Изменения в налоговом законодательстве
Осенью 1997 г. Правительством РФ был подготовлен и внесен для обсуждения в Государственную Думу РФ пакет проектов федеральных законов по вопросам налогообложения. Эти документы были подготовлены в соответствии с решениями, принятыми трехсторонней рабочей Комиссией по обсуждению основных характеристик федерального бюджета на 1998 г. Принятие упомянутых законопроектов необходимо для уточнения доходной части федерального бюджета на 1998 г., а также для реализации ряда мер по совершенствованию налогового законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, по мнению разработчиков, это позволило бы подготовить организации и граждан к введению нового Налогового кодекса.
Перечислим основные положения указанных законопроектов.
1. Предлагалось включить в перечень федеральных налогов, подлежащих введению с 1 января 1998 г., водный налог, налог на пользование объектами животного мира и лицензионный сбор на производство и реализацию алкогольной продукции.
2. Предлагалась поправка к Закону РФ "Об основах налоговой системы", предусматривающая включение в перечень местных налогов налога с продаж. С инициативой введения такого налога выступил ряд субъектов Российской Федерации. В некоторых из субъектов, например, в Нижегородской области, Хабаровском крае, такой налог уже введен.
3. Вносилась поправка в Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте", предусматривающая увеличение с 1 января 1998 г. ставки этого налога с 0,5 до 1%.
4. Предлагалось внести изменения в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость", суть которых сводилась к отказу от применения льготной ставки НДС на продовольственные товары и товары детского ассортимента и введению единой ставки этого налога в размере 20%.
5. Предлагалось внести изменения и дополнения в Закон РФ "Об акцизах", предусматривающие: индексацию действующих ставок акцизов в соответствии с изменением цен, расширение круга применения специфических ставок по подакцизным товарам, а также переход при уплате акцизов на метод "по отгрузке".
6. Предлагалось внести изменения в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающие отмену действующей льготы по освобождению от уплаты подоходного налога для военнослужащих и приравненных к ним лиц с компенсацией их потерь за счет установления необлагаемого минимума по таким доходам.
7. Чтобы не допустить усиления налогового бремени на предприятия и граждан в результате реализации указанных мер, а также для упрощения налоговой системы предлагалось с 1 января 1998 г. отменить 16 федеральных, региональных и местных налогов, не предусмотренных проектом Налогового кодекса РФ. В частности, предлагалось упразднить налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний и некоторые другие налоги и сборы.
8. Вносились предложения по уточнению действующего порядка уплаты подоходного налога с физических лиц и налога на имущество предприятий, предусматривающие перечисление этих налогов за филиалы и иные обособленные подразделения предприятий и организаций в бюджеты по месту нахождения указанных филиалов и подразделений.
9. Предлагалось внести уточнения в Закон РФ "Об основах налоговой системы", предусматривающие сокращение примерно в 3 раза действующей пени за просрочку уплаты налоговых платежей, а также существенное уменьшение и унификацию размера штрафных санкций за сокрытие доходов (прибыли) предприятиями и организациями.
Из внесенного на рассмотрение Государственной Думы РФ пакета федеральных законов принято только четыре: о внесении изменений в Законы РФ "О плате за землю", "О подоходном налоге с физических лиц", "О налоге на имущество предприятий" и Федеральный закон "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции".
Остановимся подробнее на положениях принятых законов.
С принятием Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю"" сделан шаг по пути унификации системы ответственности в налоговом законодательстве. Утвержденные изменения касаются размера пени, взыскиваемой за несвоевременную уплату налога.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона РФ "О плате за землю" за каждый день просрочки взыскивалась пеня в размере 0,7% от суммы недоимки, что почти в 2,5 раза больше размера пени, установленного общим положением Закона РФ "Об основах налоговой системы" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 (0,3%). Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 158-ФЗ общий режим санкций за несвоевременную уплату налоговых платежей распространен и на земельный налог.
Создание Федерального закона от 8 января 1998 г. N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"" было инициировано неоднократными обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В обращениях указывалось на необходимость изменения порядка расчетов предприятий, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по некоторым налогам. Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 1-ФЗ предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доход бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на соответствующей территории субъекта РФ, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Подобное перераспределение сумм налога на имущество предприятий не повлечет потерь федерального бюджета, поскольку этот налог поступает в региональные и местные бюджеты. Благодаря изменению суммы налога начнут поступать в бюджеты тех территорий, на которых находится имущество и реально осуществляется деятельность налогоплательщиков.
