Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории
Юриспруденция популярна ныне в России как никогда ранее. Издается все больше специальной литературы - в 1997 г. вышло в свет не менее 700 наименований книг, посвященных различным аспектам юриспруденции. Количество юридических учебных заведений стало просто невообразимым, соответственно увеличилась и численность юристов в стране. Любопытно, что это стремительное размножение в обществе юридического (книг, вузов, юристов) произошло как-то само собой, совершенно стихийно, без активного участия государственной власти, которая в недавние времена старалась контролировать все и вся.
Такого в России еще не было. Русский правовед А.Г.Станиславский писал в середине прошлого века в своей книге по истории правоведения в России: "Ни одна наука не может в такой мере назваться плодом правительства, как наука права".1 И для такого вывода были все основания. В январе-феврале 1998 г. исполняется ровно 170 лет событию, ставшему, быть может, самой яркой иллюстрацией к данному высказыванию - событию, подлинное значение которого для русской юриспруденции стало очевидным лишь спустя десятилетия, а главный урок, пожалуй, не осознан в полной мере и до сих пор. Данному эпизоду нашей истории и посвящена эта статья.
Дошедшие до нас документы позволяют изложить факты с предельной точностью.
Как известно, 31 января 1826 г. взошедший на российский престол император Николай I учредил 2-е Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, на которое возложил в качестве главной задачи "успешное совершение" систематизации российского законодательства, создание "Свода законов Российской империи". Начальником Отделения был назначен М.А.Балугьянский2. Управляющим же (не по должности, а на деле) стал член Государственного совета по Департаменту законов действительный тайный советник М.М.Сперанский3. Именно благодаря этим двум людям деятельность 2-го Отделения быстро вышла за рамки поставленной перед ним задачи и стала важным фактором развития юридической науки и юридического образования в России.
28 января 1828 г. М.М.Сперанский представил императору Николаю I доклад следующего содержания:
"Для установления на твердых основаниях правосудия в государстве нужны: 1) ясные и твердые законы и 2) знающие судьи и законоведцы. Меры, с 1826 г. принятые, представляют основательную надежду в совершении первого из сих двух предположений: нужно помыслить о втором. Обучение Российского законоведения в университетах наших доселе не могло иметь успеха по двум причинам: 1) по недостатку учебных книг; 2) по недостатку учителей. Две учебные книги: одну для учителей, другую для учащихся, необходимо должно составить. Труд сей немаловажен, но составлением сводов и уложений он будет облегчен, и есть надежда, что во 2-м Отделении он может быть совершен. Приуготовление учителей представляет более трудности. Здесь должно начать почти с самого первого образования. Должно сперва снабдить каждый университет двумя или хотя одним русским профессором прав, приуготовленным исключительно для сей части. К сему приуготовлению университеты наши мало представляют способов. В них есть кафедры римского права; но в Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском университетах это пустой обряд; ибо как учиться римскому праву без латинского языка? В других университетах, может быть, более успехов: в Дерпте -в правах римском и немецком, в Вильне - в римском и польском; но, к сожалению, нигде в российском." Для исправления сложившегося плачевного положения в области юридического образования в докладе предлагалось прибегнуть к довольно необычным мерам: из духовных академий - Санкт-Петербургской и Московской - "заимствовать по три студента по дарованиям и поведению лучших и вполне окончивших курс", поместить их в Санкт-Петербургский университет с тем, чтобы они прослушали здесь курсы римского права и латинской словесности "с особенным приспособлением ее к юридическим познаниям". При этом организовать при 2-ом Отделении обучение их публичному и гражданскому российскому праву, чтение лучших юридических книг под руководством М.А.Балугьянского и практические упражнения под надзором сотрудников Отделения А.П.Куницына и М.А.Корфа. В докладе выражалась надежда, что после трех лет такого обучения избранные студенты выдержат строгий экзамен и будут в состоянии "давать уроки как публичного, так и частного права, по крайней мере в двух первых университетах, Московском и Санкт-Петербургском". "Таким образом положено будет твердое начало юридическому в России образованию, и судя по охоте к сему роду учения, в молодых людях приметной, можно надеяться, что оно скоро распространится и перестанет быть редким".
Император Николай I одобрил меры по развитию юридического образования в России, предложенные в докладе Сперанского и распорядился выделить необходимые денежные суммы. Из Санкт-Петербургской духовной академии во 2-е Отделение были направлены студенты Сергей Орнатский, Александр Пешехонов и Савва Богородский, из Московской - Василий Знаменский, Константин Неволин и Алексей Благовещенский. Интересное совпадение - в число пансионеров Санкт-Петербургского университета они были зачислены 26 января 1828 г., т.е. за два дня до того, как М.М. Сперанский подал императору указанный доклад.
