4. Нарушение общих и специальных ограничений и запретов на осуществление той или иной предпринимательской деятельности. Применительно к биржевой деятельности такие запреты актуальны:
а) при учреждении биржи в соответствии с п. 2 и 3 ст.11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле", ст.11 и 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
б) для биржевого членства с учетом положений ст.14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и ст.12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
в) в случае создания биржевых союзов, ассоциаций и других объединений в целях, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства РФ (п.2 ст.4 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле");
г) для служащих биржи: они не могут участвовать в заключении биржевых сделок, создавать собственные брокерские фирмы (п.2 ст.32 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"), являться учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг и самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи (абз.5 ст.11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
д) для государственных должностных лиц и служащих: им нельзя заниматься предпринимательской (в том числе биржевой) деятельностью лично или через доверенных лиц (п.11 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" и п.12 Положения о федеральной государственной службе);
е) при наличии судебного решения о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.47 УК РФ), а также в иных случаях.
Законодательство о товарных биржах и законодательство о ценных бумагах предусматривают меры административной ответственности за безлицензионную деятельность. В этом случае КТБ (п.3 и 4 Положения о КТБ при ГКАП РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152) и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (п.6 ст.51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"):
а) принимают меры по приостановке такой деятельности;
б) публикуют в средствах массовой информации сведения о факте безлицензионной деятельности;
в) письменно извещают нарушителя о необходимости получения лицензии;
г) направляют материалы проверки по фактам безлицензионной деятельности в суд для наложения штрафа на нарушителя или должностных лиц нарушителя (абз.1 п.3 ст.36 Закона РФ "о товарных биржах и биржевой торговле"; абз.6 п.6 ст.51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
д) обращаются с иском с арбитражный суд о взыскании в доход государства неправомерно полученных доходов;
е) обращаются с иском в арбитражный суд о принудительном лишении нарушителя статуса индивидуального предпринимателя.
В случае деятельности участников биржевой торговли и/или их уполномоченных лиц без регистрации на бирже применяются нормы о наложении административных взысканий в виде отстранения от участия в биржевых торгах и взыскании штрафа за нарушение требований внутренних биржевых документов.
Наряду с этим российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконную биржевую деятельность. В соответствии с п.1 ст.171 УК РФ, осуществление незаконной предпринимательской деятельности ("без регистрации либо без специального разрешения (лицензии): или с нарушением условий лицензирования") наказуемо вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет. Определяющим обстоятельством при этом является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечение в результате такой деятельности дохода в крупном размере. Объем наказания существенно возрастает при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности организованной группой, лицом, ранее судимым за подобную деятельность, или если незаконная предпринимательская деятельность сопряжена с извлечением дохода в особо крупном размере (лишение свободы на срок до 5 лет с наложением штрафа). Важно подчеркнуть, что УК РФ не содержит специальных норм о незаконной биржевой деятельности (аналогичных ст.172 - "Незаконная банковская деятельность"). Далее, ст.289 УК РФ ("Незаконное участие в предпринимательской деятельности") устанавливает меры наказания для должностных лиц при учреждении ими организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо при участии в управлении такой организации, если эти деяния связаны с предоставлением указанной организации льгот, преимуществ или покровительства.
К рассмотренному правонарушению (незаконной биржевой деятельности) тесно примыкает еще одно - использование юридическими лицами в их наименованиях и(или) рекламе слова "биржа" без соответствующей лицензии. В связи с этим необходимо выделить следующие моменты. Во-первых, действующее российское законодательство не устанавливает прямой обязанности организатора биржевой торговли внести в свое наименование слово "биржа" (отметим, что такая директивность предлагается в п.4 ст.3 Законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Во-вторых, при установлении ограничений на использование слова "биржа" принимаются во внимание не материально-правовые критерии деятельности биржи, а факт существования биржи в формальном смысле.
На основание неправомерного использования слова "биржа" указывает ст.5 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле". Она гласит: организации, не соответствующие понятию товарной биржи и осуществляющие деятельность иную, нежели установленную в ст.3, не имеют права на "использование в своем названии слов "биржа" или "товарная биржа" и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти слова в любых сочетаниях" (ср: п.5 ст.3 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). В отличие от этого Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" прямо не устанавливает неправомерность рассматриваемых действий. Думается, что это связано с направленностью указанного Федерального закона, в котором регулирование деятельности фондовых бирж занимает относительно небольшую часть объема (ранее подобные ограничения предусматривались п.57 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78). Однако необоснованное использование слова "биржа" в рекламе подпадает под действие абз.2 ст.43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", согласно которой рекламодателю запрещается указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, а сама реклама в этом случае признается недобросовестной (абз.3). В этой связи Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вправе налагать меры административного воздействия, установленные в п.7 ст.51 данного Федерального закона.