Однако принятие этой поправки вызывает некоторые вопросы. Например, действительно ли головное предприятие должно исчислять сумму налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет субъекта РФ по месту нахождения подразделений, не от всей налоговой базы, а только от стоимости основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений? Согласно ст.2 закона "О налоге на имущество предприятий" в базу налога на имущество, кроме перечисленных выше элементов, входят также нематериальные активы.
Кроме того, в разных субъектах федерации ставки налога могут существенно отличаться. По какой же ставке будет исчисляться сумма налога на имущество по предприятию в целом?
Основной задачей Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"", по мнению его разработчиков, является снижение налогового бремени, уменьшение ответственности за несвоевременную уплату платежей и одновременно усиление контроля за плательщиками подоходного налога.
Существенные изменения претерпела шкала ставок подоходного налога. Ранее действовавшие ставки были введены в действие сравнительно недавно - 1 января 1996 г., однако необходимость их изменения была очевидна. Размер годового дохода, облагаемого по минимальной ставке 12%, увеличен с 12 до 20 тыс.руб. (или 20 млн.руб. без учета деноминации). Усилена дифференциация налогообложения в зависимости от суммы получаемого дохода, в частности, введен интервал с 20 до 40 тыс.руб., в котором с суммы, превышающей 20 тыс.руб., налог уплачивается по ставке 15% (согласно предыдущей редакции Закона РФ "О подоходном налоге" происходил скачок ставок с 12 сразу до 20%). Более чем в 2 раза увеличен размер годового дохода, с которого подоходный налог взимается по максимальной ставке - 35%. Если в предыдущей редакции Закона он составлял 48 тыс.руб. (48 млн.руб. без учета деноминации), то теперь он равен 100 001 руб.
Изменения коснулись и порядка ежемесячных вычетов из облагаемого дохода. Ранее совокупный доход уменьшался на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. В новой редакции проведена дифференциация вычетов в зависимости от размера годового дохода. Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1997 г. N 159-ФЗ совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, ежемесячно уменьшается:
а) у физических лиц, годовой доход которых не превысил 5000 руб. в год, - на удвоенную величину установленного законом минимального размера оплаты труда;
б) у физических лиц, доход которых в течение года составил от 5000 руб. 1 коп. до 20 000 руб., - на удвоенную величину установленного законом минимального размера оплаты труда до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 5000 руб.; и на величину одного установленного законом минимального размера оплаты труда начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 5000 руб.;
в) у лиц, годовой доход которых превысил 20 000 руб., начиная с месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 руб., уменьшение совокупного дохода не производится.
Подобный порядок введен и для уменьшения облагаемого дохода на суммы расходов на детей и иждивенцев. Ежемесячные вычеты в размере минимальной оплаты труда и вычеты на иждивенцев сохранены для периода времени, в котором доход с начала года составляет до 20 000 руб., а если доход не достигает 5000 руб., то вычеты удваиваются.
В отношении работников, которым начисляют, но не выплачивают зарплату, установлен следующий порядок: по окончании года производится перерасчет налога исходя из полученных сумм, а не из начисленных, как было ранее.
Расширен круг лиц, обязанных подавать налоговую декларацию. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 159-ФЗ в него включены физические лица, получающие доходы помимо места основной работы независимо от суммы годового дохода.
Необходимо отметить значительное уменьшение санкций за несвоевременное перечисление налога. Размер пени уменьшен с 0,5% до одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Содержание Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"" серьезно отличается от проекта, представленного Правительством РФ. Согласно законопроекту предлагалось расширить круг плательщиков подоходного налога путем включения в их число военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, а также приравненных к ним категорий лиц. Это положение не нашло поддержки в Государственной Думе РФ, поскольку в случае его принятия необходимо было бы изыскать средства для увеличения денежного содержания указанных категорий лиц в целях компенсации налоговой нагрузки, а включение дополнительной статьи расходов в проект федерального бюджета на 1998 г. представляется более чем сомнительным.
Юрист НПП "Гарант-Сервис" | С.М.Авдиевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменения в налоговом законодательстве
Автор
Авдиевич С.М. - юрист НПП "Гарант-Сервис"
Практический жуpнал для pуководителей и менеджеpов "Законодательство", 1998, N 3, стp. 30