Индивидуальный коэффициент пенсионера - ключевой элемент пенсионной реформы
Принятие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"1, вступающего в силу с 1 февраля 1998 г., обеспечивает решение как минимум двух проблем, характерных для современной пенсионной системы. Этот нормативный акт устанавливает зависимость размера пенсии и трудового вклада и сокращает долю расходов Пенсионного фонда, не обеспеченную адекватными страховыми поступлениями.
За многие годы в нашей стране сложилось устойчивое мнение о том, что пенсионные проблемы могут волновать лишь очень пожилых людей. А молодым и даже гражданам среднего возраста (скажем, до 50 лет) о пенсии можно не беспокоиться, поскольку Конституцией России каждому гражданину пенсия гарантирована.
Вопрос о ее размере сложнее. Ведь если вообще не работать (т.е. не представлять в органы социальной защиты трудовую книжку), то сумма пенсии будет, мягко говоря, весьма скромной. Однако действующее законодательство позволяет заработать трудовую пенсию средних размеров даже за последние перед наступлением пенсионного возраста годы.
Если же учесть, что разница между минимальным и максимальным размерами пенсии едва достигает 1,7 раза вместо положенных по закону 3 раз, а максимальный ее размер по отношению к среднему составляет всего 115-118%, становится понятно, что копить трудовой пенсионный стаж до сих пор было практически бессмысленно.
На Западе, например, пенсионный вопрос волнует граждан едва ли не с младенческого возраста. С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющий на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются важнейшими после зарплаты составляющими любого трудового контракта и соглашения. А степень гарантированности получения пенсии в старости является даже в богатых высокоразвитых странах едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы. Однако, несмотря на всестороннюю критику отечественной пенсионной системы и предлагаемый государством невысокий уровень обязательных пенсионных выплат, еще не известно ни одного случая отказа даже самых состоятельных наших сограждан от регулярного получения государственного пенсионного обеспечения.
Существует очень много пенсионеров, пенсия которых не обеспечена адекватным поступлением страховых платежей, но которые получают свою пенсию в тех же размерах и на тех же условиях, что и граждане, добросовестно заработавшие себе трудовой стаж. Именно этим объясняется низкий уровень выплат среднестатистическому пенсионеру, получающему трудовую пенсию, а также их уравнительный характер и быстрое отставание от роста стоимости жизни.
Законодатель сделал решительный шаг на пути реализации принципа пенсионного страхования в рыночных условиях. Страховые поступления решено использовать преимущественно на выплаты тем категориям пенсионеров, с которых страховые взносы были собраны, и на тех условиях, которые были при этом оговорены. Выполнение указанного соответствия между сбором страховых платежей и их использованием является основной гарантией не только укрепления финансовой базы пенсионной системы, но и стабилизации уровня жизни пенсионеров.
Одновременно это принесет весомый социальный эффект, поскольку позволит значительно укрепить доверие работников к обязательному государственному социальному страхованию и повысит их заинтересованность в накапливании реального трудового стажа и увеличении легализованной части выплат, получаемых от работодателей, или дохода, получаемого индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним гражданами.
Конечно, предлагаемые методы не универсальны, и вряд ли удастся удовлетворить потребности всех заинтересованных участников пенсионной реформы: различных категорий пенсионеров, с одной стороны, и работников системы пенсионного обеспечения, - с другой. Однако в современных сложных финансовых условиях было бы весьма наивно рассчитывать одновременно справиться со всеми существующими проблемами. Да и вряд ли можно придумать такой универсальный механизм пенсионного обеспечения, который нравился бы всем без исключения.
Поэтому определяющим при оценке нововведения должен быть ответ на вопрос о том, для какого количества пенсионеров и на какую сумму этот новый механизм позволяет повысить уровень пенсионного обеспечения, а также насколько он укрепит финансовую базу пенсионной системы. Попытаемся разобраться.