Инсайдерские правонарушения
Инсайдерская информация обладает определенными признаками, позволяющими выделить ее из более общей категории информации, составляющей служебную и коммерческую тайну (ее характеристики даны в cт. 139 ГК РФ).
Инсайдерская информация:
а) не является общедоступной (к ней "нет свободного доступа на законном основании", как гласит ст. 31 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"16 (далее Закон о рынке ценных бумаг));
б) всегда имеет прямое или косвенное отношение к предмету биржевой торговли;
в) характеризуется такой взаимосвязью между использованием такой информации и изменением биржевой ситуации, при которой инсайдерская информация оказывает непосредственное ощутимое воздействие на ценообразующие факторы биржевого рынка.
Данное понятие предполагает ввести в правовой оборот подготовленный законопроект "О биржах и биржевой деятельности" (п. 1 ст. 26).
В связи с этим представляет интерес Директива Совета ЕС 89/592 "О координации положений об инсайдерской деятельности" от 13 ноября 1989 г., которая в ст. 1 устанавливает, что инсайдерская информация, не являясь общеизвестной, "в случае опубликования привела бы к значительным изменениям курса" соответствующих ценных бумаг. При этом зарубежное законодательство подразумевает под инсайдерской информацией не только сведения, зафиксированные на определенных носителях, но и не получившие такого отображения (например, сформулированные в устной форме квалифицированные суждения или коммерческие предложения).
В международной практике следует различать первичных и вторичных инсайдеров; оформление правового режима их деятельности различно. Первичные инсайдеры - это физические лица, имеющие прямой доступ к инсайдерской информации вследствие существующих правоотношений с обладателем инсайдерской информации или на ином законном основании. К данной категории относятся следующие лица:
1) выполняющие управленческие функции в организациях-обладателях инсайдерской информации (см. термин "члены органов управления" в абз. 6 ст. 32 Закона о рынке ценных бумаг и примечание к ст. 201 УК РФ);
2) выполняющие управленческие функции в организациях, связанных с обладателем инсайдерской информации посредством имущественного участия или иным способом, позволяющим контролировать деятельность другого лица. Здесь речь идет прежде всего о должностных лицах основных и дочерних обществ (ст. 105 ГК РФ), преобладающих и зависимых обществ (ст. 106 ГК РФ);
3) имеющие определенное участие в капитале обладателя инсайдерской информации или в капитале организаций, указанных в п. 2;
4) выполняющие управленческие функции в организациях, владельцами которых являются лица, отвечающие требованиям п. 3. При этом размер имущественного участия, как правило, устанавливается на уровне показателя, установленного для раскрытия информации.
5) имеющие доступ к инсайдерской информации в силу принятых на себя обязанностей, в том числе лица:
а) являющиеся работниками организаций, указанных в п. 1-4 (определение понятия "работник" содержится в абз. 2 ст. 1068 ГК РФ: таковыми <...признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина...");
б) являющиеся должностными лицами и служащими соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований (понятие "должностное лицо" раскрыто в примечании к ст. 285 УК РФ);
в) осуществляющие на основании закона или иного правового акта представительство лиц, указанных в п. 1-4;
г) лица, выполняющие управленческие функции или являющиеся работниками организаций, состоящих в определенных договорных и иных правоотношениях с обладателем инсайдерской информации (например, управляющие аудиторских фирм, работники брокерских контор, директора кредитных учреждений).
Таким образом, квалифицирующим признаком первичных инсайдеров является их правовой статус или правовой режим деятельности.
Под вторичными инсайдерами понимаются лица, получившие инсайдерскую информацию от третьих лиц (непосредственно или косвенным путем). Следовательно, вторичными инсайдерами могут быть и лица, не имеющие никаких правоотношений с обладателем этой информации. Российское законодательство не выделяет специально первичных и вторичных инсайдеров; о существовании последних упоминается в Законе о рынке ценных бумаг (абз. 2 ст. 33).
Закон о рынке ценных бумаг в ст. 31 вводит определение служебной информации. Таковой признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах и которая ставит лиц, обладающих такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Перечень таких лиц содержится в ст. 32 Закона о рынке ценных бумаг. Это:
а) члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с эмитентом договором;
б) физические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
в) аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
г) служащие государственных органов, имеющих в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.