По плану обучения названные студенты должны были ежедневно с 6 до 8 часов утра заниматься в Отделении, с 8 же и до 14 часов слушать учебные курсы в университете. В докладе предполагалось, что в университете они будут заниматься лишь двумя дисциплинами - на самом деле им пришлось пройти чуть ли не полный курс обучения юридическим наукам, который был разделен на три семестра. В первом семестре им преподавались: так называемая "пропедевтика" (т.е. обозрение всех частей законоведения и история российских законов от Святого Владимира до настоящего времени), публичное российское законоведение (изложение российского государственного права), римское право как теория гражданского права, политическая экономия, всеобщая история, иностранные языки - древние (греческий и латинский) и новейшие (немецкий, французский и английский).
Во втором семестре они обучались российскому гражданскому праву, полицейским законам, законам, относящимся до управления финансов в империи, российской истории, также продолжали изучать римское право и иностранные языки.
В третьем семестре им преподавались российское гражданское судопроизводство, российское уголовное законоведение, право народное, история римского права, статистика и иностранные языки.
В мае-июне 1829 г., т.е. на полтора года ранее предполагавшегося в докладе срока, кандидаты в профессора права держали экзамен перед специальной комиссией из университетских профессоров под председательством М.М. Сперанского. Каждое испытание продолжалось не менее 4 часов, с 7 до 11 часов вечера (днем все были заняты работой во 2-м Отделении). Всего было шесть испытаний: по российскому гражданскому и государственному праву, политической экономии, римскому праву, латинскому, древнегреческому, английскому, французскому, немецкому языкам.
Успешно выдержав указанные экзамены, студенты получили назначение в Берлинский университет, где им предстояло "усовершенствовать себя в науке права" под руководством знаменитого немецкого правоведа К.Савиньи.
В записке, которую студенты, отправлявшиеся 11 сентября 1829 г. в Германию, должны были передать своему новому педагогу, М.М.Сперанский писал: "Специальное назначение этих молодых людей - сделаться со временем профессорами законоведения, но желательно, чтоб это назначение не было исключительным и чтоб эти молодые люди могли в то же время быть определены в различные отрасли администрации, совмещая таким образом теорию с практикою в делах государственного управления". Далее он высказывал свои пожелания по поводу программы обучения русских студентов в Берлинском университете. "Римское право не является ни основным, ни даже вспомогательным в России (за исключением губерний прибалтийских), но полагаем, что изучение какого-либо иного специального права не может доставить более прочного основания юридической подготовке, как основательное изучение пандектов". По мнению М.М.Сперанского, русским студентам необходимо было изучить общее гражданское право Германии, германское судопроизводство, специальное гражданское право Пруссии и его судопроизводство, уголовное право, уголовное судопроизводство и судебное следствие, государственное право, современное международное право, общую теорию права или философию права. "Само собою разумеется, - отмечал он, - что изучение этих отраслей права, а в особенности римского права, будет сопровождаться изучением истории их:". Кроме того, М.М.Сперанский рекомендовал дать русским студентам возможность прослушать лекционные курсы по истории философии, философии истории, древностям греческим и римским, общей статистике, всеобщей статистике и: химии". "На основании сказанного выше о будущем вероятном назначении молодых людей, - завершал свою записку М.М.Сперанский, - желательно, чтоб они были допущены, если это только окажется возможным, к присутствованию от времени до времени при судопроизводстве в судебных учреждениях, с целью приобретения этим путем более положительных познаний о самом производстве в судах, а также с целью ознакомления с практическими подробностями всего канцелярского порядка".
Тем временем места студентов, отправленных для продолжения учебы в Германию, заняли другие выпускники духовных академий: из Санкт-Петербургской - Александр Федотов-Чеховский, Никита Крылов и Алексей Куницын, из Московской - Иван Платонов, а также братья Баршевы, Сергей и Яков. Им также предстояло после обучения в течение трех семестров в Санкт-Петербургском университете и при 2-м Отделении отправиться в Берлинский университет. И действительно в октябре 1831 г. все шестеро, а также выпускник Санкт-Петербургского университета Кранихфельд, прекрасно знавший немецкий язык, отправились в Германию.
1 сентября 1830 г. умер от чахотки студент Пешехонов. Вместо него в Берлин были отправлены в том же году два выпускника Дерптского университета - Калмыков и Редкин.
К.Савиньи высоко оценивал способности всех русских студентов, учившихся у него. Особенно он выделял Неволина и Знаменского.