Механизм исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера
Учитывая большое значение нового закона для формирования всего пенсионного законодательства, следует подробнее рассмотреть содержащиеся в нем принципиально новые принципы исчисления пенсий. В частности, вводится индивидуальный коэффициент, вычисляемый для каждого пенсионера персонально.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется так: величина пенсии, полагающейся лицу в зависимости от продолжительности трудового стажа (в процентах), умножается на отношение среднемесячного заработка пенсионера за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Для наглядности выразим это в виде формулы:
ИКП = П * СЗП/СЗС, где
ИКП - индивидуальный коэффициент пенсионера;
П - пенсия, полагающаяся лицу в зависимости от его трудового стажа (%);
СЗП - среднемесячная заработная плата пенсионера за определенный период;
СЗС - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период;
Размер пенсии в рублях вычисляется исходя из размера среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал и величины индивидуального коэффициента пенсионера. Формула выглядит следующим образом:
П = ИКП * СЗК, где
П - пенсия (руб.);
ИКП - индивидуальный коэффициент пенсионера;
СЗК - средняя величина заработной платы в стране за прошедший квартал (на момент выплаты).
В предлагаемой формуле основная "стажевая" составляющая учитывается исходя из количества отработанных лет: за 25 лет трудового стажа положено 55%, за каждый год сверх этого - еще по 1%.
Корректировка трудового стажа пенсионера с учетом "нестраховых" периодов (когда лицо не выплачивало соответствующие взносы) является одной из наиболее принципиальных особенностей данного закона, новые подходы требуют серьезной переоценки сложившихся представлений. В этой связи из трудового стажа исключаются периоды, связанные с учебой, уходом за ребенком, не засчитывается сопровождение мужей женами офицеров и дипломатов, не учитывается льготное исчисление трудового стажа (работникам Севера, военным, "блокадникам"). Учитываются лишь военная служба, периоды безработицы и нахождения на инвалидности вследствие профзаболевания, период "пересидки" в местах заключения.
Учет "зарплатной" составляющей в формуле индивидуального коэффициента также сопряжен со значительными проблемами. Исчисление данной составляющей, по-видимому, станет наиболее сложным моментом при реализации данного закона. Причин можно выделить несколько. Во-первых, необходимо определить, какую зарплату учитывать при расчете размера пенсии и индивидуального коэффициента: номинальную или реальную (т.е. с учетом инфляционной составляющей).
Во-вторых, неясно, закладывать в формулу размер начисленной или только выплаченной зарплаты. А если выплаченной, то в каком выражении - только денежном либо с учетом неденежных составляющих.
Даже для неспециалиста ясно, насколько перечисленные факторы могут повлиять на размер результата. Ведь при неуклонном росте номинальной зарплаты в последние годы ее реальное содержание (с учетом инфляции) практически непрерывно уменьшалось.
Еще более серьезную методическую проблему представляет выбор между начисленными и выплаченными денежными средствами, поскольку с первых лет переходного периода многомесячные невыплаты зарплаты стали привычными для 2/3 работников большинства отраслей народного хозяйства. Это привело к обвальному росту просроченной задолженности плательщиков по страховым взносам, перекрыв этот важнейший источник поступлений в бюджет Пенсионного фонда. Как свидетельствует статистика, в основных отраслях промышленности, связи, на транспорте, в сельском хозяйстве доля невыплаченной зарплаты в среднем превышает 1/3.
Не менее деликатным является вопрос об учете таких составляющих зарплаты, как ссуды и кредиты, покупка квартир и иных дорогостоящих предметов, выплаты социального характера, оплата учебы и отдыха, проезда и питания и т.п. А это принципиально важно для обеспечения нового порядка учета зарплаты (точнее, "выплат в пользу работника").
А если еще ввести в формулу учет неденежных (например, натуральных) составляющих выплаченной зарплаты, то добиться точности при расчете индивидуального коэффициента станет практически нереально.
Но, возможно, чисто технический вопрос об оперативности представления достоверных данных статистического учета зарплаты окажется еще более сложным. В настоящее время учет и статистическая отчетность в этой области осуществляются в соответствии с формой 1-т (отчет по труду). Однако сведения собираются в основном о крупных и средних организациях и предприятиях, а срок представления результатов (конец месяца, следующего за отчетным) не позволяет ознакомиться с оперативными данными. И отчет поступит в центр не ранее начала второго (после отчетного) месяца.
В то же время данный закон требует, чтобы среднемесячная зарплата была утверждена Правительством РФ не позднее 15 числа первого после отчетного квартального периода месяца. В частности, этот срок наступит 15 января 1998 г. Исходя из сложившейся за долгие годы практики Госкомстата, можно предположить, что требуемая сумма будет обнародована не ранее февраля-марта, и достоверность ее будет сомнительной. Виноваты в этом не только органы статистики, но и современная практика выплаты, точнее, невыплаты зарплаты.