В связи с этим хочется сделать несколько замечаний. Во-первых, понятие "служебная информация" используется неоднозначно. Закон о рынке ценных бумаг определяет служебную информацию как конфиденциальную: "служебной информацией... признается любая не являющаяся общедоступной информация...". В то же время внутренние документы профессиональных участников рынка ценных бумаг отражают иной подход. Для сравнения процитируем п. 1.1 Приложения N 1 к Положению о предоставлении и раскрытии информации Некоммерческого партнерства "Торговая система РТС": служебная информация есть "любая информация, имеющая отношение к осуществлению Партнерством профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве организатора торговли...", "...составной частью служебной информации является конфиденциальная информация".
Во-вторых, встает вопрос о том, что именно образует состав служебной информации. Положения ст. 31 Закона о рынке ценных бумаг ("информация..., которая ставит... в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг") с учетом ее предметной направленности ("информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах") и ст. 33 того же Закона, устанавливающей запрет на использование такой информации при совершении сделок, позволяют сделать вывод о том, что рассматриваемая информация представляет непосредственный интерес для желающих получить прибыль от ее использования. Иными словами, в Законе о рынке ценных бумаг речь идет тайных сведениях.
В-третьих, использование понятия "служебная информация" приводит к тоу, что значительно сужается круг лиц, обздающих подобной информацией. Например, к держателям пакетов акций эмитента категория служебности не может быть применена в контексте Закона о pынке ценных бумаг. При этом сам перечень, приведенный в ст. 32, представляетя неполным.
В-четвертых, сомнительной представяется сама характеристика информации в рамках Закона о рынке ценных бумаг как служебной. Думается, что лица, перечисленные в ст. 32, располагают коммерческой тайной; косвенно это подтверждается в Законе РФ "О товарных биржах и биржевой торговле17" (далее - Закон о товарных биpжах): "Комиссии, ее должностным лицам и служащим запрещается разглашать информацию о товарных биржах и (или) биржевых брокерах..., содержащую их коммерческую тайну" (абз. 2 п. 4 ст. 36).
И, в-пятых, понятия "инсайдерская" и "служебная информация" не представляются идентичными. Понятие инсайдерской информации является "сквозным" и охватывает как публично-, так и гражданско-правовые аспекты. При этом речь идет не только о коммерческой тайне определенных субъектов предпринимательской деятельности, но и о служебной тайне, включая информацию о самих государственных органах и их служащих, а в известных случаях и о других видах тайных сведений. В связи с этим важно отметить, что подготовленный законопроект "О биржах и биржевой деятельности" не охватывает вопрос об инсайдерской информации целиком и устанавливает, что такой информацией могут обладать "должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц в силу своих должностных возможностей" (п. 1 ст. 26).
В развитие сказанного и с учетом действующих положений рассмотрим виды инсайдерской деятельности, признаваемые противоправными.
1. Прежде всего следует назвать использование инсайдерской информации при совершении биржевых сделок (ср.: ст. 33 Закона о рынке ценных бумаг: "Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок"; п. 2 ст. 32 Закона о товарных биржах: "Служащим биржи запрещается... использовать служебную информацию в собственных интересах"; п. З ст. 26 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности": "Участникам биржевой торговли и их клиентам запрещается использовать инсайдерскую информацию при совершении биржевых сделок"). Запрет на использование инсайдерской информации действует не только при заключении сделок, но и на всех этапах проведения биржевых торгов.
2. Противоправной является передача инсайдерской информации третьим лицам (разглашение). Закон о товарных биржах (абз. 1 п. 4 ст. 36) формулирует данный запрет следующим образом: "полученные КТБ, ее должностными лицами и служащими... данные рассматриваются как конфиденциальные и не подлежащие оглашению без согласия последних". Аналогичной позиции придерживается и Закон о рынке ценных бумаг: "Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права... передавать служебную информацию для совершения сделок третьими лицами" (ст. 33).
3. Под понятие инсайдерского правонарушения подпадает также и умышленное незаконное приобретение инсайдерской информации (п. 1 ст. 183 УК РФ и абз. 2 п. 2 ст. 139 ГК РФ).
4. Международная практика выделяет еще один вид инсайдерских правонарушений, а именно: предоставление основанных на инсайдерской информации рекомендаций и других консультационных услуг относительно осуществления биржевой деятельности (ст. 6 Директивы Совета ЕС). При этом следует учитывать, что само содержание инсайдерской информации остается неизвестным третьим лицам. Российское законодательство не содержит подобного запрета. Последний непосредственно затрагивает деятельность брокерских посредников, которые изучают биржевую ситуацию и обязаны "при совершении... биржевых сделок, затрагивающих интересы клиента, своевременно информировать его об этом (абз. 3 п. 5 ст. 19 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности") и "своевременно предоставлять клиенту полную информацию, связанную с совершением сделок в его интересах, а также с исполнением его поручений" (там же, абз. 5).