Первые пять студентов, изучавших право в Берлинском университете, возвратились в Россию 3 октября 1832 г. 13 апреля 1833 г. они были причислены ко 2-му Отделению, где занялись чтением и изучением составленных сводов российских законов. Тогда же император Николай I повелел определить особые правила приема у них экзамена на степень доктора прав. М.М. Сперанский в течение 1833 г. составил эти правила и разработал специальную программу данного экзамена. В соответствии с ними студенты законоведения, возвратившиеся из Берлина, должны были держать экзамен в Санкт-Петербургском университете перед комиссией, составленной из профессоров философско-юридического факультета и приглашенных старших чиновников 2-го Отделения действительных статских советников А.П.Куницына и М.Г.Плисова. При этом для получения степени доктора прав студентам надлежало написать и защитить "диссертации по предметам российского законоведения, политической экономии, истории и статистики".
Судя по документам, все пятеро студентов успешно выдержали экзамен, а Неволин и Знаменский успели даже к концу 1834 г. представить свои диссертации в типографию для напечатания.
Осенью 1834 г. возвратились из Германии остальные девять студентов. Настоятельная потребность российских университетов в преподавателях юридических дисциплин заставила изменить порядок их испытаний на степень доктора прав. Обратившись с докладом к императору Николаю I, М.М.Сперанский попросил отменить для указанных студентов представление диссертаций, так как сочинение последних "вместе с рассмотрением и печатанием оных" требует год и более времени. Вместо этого Сперанский предложил обязать студентов после сдачи экзамена извлечь из предметов испытания "положения или тезы, объемлющие весь состав юридических наук и представить их к одобрению юридического факультета". "Таким образом, - делал он вывод, - испытание всех студентов может быть кончено по крайней мере к концу мая, и они отправлены быть могут к своим местам по распоряжению министра народного просвещения. Строгое испытание словесное и письменное и защищение от 30 до 40 и более тез, извлеченных из состава всех юридических наук, заменят с пользою и сбережением времени предлинные диссертации, требующие всегда много времени, если им быть хорошими". Император Николай I согласился со Сперанским, начертав на докладе: "Экзамены студентам как прежним,так и новым произвести на означенных в докладе основаниях". Случилось это 7 марта 1835 г.
К июлю указанного года все студенты выдержали положенные экзамены, а с 19 июля начали представлять к защите на публичном собрании в университетском актовом зале свои тезисы.
В результате все они4 были удостоены степени доктора прав и назначены на должности ординарных профессоров: Калмыков, Яков Баршев и Кранихфельд - в Санкт-Петербургский университет, Редкин, Крылов, Сергей Баршев5 - в Московский университет, Федотов-Чеховский, Куницын, Платонов - в Харьковский университет, Неволин, Орнатский, Богородский - в Университет Святого Владимира в Киеве.
За сравнительно короткое время все эти профессора заняли ведущие позиции в тех областях русской юриспруденции, в которых стали специализироваться. Можно смело сказать, что именно они заложили основы юридической науки и юридического образования в России. Их заслуги станут особенно очевидными, если принять во внимание, что каждый из них имел многочисленных учеников, немало из которых также стали светилами в своих научных сферах. Усилия, предпринятые царским правительством для быстрого развития в России университетского юридического образования, а значит, и юридической науки, оказались удивительно плодотворными.
В чем же секрет этого успеха и одновременно главный урок для нас? Видимо, в том, что тогда хорошо понимали забытую ныне истину - настоящего обновления той или иной сферы общественной жизни можно достичь не посредством создания, нагромождения одного на другое новых учреждений, а лишь путем воспитания новых людей!
Доктор юрид. наук, профессор
кафедры истории государства
и права МГУ им.М.В.Ломоносова | В.А.Томсинов |
-------------------
1. Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России и о результатах современного его направления. Спб., 1853. С.30.
2. Подробнее о нем см.: Томсинов В.А. Балугьянский Михаил Андреевич // Законодательство. 1998. N 1.
3. Подробнее о нем см.: Томсинов В.А. Светило русской бюрократии. М., 1997.
4. За исключением Знаменского и Благовещенского, умерших соответственно 30 января и 13 сентября 1835 г.
5. Подробнее о нем см., напр.: Томсинов В.А. Сергей Иванович Баршев // Вестник Московского ун-та. Серия 11, Право. 1996. N 3. С.35-43.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории
Автор
Томсинов В.А. - доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права МГУ им.М.В.Ломоносова
Практический жуpнал для pуководителей и менеджеpов "Законодательство", 1998, N 2, стp. 79