А если статистика ошибется и даже незначительно занизит или завысит размер средней зарплаты по стране? Ведь известно, что корректировки всех статистических показателей производятся в ходе текущего года практически непрерывно; неоднократно осуществлялись корректировки даже среднегодовых размеров зарплаты. Любая ошибка немедленно отразится на величине индивидуальных коэффициентов пенсионеров, которым произведут перерасчет или новое назначение пенсии, и, следовательно, на суммах текущих выплат, которые произведет Пенсионный фонд на основании этих данных. Еще полбеды, если размер средней зарплаты окажется заниженным, тогда можно будет произвести доплату в последующий период. Но на кого списывать перерасход средств Пенсионного фонда в случае завышения темпа роста зарплаты и последующей ее корректировки в сторону уменьшения?
Трудно учесть объем дополнительной работы, которую придется выполнять органам социальной защиты, если одно и то же пенсионное дело придется пересматривать несколько раз в квартал. Много переживаний ждет и пенсионеров при нашем уровне обслуживания и несметных очередях в органах местной администрации.
Для решения этих проблем было принято Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1997 г. N 1660, которое предусматривает в соответствии со ст.3 Закона N 113-ФЗ установить для расчета индивидуального коэффициента пенсионера среднемесячную заработную плату в стране за IV квартал 1997 г. в размере 760 тыс.руб.*2 Данная величина получена с учетом не всей начисленной заработной платы, а лишь той ее части, с которой уплачены страховые взносы.
Особенности исчисления размера пенсии в соответствии с новым законом
Главной отличительной особенностью данного закона является пересмотр структуры трудового стажа с принципиально новых позиций. В состав трудового стажа могут быть включены только периоды трудовой деятельности, связанные с уплатой страховых взносов в соответствии с действующим законодательством. Это объективно обусловлено тем, что каждая выплата пенсионерам может и должна производиться из того источника, который был ими сформирован. В противном случае ни о каком страховом принципе пенсионного обеспечения не может быть и речи. Не менее важным новшеством является учет размера зарплаты в жесткой связи с уровнем оплаты труда в стране за тот же период времени. Это соотношение используется в приведенной нами формуле (средняя величина зарплаты пенсионера за период, выбранный им для исчисления пенсии, делится на величину средней зарплаты по стране за тот же период).
Отменено формальное ограничение максимального размера пенсии, составлявшего 3-кратный минимальный, которое вызывало наибольшее число нареканий со стороны высокооплачиваемых категорий наемных работников.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране будет учитываться в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии (в первое время, с 1 февраля до 31 декабря 1998 г., действует максимальный показатель 0,7).
В законе сохранена государственная гарантия поддержания минимального уровня пенсии. Ее размер, исчисленный с учетом применения индивидуального коэффициента, не может быть ниже минимального размера пенсии, установленного законом.
Принципиально изменяется порядок повышения (индексации) пенсий в соответствии с ростом стоимости жизни. Вместо действующего в настоящее время3 правила, согласно которому пенсии не реже одного раза в квартал подлежат индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни (заметим, что в течение 1997 г. выполнить намеченное не удалось, и индексацию фактически заморозили), в рамках нового закона индексация будет проводиться исходя из темпов роста заработной платы. Причем не только для тех, кто перешел на новый метод, связанный с индивидуальным коэффициентом, но и для остальных пенсионеров. Повышение пенсий планируется осуществлять ежеквартально, исходя из роста средней зарплаты по стране (последняя определяется статистическими органами и утверждается Правительством РФ).
Учитывая страховой принцип, положенный в основу данного закона, работающий пенсионер не приобретает права на получение пенсии по новому методу начисления. Однако за ним полностью сохраняются все права на пенсию в соответствии со старым законом. По сути это означает, что на период выполнения пенсионером оплачиваемой работы размер индивидуального коэффициента замораживается.
Особенно важно каждому пенсионеру уяснить, что переход к начислению пенсии на основе индивидуального коэффициента необязателен, и если размер пенсии при перерасчете снижается, то пенсионер может отказаться от такого перерасчета. При этом повышение его пенсии будет осуществляться ежеквартально исходя также из индекса роста зарплаты, сохранится и компенсационная выплата.
В законе устанавливаются дополнительные ограничения, которые основаны на страховых принципах нового пенсионного законодательства. В частности, если гражданин имеет право на получение двух пенсий, их сумма не должна превышать 1,2 среднемесячной зарплаты по стране. Безусловно, это ущемит интересы данной категории пенсионеров.