Ограничения инсайдерской деятельности вторичных инсайдеров в национальных законодательствах неодинаковы. Так, передавать инсайдерскую информацию и предоставлять на ее основе рекомендации запрещается вторичным инсайдерам только в нескольких государствах - членах ЕС: в Великобритании (Sес.52(1),Sес. 57(2)Crimnal Justice Act 1993), Ирландии (Sес. 108 Companes Асt 1990) и Бельгии (Frt. 183, 184 Закона о финансовых операциях и финансовых рынках от 4 декабря 1990 г.). В любом случае применение санкций к вторичным инсайдерам предусматривает, что они знали или должны были знать о наличии у используемой ими информации качества инсайдерской.
В некоторых странах18 существует еще более жесткая регламентация инсайдерской деятельности: лица, получившие рекомендацию указанного типа и знавшие о ее инсайдерской сущности, рассматриваются в качестве вторичных инсайдеров, и на них распространяется общий запрет на использование инсайдерской информации.
Гражданско-правовые последствия инсайдерских правонарушений
Факт инсайдерского правонарушения устанавливается в судебном порядке, а биржевые сделки, совершенные с использованием инсайдерской информации, признаются судом недействительными.
На лиц, совершивших инсайдерское правонарушение, распространяется положение о возмещении убытков. Основаниями возникновения гражданско-правовой ответственности являются нарушение принятых обязательств и деликт. Право требовать возмещения убытков принадлежит обладателю инсайдерской информации, а в некоторых случаях - и другим лицам, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены в результате совершения биржевых сделок с ее использованием. Наибольшее практическое значение это имеет для тех инсайдерских правонарушений, при которых право подачи соответствующего иска предоставляется участникам биржевой торговли, которые совершали биржевые сделки в течение той же торговой сессии, с теми же биржевыми ценностями и на тех же условиях, что и инсайдер.
В целом привлечение инсайдеров к гражданско-правовой ответственности представляется несколько проблематичным.
Во-первых, определенные сложности создают договорные конструкции, используемые в биржевой торговле. Между инсайдером и другими участниками биржевой торговли, как правило, не возникает ни непосредственных договорных отношений (большинство биржевых сделок совершаются биржевыми посредниками от собственного имени, но в интересах третьих лиц, которые зачастую и выступают в качестве инсайдеров), ни личного контакта (например, при проведении электронных биржевых торгов и наличии клиринговой организации).
Во-вторых, это либо отсутствие, либо труднодоказуемость причинной связи между фактом противоправного использования инсайдерской информации и возникновения убытков у иных участников биржевой торговли. При этом особый механизм ценообразования в биржевой торговле не позволяет применять традиционные подходы для определения размера убытков у потерпевших сторон.
Вследствие этого многие страны не обращаются более к гражданско-правовой ответственности инсайдеров. Для стран ЕС исключение составляют лишь законодательство Ирландии (Sес. 109 Companies Асt 1990) и Португалии (Аrt. 449 Codigo des Sociedades).
Организаторы биржевой торговли используют и такой способ защиты прав ее участников, как пресечение действий инсайдеров, нарушающих права третьих лиц или создающих угрозу их нарушения. Данный метод может применяться использованием механизма биржевого ценообразования, когда регистрации или учету при установлении котировок не подлежат биржевые сделки, в отношении которых у биржи есть веские основания полагать, что они были заключены с использованием инсайдерской информации.
Уголовная ответственность
Уголовно наказуемыми по законодательству РФ являются:
а) незаконное собирание сведений, оставляющих инсайдерскую информацию, целях их разглашения или иного незаконного использования (п. 1 ст. 183 УК РФ);
б) незаконное разглашение и использование инсайдерской информации без согласия ее владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (там же, п. 2).
Российское уголовное законодательство не содержит специальных норм, посвященных ответственности за инсайдерские правонарушения. Кроме ст. 183 УК РФ к ним также применяются и некоторые другие статьи УК РФ: 178 (Монополистические действия и ограничение конкуренции), 201 (Злоупотребление полномочиями), 272 (Неправомерный доступ компьютерной информации), 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности). Для сравнения отметим, что национальные законодательства стран ЕС предусматривают такой вид наказания, как запрет на совершение биржевых сделок, вступающий в силу одновременно с вынесением судом решения о привлечении к уголовной ответственности за инсайдерские преступления. Указанный запрет может быть как временным, так и постоянным. Применительно к инсайдерской деятельности российский законодатель рассматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания (с известными исключениями в случаях правонарушений со стороны должностных лиц).
