Право жалобы в Европейский Суд
Какова компетенция Европейского Суда? Этот и другие вопросы редактор отдела журнала Александр Ваксян задал депутату Государственной Думы первого созыва, кандидату юридических наук, советнику Фонда развития парламентаризма в России Людмиле Завадской.
- Людмила Николаевна, расскажите вкратце, что представляет собою Совет Европы?
- Совет Европы основан 10 странами-учредителями 5 мая 1949 г. Организация за это время завоевала заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека.
Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы, является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 4 ноября 1950 г. Конвенция, во-первых, закрепила основные стандарты прав человека в Европе. Во-вторых, обязала государства быть последовательными в их реализации. В-третьих, закрепила международную систему защиты прав и свобод человека. Цель Конвенции - поставить в центр европейской политики Человека.
Основными органами Совета Европы являются: Парламентская ассамблея Совета Европы, Комитет министров, Европейская Комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека.
Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществляться посредством подачи жалобы любым гражданином, о чем говорит ст.25 Конвенции.
Жалоба в европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба - это сигнал возможного нарушения прав и свобод человека, а не только "обращение", как было принято в советском законодательстве, в государственный либо иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных нарушений.
- Что же является условием обращения за защитой нарушенного права?
- Реализация права на защиту в Европейском Суде предполагает соблюдение ряда условий, и они закреплены в Конвенции.
Основным инструментом защиты прав человека выступает жалоба, условия принятия которой таковы: признание Россией юрисдикции Европейского Суда; полное использование гражданином всех национальных средств защиты нарушенного права (свободы); соблюдение срока подачи жалобы - шести месяцев с момента вынесения окончательного "национального" решения.
При подписании основного документа - Конвенции, Россия сделала заявление о признании в законодательном порядке права на индивидуальные обращения в Европейскую комиссию по правам человека и - юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Путь российского гражданина к Европейскому Суду, в сущности, открыт.
Однако следует отметить, что гражданин прежде чем обратиться за защитой в Европейский Суд, должен исчерпать все имеющиеся в национальной правовой системе средства защиты своего права. Это и система судов общей юрисдикции, и Конституционный Суд РФ.
В ближайшее время в национальном механизме защиты прав человека в РФ появится новый институт - Уполномоченного по правам человека. Перед подачей жалобы в Европейский Суд российский гражданин может обратиться к Уполномоченному по правам человека. Отказ в положительном решении жалобы в национальных институтах защиты права откроет ему путь в Европейский Суд.
- Что может препятствовать рассмотрению жалобы по существу?
- Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие рассмотрение жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогична жалобе, которую уже рассматривали, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если к тому же не содержит относящейся к делу новой информации. Отказ от рассмотрения жалобы происходит, если она является необоснованной либо признано, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы.
- Все ли жалобы подлежат рассмотрению?
- Нет. Европейский Суд по правам человека примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на: жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.
В соответствии с Конвенцией защите подлежат права и свободы, носящие гражданский и политический характер. Именно этим и определяются особенности предмета жалобы.
Жалобу вначале рассматривает Комиссия по правам человека, а затем - Суд по правам человека. Это единый процесс, объединенный одной целью - защитить нарушенное право, свободу.
- Каковы полномочия упомянутой Вами Комиссии по правам человека?
- По ныне действующим правилам жалоба от гражданина во всех случаях подлежит первоначальному рассмотрению Комиссией по правам человека. Она вправе отклонить любую переданную ей жалобу либо передать дело на рассмотрение в суд. В последнем случае она обязана предварительно предпринять меры для мирного урегулирования конфликта. Если же стороны не смогли договориться о дружественном решении вопроса, дело передается в Суд по правам человека.
- Существует ли какой-то порядок рассмотрения дела по жалобе в Комиссии?
- Да, он определен Конвенцией. Жалоба готовится к рассмотрению специальной Палатой, в особо важных случаях - на пленарном заседании. Решение об отклонении жалобы может принять Комитет, состоящий из трех человек. Но во всех случаях решение о передаче дела в Суд по правам человека принимает Комиссия по правам человека.