Суть второго ограничения состоит в том, что к пенсии, исчисленной с учетом индивидуального коэффициента, компенсация не выплачивается, в то время как для пенсионеров, не получивших права на исчисление индивидуального коэффициента и, соответственно, определяющих пенсию в соответствии с прежним порядком, компенсация сохраняется в прежних размерах.
Все перечисленные особенности нового порядка исчисления пенсий с учетом упомянутых и иных ограничений приведут к росту ее средней величины примерно на 10-20 тыс.руб.* Прирост пенсий, начисленных в соответствии с прежними правилами, составит всего 5-8 тыс.руб.* (с учетом компенсационных выплат и возможной индексации за 1998 г.). Но к общей сумме надо прибавить компенсационную выплату (от 85 до 150 тыс.руб.)*. Оба варианта не предусматривают дополнительного увеличения пенсий в связи с ростом заработной платы.
Основной целью Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" является изменение действующего порядка исчисления и повышения пенсий. Для ее реализации вводятся принципиально отличные от сложившихся механизмы расчета (назначения) и осовременивания (инфляционного либо структурного повышения) ранее назначенных пенсий. Будут усовершенствованы применяемые сейчас методы индексации пенсий (вместо роста индекса цен и стоимости жизни будет учитываться фактический рост уровня заработной платы), а также с учетом структурных изменений цены рабочей силы в различных сферах народного хозяйства.
Это чрезвычайно актуально для совершенствования всей системы пенсионного обеспечения, поскольку действующий порядок назначения и перерасчета пенсий содержит ряд нерешенных как методических, так и практических проблем:
а) несоответствие темпов роста потребительских цен темпам роста заработной платы приводит к оскудению идущих на выплаты пенсионерам средств Пенсионного фонда, так как они формируются за счет отчислений от зарплаты;
б) непропорциональность темпов индексации минимальных и максимальных пенсий, обусловленная применением компенсационных пенсионных выплат вместо прямой индексации;
в) отставание минимального размера пенсий от прожиточного минимума пенсионера;
г) нереализованность принципа непосредственной взаимосвязи размеров назначенных трудовых пенсий трудовому вкладу нынешних пенсионеров в период их трудовой деятельности, что ведет к неизбежному выравниванию размеров пенсий, исчезновению стимула к уплате страховых взносов и т.д.;
д) постоянное увеличение в составе расходов Пенсионного фонда РФ доли нестраховых выплат (за выслугу лет, за работу в северных районах и льготы иного характера).
Большинство перечисленных вопросов в новом законе решено.
Устанавливается также, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета.
Одно из самых социально уязвимых и экономически неоправданных (с точки зрения интересов народного хозяйства) положений данного закона состоит в том, что пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии будет производиться с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы. При этом следует обратить внимание на организационно-техническую неподготовленность данного положения.
В самом деле: органы социальной защиты не располагают и не могут располагать достоверными данными о реальной занятости пенсионеров. В частности, отмена индексации пенсий работающим пенсионерам при условии отсутствия эффективного механизма и порядка их учета и отчетности вызовет однозначно негативную реакцию всех работающих пенсионеров (а их в стране не менее 8,5 млн человек) и не приведет к ожидаемой экономии пенсионных средств, поскольку органы социальной защиты не смогут, а работодатели не захотят (поскольку пенсионеры сейчас - наиболее дешевая рабочая сила, используемая в самых непрестижных профессиях) организовать действенный учет и контроль за рабочими местами.
Одновременно новый закон создает серьезные и объективные трудности для государственных органов социальной защиты и Пенсионного фонда РФ в связи с их неподготовленностью с организационной и нормативно-методической сторон.
Финансовая сторона реализации закона
Пожалуй, главной проблемой является финансовая необеспеченность и непросчитанность расходов на реализацию закона.
Расчеты, произведенные специалистами Пенсионного фонда для обоснования данного закона, показали, что прибавка к современному уровню пенсионных выплат благодаря новому механизму начислений будет весьма значительной для тех пенсионеров, которые имели заработную плату выше средней по стране и большой трудовой (без льготных периодов) стаж.
В результате перерасчета пенсий по индивидуальному коэффициенту произойдет повышение их уровня с 1 февраля 1998 г. в среднем более чем на 2-5% относительно назначаемых в настоящее время сумм, а с учетом проведенного в конце года двухэтапного повышения минимального размера пенсий - более чем на 10%. Отметим, что при достижении предельного соотношения зарплаты работника к средней зарплате по стране за тот же период до 1,2 уровень пенсий мог бы повыситься примерно в 1,2-1,3 раза.