Административная ответственность
Особенность применения мер административного воздействия к инсайдерам-правонарушителям обусловлена многосубъектностью контролирующих органов. Административная ответственность может налагаться:
а) владельцами инсайдерской информации в отношении "своих" должностных лиц и работников;
б) биржами в отношении участников биржевой торговли и их уполномоченных лиц, непосредственно совершающих биржевые сделки (виды ответственности устанавливаются в правилах торговли: например, наложение штрафа и (или) отстранение от участия в биржевых торгах);
в) государственными органами биржевого надзора в отношении участников биржевой деятельности, их должностных лиц и квалифицированных специалистов (виды ответственности закрепляются в законодательных и иных правовых актах; в том числе - приостановление или аннулирование соответствующей лицензии или аттестата);
г) саморегулируемыми организациями, биржевыми объединениями и брокерскими гильдиями в отношении своих членов и персонала последних (виды ответственности определяются уставами, учредительными договорами или внутренними положениями таких организаций, а также объемом делегированных полномочий по лицензированию биржевой деятельности).
Биржевая тайна
Данное понятие признается элементом института коммерческой тайны (п. 1 ст. 139 ГК РФ) и прямо не называется отечественным законодателем. Сведения, составляющие биржевую тайну, являются особым объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Как и инсайдерская информация, биржевая тайна представляет собой конфиденциальные сведения, однако эти понятия неравнозначны.
Во-первых, состав биржевой тайны более разнообразен и включает любые сведения, связанные с осуществлением деятельности на биржевом рынке.
Во-вторых, разглашение биржевой тайны не обязательно существенно влияет на развитие биржевой конъюнктуры. В результате признак, который для инсайдерской информации является определяющим, для биржевой тайны следует считать факультативным.
В-третьих, биржевая тайна является гражданско-правовым понятием: субъекты, действующие на биржевом рынке, могут квалифицировать в качестве биржевой тайны любую информацию, представляющую действительную или потенциальную коммерческую ценность, с соблюдением законодательных ограничений. Положения о биржевых конфиденциальных сведениях регулируют правоотношения между их обладателями и соответствующими государственными органами по вопросам предоставления биржевой тайны.
Остановимся теперь на наиболее значимых составляющих биржевой тайны (для сравнения см. определение банковской тайны в ст. 857 ГК РФ). Итак, к биржевой тайне относятся:
1. Не являющаяся общедоступной информация о биржевых ценностях.
2. Условия биржевой сделки за исключением существенных, которые имеют гласный характер, т. е. подлежат обязательному доведению до сведения любых заинтересованных лиц (ср. с ранее действовавшей ст. 29 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик).
3. Сведения о клиентах, которыми (сведениями) на постоянной основе владеют участники биржевой торговли; источник возникновения договорных и (или) доверительных отношений с клиентами. К данной группе относится: специальная биржевая информация (состояние биржевых расчетов, включая открытые позиции; состав биржевых поручений; деловая и индивидуальная характеристика клиента, в том числе характер инвестиционной игры и "группа риска") и общая коммерческая информация о клиенте.
4. Сведения о лицах, осуществляющих:
а) биржевую деятельность в смысле законодательства о товарных биржах, т е. о товарных биржах и отделах биржевых товаров, участниках биржевой торговли, биржевых расчетных палатах и их членах (ср. абз. п. 4 ст. 36 Закона о товарных биржах);
б) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг: о фондовых биржах и фондовых отделах, брокерах и дилерах, клиринговых организациях, депозитариях, регистраторах, управляющих ценными бумагами;
в) операции на биржевом валютном рынке: о валютных биржах и уполномоченных банках, в том числе осуществляющих валютный клиринг.
5. Сведения о лицах, являющихся должностными или уполномоченными лицами участников биржевой торговли (например, о трейлерах на валютной бирже).
6. Информация об эмитентах, производителях и иных лицах, подобным образом связанных с предметом биржевой торговли.
Существуют два пути приобщения к биржевой тайне.
Во-первых, возможно правомерное ее приобретение: посредством гражданско-правового договора (например, договора биржевого посредничества или договора о клиринговом обслуживании), служебного и иного трудового договора на основе закона, иного правового акта или биржевого обычая.
Во-вторых, биржевая тайна может быть получена не только на законном основании, но и иным способом.