Документом Комиссии во всех случаях является доклад. В одном случае он готовится как документ, который закрепляет итог дружественного урегулирования вопроса. В другом - как материал для рассмотрения в Европейском Суде.
Суд по правам человека принимает доклад лишь после того, как Комиссия признает отсутствие результативных усилий по решению жалобы "мирным путем".
- Каковы полномочия Европейского Суда?
- Полномочия эти достаточно четко определены. Юрисдикция Суда распространяется на дела, которые касаются толкования и применения Конвенции о защите прав человека.
- Несколько слов о наиболее типичных делах, которые он уже рассмотрел.
- Индивидуальные жалобы касаются широкого круга проблем, сложных юридических вопросов, квалификации нарушений прав человека. Перечень оснований рассмотренных жалоб говорит сам за себя: насильственная госпитализация психически больных, содержание под арестом бродяг, права заключенных, проблемы беспристрастности судебного следствия, телефонное прослушивание, обеспечение свободы печати и т.п.
За последние 30 лет Комиссия по правам человека зарегистрировала и рассмотрела свыше 22 тысяч индивидуальных жалоб, многие из которых впоследствии были рассмотрены Судом.
- Какова процедура рассмотрения жалобы в Европейском Суде?
- Она определена ст.55 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Суд в соответствии с нормами этой статьи устанавливает собственные правила и свою собственную процедуру. Конвенция закрепила лишь одно: рассмотрение жалобы осуществляет Палата из 9 судей. При этом в состав Палаты обязательно входит судья государства, которое является стороной в споре, либо любое лицо - по выбору этого государства (ст.43 Конвенции).
В ходе рассмотрения дела суд не только изучает национальное законодательство по конкретному вопросу, связанному с жалобой на нарушение прав человека, но и выносит решение о соответствии национального закона стандартам, закрепленным Европейской конвенцией.
По результатам изучения жалоб Суд принимает решения. Они могут быть двух видов. Во-первых, об обязанности "государства-ответчика" привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими стандартами, закрепленными в Конвенции. И, во-вторых, может быть принято решение о компенсации ущерба пострадавшей стороне. Суд, вынося решение, указывает, кто и в каком порядке должен его исполнить. Решение для государства является обязательным.
- Существует ли какая-то процедура подачи самой жалобы?
- Официальные языки Европейского Суда по правам человека - английский и французский.
Подача жалобы - это бесплатная процедура. Более того, Европейская комиссия по правам человека может осуществить финансовую поддержку лица, чья жалоба принята к рассмотрению: возможно субсидирование поездки на заседание, а также ведение переговоров (переписки).
Россия вступила в СЕ 26 января 1996 г., но упомянутая Конвенция Госдумой пока не ратифицирована. Естественно, до ратификации жалобы приниматься не будут. Совет Европы решил принимать жалобы россиян лишь по основаниям, возникшим после указанной ратификации.
Адрес для подачи жалоб: Au Secretaire de la Cour Europeenne des Droits de l'Homme. Conseil de l'Europe. F-67075 Strasbourg Cedex. France.
- Как, с Вашей точки зрения, будут исполняться решения Европейского Суда?
- Часть 4 ст.15 Конституции РФ предусматривает обязательность международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права для правовой системы России. Однако в Конституции нет упоминания о решениях международных судов, которые имели бы преюдициальное значение для законодателя.
Как быть с Конституцией РФ, в которой не предусмотрена обязательность решений Европейского Суда для нашей правовой системы? Будет ли необходимость в толковании российской Конституции Конституционным Судом РФ или мы согласимся на обязательности решений Европейского Суда, исходя из самого принципа уважения к правам человека? Думаю, что последнее - наиболее верный путь.
Завадская Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право жалобы в Европейский Суд
Автор ответов на вопросы редактора
Завадская Л. - депутат Государственной Думы первого созыва, кандидат юридических наук, советник Фонда развития парламентаризма в России
Российская юстиция, 1996, N 6