Поскольку деньги на выплату пенсий в распределительной пенсионной системе возникают не из воздуха и имеют строго фиксированный тарифно-страховым законодательством объем, значительно возрастут и расходы Пенсионного фонда. Поэтому экономически вполне обосновано применение в расчетах индивидуального коэффициента пенсионера не величины начисленной зарплаты, а только той ее части, с которой поступили реальные страховые взносы в Пенсионный фонд. Расходы на организацию перерасчета уже назначенных пенсий для пенсионеров, переходящих на условия нового закона с 1 февраля 1998 г., при ограничении соотношения зарплаты коэффициентом 0,7 превысят 5 млрд руб. В то время как расходы на финансирование выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством тем же пенсионерам составят около 90 млрд руб. (без учета инфляции в 1998 г.).
Значит, чтобы перейти на новый метод начисления пенсий, необходимы дополнительные расходы из бюджета Пенсионного фонда в размере более 10 млрд руб. (с учетом исчисления пенсий по индивидуальному коэффициенту для всех категорий пенсионеров).
Переложение на федеральный бюджет расходов на выплату пенсий за периоды жизни, не связанные с уплатой страховых взносов на государственное страхование, обойдется ему дополнительно в 11-13 млрд руб., а также потребует от органов социальной защиты пересмотра всех пенсионных дел и сложившегося порядка назначения пенсий. Это необходимо для четкого разграничения источников финансирования выплаты пенсий: по действующему законодательству за счет страховых взносов в сумме около 6 млрд руб., по пенсионерам с индивидуальным коэффициентом - свыше 3 млрд руб из федерального бюджета.
Для проведения обоснованных расчетов объема финансовых ресурсов, которые потребуются для пересмотра пенсий, необходимо разработать четкое методическое обеспечение, исключающее возможность противоречивого толкования, а также сформировать новый массив статистических данных о численности пенсионеров по годам выхода на пенсию и среднемесячной зарплате, из которой она начислялась.
Сейчас работодатели не несут фактически никакой ответственности за достоверность представляемых данных о возрасте занятых у них наемных работников, а осуществить оперативную проверку органы социальной защиты не способны. Более того, при заинтересованности работодателя в работающих пенсионерах и при отсутствии эффективного контроля за условиями найма и оплаты рабочей силы со стороны органов государственного управления (включая органы рострудинспекции, фискально-налоговых служб и социальной защиты) следует откровенно признать, что достичь желаемого результата не удастся. Неизбежны даже прямые финансовые потери для доходной части бюджета Пенсионного фонда, поскольку часть зарплаты (пусть и небольшая), в настоящий момент открыто начисляемая работающему пенсионеру, неизбежно будет выплачиваться нелегально и полностью выпадет из системы налогообложения и обязательных страховых платежей.
Индивидуальный коэффициент и связанные с ним проблемы
Сложностей, связанных с реализацией любого закона, всегда возникает очень много, тем более это относится к рассматриваемому закону, так как он обладает прямым действием. Главными проблемами, стоящими на пути реализации метода начисления пенсий по индивидуальному коэффициенту пенсионера, являются подготовка и пересмотр органами социальной защиты всех пенсионных дел в целях ревизии трудового стажа каждого пенсионера с последующим расчетом индивидуального коэффициента и перерасчетом размера назначенной пенсии.
Конечно, можно надеяться, что каждый заинтересованный пенсионер сам произведет соответствующие вычисления, и в случае получения коэффициента малой величины не станет беспокоить работников органов социальной защиты. Тем более, что в законе нет прямого указания об обязательном перерасчете всех пенсионных дел и закреплении за каждым пенсионером собственного индивидуального коэффициента. Более того, в законе вообще ничего не сказано об этом.
Видимо, данный вопрос не подлежит никакой регламентации и будет решаться отдельно в каждом конкретном случае. При этом любой пенсионер в зависимости от происходящих структурных преобразований в экономике, а также от темпов и динамики инфляционных процессов и роста зарплаты может самостоятельно выбирать конкретный период своей трудовой деятельности, который для него наиболее выгоден (с предоставлением соответствующих документов). Это позволит пересмотреть право каждого пенсионера на начисление пенсии по индивидуальному коэффициенту. Если же этого не будет сделано, то максимальный индивидуальный коэффициент каждого пенсионера будет определять орган социальной защиты на основе данных, имеющихся в пенсионном деле.