Нарушением биржевой тайны считаются следующие действия:
а) разглашение биржевой тайны;
б) ее незаконное использование;
в) незаконное приобретение биржевой тайны, когда приобретатель умышленно способствовал этому своими действиями.
Как известно, ГК РФ не выделяет биржевые сделки как особый вид обязательств. При этом отечественное гражданское законодательство содержит единые принципы регулирования конфиденциальных сведений: обязанность не разглашать (хранить в тайне) сведения, полученные в результате профессиональной деятельности (ст. 857 (Банковская тайна), ст. 946 (Тайна страхования) ГК РФ); обеспечивать охрану конфиденциальной информации; не сообщать ее "третьим лицам без согласия на это другой стороны по договору (ст. 727 (Конфиденциальность полученной сторонами информации) и ст. 771 (Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора) ГК РФ) и т. д.
При разглашении или незаконном использовании биржевой тайны вопреки заключенным договорам наступает общая ответственность за нарушение обязательств. Пункт 2 ст. 139 ГК РФ устанавливает обязанность лиц, незаконными методами получивших информацию, возместить причиненные убытки.
Применение уголовной ответственности за нарушение биржевой тайны устанавливается российским законодательством аналогично ответственности в случае инсайдерских правонарушений с учетом особенностей последних (ст. 183 (Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну) и другие статьи УК РФ).
Нарушение порядка информационного обеспечения
В отличие от инсайдерской информации и биржевой тайны здесь речь идет "обратной стороне медали", когда правонарушение заключается в неправомерном отказе в предоставлении, уклонении предоставления, предоставлении ложной или неполной биржевой информации. В зависимости от вида информации и правого статуса ее получателя различают частное и публичное предоставление биржевой информации.
Публичное предоставление биржевой информации есть реализация качества ее общедоступности (см. абз. 3 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг: "Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию..."). Такая информация всегда является неконфиденциальной и предоставляется любым заинтересованным лицам.
Законодательство РФ о ценных бумагах вводит понятие "раскрытие информации" (там же, абз. 1), что связано с установлением единого информационного пространства и информационной прозрачности рынка ценных бумаг (см. п. 7 Указа Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 "О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке РФ"; разд. III ч. 4 и 6 Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008). При этом Закон о рынке ценных бумаг устанавливает: "Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение". Данное понятие в указанном смысле нашло отражение в документах ФКЦБ (см., например, п. 6.1 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 23). В дальнейшем понятие "раскрытие информации" было сформулировано как обязанность органов, регулирующих рынок ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций последних, эмитентов и владельцев ценных бумаг предоставлять установленные сведения в специализированную организацию - Технический центр раскрытия информации (п. 1, 2 и 4 Положения о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 9 января 1997 г. N 2). Таким образом, раскрытие информации всегда представляет собой обязательные действия, осуществляемые без предварительного согласия третьих лиц, передавших такую информацию раскрывателю.
Общедоступное распространение информации может также происходить путем оказания услуг по публичному предоставлению раскрываемой и иной неконфиденциальной информации (см. последний абзац ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг):
а) либо самостоятельно профессиональными участниками рынка ценных бумаг (путем распространения биржевых бюллетеней и иных собственных периодических печатных изданий, через сервер сети Интернет и т. д.);
б) либо посредством передачи ими информации иным лицам, осуществляющим ее сбор, обработку, хранение и распространение, например информационным агентствам).
Важно подчеркнуть, что информация, предоставленная подобным образом, раскрытой считаться не будет (п. 9 Положения о системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг).
Оказание услуг по предоставлению информации осуществляется как в соответствии с законодательными и иными нормативными предписаниями, так и по собственной инициативе обладателей информации. В качестве примера приведем регулирование данного вопроса в отношении фондовых бирж. Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, конкретизирует установления Закона о рынке ценных бумаг (абз. 4 ст. 9, абз. 5 ст. 50), предписывая состав информации, подлежащей предоставлению по итогам каждой торговой сессии (п. 6.3), порядок предоставления текущей информации в ходе биржевых торгов (п. 6.4) и требования к котировальным листам: "Котировальный лист и все изменения в нем публикуются в периодическом общероссийском печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров, а также распространяются иным образом в порядке, установленном актами Федеральной комиссии" (там же, п. 5.9).
Элементом публичного предоставления информации также является реклама. Закон о рынке ценных бумаг устанавливает перечень запретов на рекламную деятельность и вводит понятие недобросовестной рекламы (ст. 34). В случае признания рекламы недобросовестной рекламодатель несет ответственность за причиненный ущерб, а договор, заключенный с рекламораспространителем, является недействительным.
При неоднократном нарушении требований о раскрытии информации ФКЦБ вправе приостанавливать действие лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или аннулировать такую лицензию (п. 6.1, 6.2 Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Утверждено постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 23). ФКЦБ может также применять меры административной ответственности и к рекламодателю-правонарушителю, в том числе приостанавливать действие лицензии на осуществление им соответствующей профессиональной деятельности (п. 7 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг).
Законодательством РФ, хотя и для ограниченного числа случаев, предусматривается также уголовная ответственность за нарушение порядка публичного предоставления информации. При использовании в рекламе из корыстной заинтересованности заведомо ложной информации, повлекшем значительный ущерб, применяется ст. 182 УК РФ. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации попадает под действие ст. 185 УК РФ.
Следует учитывать, что в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начислении дивидендов признается рекламой (абз. 2 ст. 35).
Частное предоставление биржевой информации связано с существованием особого правового статуса ее получателя. Основаниями предоставления являются законодательные и иные нормативные положения, условия договоров с третьими лицами и биржевой обычай. В отличие от публичного предоставления здесь может иметь место конфиденциальность сведений. Различают несколько основных групп получателей такой информации.
1. Государственные органы биржевого надзора. Предоставление им информации осуществляется в соответствии с абз. 2 ст. 24, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 37 Закона о товарных биржах и ст. 30, 42 и 44 Закона о рынке ценных бумаг, а также вытекает из требований, устанавливаемых при лицензировании и аттестации (см. п. 4 и 13 Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ; п. 2-6 Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг). Нарушение указанных требований влечет наложение мер административной ответственности, вплоть до приостановления действия лицензии и ее аннулирования.
2. Иные организации, осуществляющие регулирование биржевой деятельности и контроль за ее осуществлением, что в первую очередь связано с саморегулированием биржевого рынка и имеет наряду с нормативной (ст. 49 Закона о рынке ценных бумаг) договорную основу. Иными словами, предоставление информации здесь происходит в целях регулирования, осуществляемого участниками биржевой деятельности в рамках их объединений и иных договорных образований. При нарушении обязательств по предоставлению информации учредительными договорами или уставами таких членских организаций могут предусматриваться различные виды ответственности как к самим членам вплоть до исключения из организации), так и к их должностным лицам и иному персоналу.
3. Участники биржевой деятельности. Операционно-технические особенности биржевого оборота опосредствуют известную взаимозависимость предоставления информации со стороны биржи, участников биржевой торговли, клиринговых депозитарных организаций. Здесь информационное обслуживание основывается на принципе обеспечения равных условий допуска к информации и своевременности ее предоставления всем лицам, обладающим одинаковым договорно-правовым статусом. Наибольшее значение представляет информационное обслуживание со стороны организатора биржевой торговли, которое в самых общих чертах предусматривает оповещение участников биржевой торговли и (или) членов биржи о ходе и результатах торговых сессий, порядке проведения предстоящих биржевых торгов, рыночной конъюнктуре и проч. (абз. 3 ст. 13 Закона о рынке ценных бумаг; абз. 7 и 8 Закона о товарных биржах; п. 4 ст. 17 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Биржевыми регламентами подобное предоставление информации может быть также распространено и на клиентов биржевых посредников (см. Положение о БИКанале и Положение о Центре биржевой информации ЗАО РБ). Биржей и иными торговыми системами может вводиться информационное членство, которое предоставляет право на использование в режиме просмотра баз данных лицом, не являющимся участником торговли (см. п. 1.3 Правил членства в "Некоммерческом партнерстве "Торговая система РТС""). Нарушение организатором биржевой торговли порядка информационного обслуживания является основанием для наложения мер административной ответственности, в том числе взимания штрафа (п. 3 ст. 36 Закона о товарных биржах; п. 3 ст. 32 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"), приостановления и аннулирования лицензии (п. 4 ст. 44 Закона о рынке ценных бумаг; п. 6.1, 6.2 Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг).
4. Клиенты биржевых посредников. В биржевой практике нередки случаи, когда у клиента возникает имущественный ущерб в результате предоставления биржевым посредником недостоверной биржевой информации или ее сокрытия, дачи ложной рекомендации или неразъяснения биржевой ситуации (рисков). Указание на противоправность таких действий содержат п. 2 ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг и абз. 2 ст. 11 Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле (утверждено постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г N 981). В более сжатой форме данный вопрос отражается в законопроекте "О биржах и биржевой деятельности": биржевые посредники обязаны "совершать биржевые сделки в интересах клиента только после разъяснения ему характера рисков, связанных с этими биржевыми сделками" и "своевременно предоставлять клиенту полную информацию, связанную с совершением сделок в его интересах" (абз. 1 и 5 п.5 ст. 19).