Таким образом, формально в целях обеспечения социальной справедливости и смягчения негативных последствий данной реформы всем пенсионерам предлагается самостоятельно выбирать периоды трудовой деятельности для расчета индивидуального коэффициента.
Однако вряд ли работникам органов социальной защиты стоит надеться, что не все пенсионеры придут за перерасчетом. Наоборот, в ближайшее время им необходимо поднять все пенсионные дела, произвести перерасчет стажа и определить максимальный индивидуальный коэффициент пенсионера. Целесообразно было бы доработать автоматизированную программу для перерасчета пенсий с учетом особенностей новой формулы. Только это позволит избежать аврала в первые месяцы после вступления закона в силу.
Одним из препятствий перехода на расчет пенсий по индивидуальному коэффициенту является выполнение пенсионерами оплачиваемой работы. Конечно, при желании не сложно получить у работодателя соответствующую справку или представить трудовую книжку с записью о том, что в текущий момент гражданин не состоит в трудовых отношениях. Учитывая это, органы социальной защиты должны продумать систему оперативной проверки достоверности представляемых данных о трудовых отношениях пенсионеров.
Немало сложностей и неожиданностей ждет и самих пенсионеров, которым необходимо для перехода на новые условия исчисления пенсий исследовать весь свой трудовой стаж в поисках наиболее выгодного соотношения зарплат. Еще одной технически сложной задачей является обеспечение соответствующих органов достоверной и оперативной информацией об изменениях уровня зарплаты. В законе предусмотрено, что Правительство РФ на основании данных органов Госкомстата должно утверждать до 15 числа каждого первого после истекшего квартала месяца средний размер зарплаты для оперативного перерасчета размера пенсионных выплат каждому пенсионеру (в строгом соответствии с приведенной формулой).
Причем если пенсионер не захочет произвести перерасчет индивидуального коэффициента по данным другого периода своей трудовой биографии либо вообще предпочтет вернуться к ныне действующему порядку исчисления размера и индексации пенсии, он сможет реализовать это желание.
Поэтому и пенсионер, и органы социальной защиты и Пенсионного фонда будут с нетерпением ежеквартально ждать появления необходимых данных.
Для реализации данного законодательного требования Госкомстату необходимо провести большую подготовительную работу, чтобы до 15 января дать цифру, которую не придется пересматривать после получения дополнительных статистических данных.
Несмотря на всю значимость перечисленных проблем финансовая обеспеченность закона является, без сомнения, главным условием успешной реализации закона. Именно по этой причине предложения о пенсионной реформе трижды отклонялись. И в целях своевременного финансирования выплаты пенсий по новому закону Пенсионный фонд должен правильно спланировать объем необходимых ресурсов и обеспечить их поступление.
Указанная задача усложняется еще и тем, что переходу на новый способ начисления пенсий будет предшествовать двухэтапное повышение их минимального размера в 1,21 раза. Хотя расходы, связанные с этой индексацией, и были предусмотрены, однако потребовалось дополнительно свыше 5,2 млрд руб. на текущие выплаты. А эти средства могли бы быть направлены на подготовку пенсионной реформы.
Среднемесячная заработная плата в стране за периоды, используемые для расчетов, утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата РФ не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.
Напоминаем, что если размер пенсии, исчисленный в соответствии с новым законом, меньше размера, полученного при использовании старого метода, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента. При этом следует обратить внимание на то, что увеличение пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента, производится в установленные сроки путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.
Закон устанавливает, что при исчислении пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" коэффициент, определенный ч.4 ст.1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, вводится поэтапно, и первый этап начинается в феврале 1998 г. с коэффициента 0,7.
В дальнейшем величина данного коэффициента, период и сроки его действия должны устанавливаться исходя из финансовых ресурсов бюджета Пенсионного фонда и федерального бюджета на каждый конкретный плановый период специальным федеральным законом, разрабатываемым Правительством РФ одновременно с бюджетом Пенсионного фонда России и федеральным бюджетом на очередной финансовый год.
А.К.Соловьев
----------------
1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3585.
2.Звездочкой (*) отмечены денежные суммы, приведенные без учета деноминации.
3. См.: Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Ст.7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Индивидуальный коэффициент пенсионера - ключевой элемент пенсионной реформы
Автор
Соловьев А.К.
Практический жуpнал для pуководителей и менеджеpов "Законодательство", 1998, N 2, стp. 45