Наибольшее внимание российское законодательство уделяет добросовестности выполнения уже существующих биржевых поручений клиентов (см. абз. 5 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг). Данный вопрос также поднимается в биржевых регламентах при установлении существенных условий клиентских договоров. В основе правонарушений лежат различные конфликты интересов:
а) между самим биржевым посредником и его клиентом (см. абз. 5 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг: сделки, "осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера");
б) между клиентами одного и того же брокера/дилера (там же: "брокер должен выполнять поручения клиентов... в порядке их поступления").
Важно принимать во внимание, что правонарушения со стороны биржевых посредников могут иметь достаточно общую направленность и заключаться в понуждении клиентов к действию/бездействию, т. е. осуществляться и до выдачи биржевого поручения на проведение определенной биржевой операции.
Гражданско-правовая ответственность биржевых посредников вытекает из общих положений гражданского законодательства о соответствующих договорах (гл. 49-51 ГК РФ) с учетом особенностей биржевой деятельности (например, порядка передоверия совершения сделок). При наличии конфликта интересов Закон о рынке ценных бумаг предусматривает обязанность брокера возместить убытки только в том случае, если клиент не был уведомлен о наличии конфликта интересов до получения брокером поручения клиента. По сути, законопроект "О биржах и биржевой деятельности" придерживается аналогичной позиции: биржевой посредник обязан "при совершении от своего имени и за свой счет биржевых сделок, затрагивающих интересы клиента, своевременно информировать его об этом" (ст. 5).
Действия биржевых посредников образуют состав преступления, если они носят умышленный характер и причиняют имущественный ущерб потерпевшему. При этом наиболее часто применяется ст. 165 УК РФ (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). При наличии признаков хищения, например при доверительном управлении средствами клиентов, действует ст. 159 УК РФ (Мошенничество).
Канд. юрид. наук, | Н.Б.Шеленкова |
-----------------------------
1. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г.).
2. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст.1918.
3. 10% для Торговой системы РТС (см. Положение о Контрольной комиссии Некоммерческого партнерства "Торговая система РТС". Приложение N 1. п.1.1).
4. 100 тыс. долл. США (там же).
5. См.: ст.12 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ст.3 Положения о лицензировании деятельности товарных бирж на территории РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152; ср: биржевая лицензия в п.1 ст.27 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
6. См.: ст.23 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; абз.2 п.1 Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981; ср: п.2 ст.27 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
7. Ранее - лицензия на ведение биржевой деятельности с ценными бумагами, см.: п.57 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78; п.1 Положения о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного письмом Министерства финансов РФ от 13 апреля 1992 г. N 20.
8. См.: абз.4 ст.39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; п.1.2 Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 23; п.1.2 Временного положения о лицензировании деятельности валютных и товарных бирж по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ от 14 марта 1997 г. N 12.
9. См.: абз.4 ст.39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 22; Временное положение о депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг РФ и порядке ее лицензирования, утвержденное постановлением ФКЦБ от 2 октября 1996 г. N 20 и пр.
10. См. ст.42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям профессиональным участникам рынка ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ от 11 февраля 1997 г. N 7; п.1.3 Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. N 23; п.4 ст.30 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
11. См.: абз.3 ст.23 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и п.2 Положения о порядке делегирования брокерским гильдиям или их ассоциациям прав на выдачу лицензий биржевым посредникам, биржевым брокерам, совершающим фьючерсные и опционные биржевые сделки в биржевой торговле, утвержденного решением КТБ при ГКАП России от 15 февраля 1996 г.
12. См.: абз.1 ст.39 и п.7 ст.42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
13. См.: ст.14 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср.: п.4 ст.17, п. 3, 4 ст.18, п.3 ст.20 или абз.2 п.5 ст.23 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности".
14. См.: п.4.5 Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.
15. См.: п.2.1.2 Правил торговли фьючерсными контрактами на корпоративные ценные бумаги на РБ.
16.Федеральный закон от 22 апреля 1996 г N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
17. Закон РФ от 20 февраля 1992 г N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм и доп. от 24 июня 1992 г. 30 апреля 1993 г, 19 июня 1995 г).
18. Например, в США и Канаде (см. судебное решение Us SFC V. Мusella, 678 Federal Supporter 1060,S. D. N.Y. 1988).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Биржевые правонарушения
Автор
Шеленкова Н.Б. - кандидат юридических наук, кандидат экономических наук
Практический жуpнал для pуководителей и менеджеpов "Законодательство", 1998, N 2 стp. 58; N 3, стp. 46